Образовательные технологии
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме

Сахарова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках физики.

Учиться можно только весело…

Чтобы переварить знания,

надо поглощать их с аппетитом.

А. Франс

«Великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».

Игровая технология относится к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (по классификации Г. К. Селевко)

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

В своей теории К. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса, путем формирования и активизации у обучающихся творческой мыслительной, познавательной деятельности. Игра активизирует познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения повышается

мотивации учения, возрастает уровень заинтересованности (эвристическая функция), вырабатываются и совершенствуются навыки и умения (обучающая функция), ибо получение новых знаний через игру идет одновременно с их закреплением, в ходе которого многократное повторение не “приедается”, безболезненно ведя к более прочному усвоению. Так как в игре школьник не ощущает себя объектом воздействия взрослого, считая себя полноправным субъектом деятельности, то имеется возможность через игру формировать у него личностные качества (воспитательная функция). В

игре обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий и намерений с другими игроками; соблюдая правила игры, ее участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради совместных действий (коммуникативная функция) ради совместных действий. Через игру легче формируется культура восприятия человеческих ценностей (эстетическая функция).

Игра – особый вид деятельности.

- Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность в игре. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как деятельность, предписанная самой природой развития человека.

- Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает полученное удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение лёгкости.

- В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает способностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Зная эту особенность, при сложных дидактических задачах есть смысл вводить элементы игры. Это позволяет незаметно осваивать то, что было трудным ранее.

- В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное - поле для проявления своего «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

- В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением. Игра – общение равных. Игра для детей является привычной формой общения, в ней они себя чувствуют наиболее комфортно. Обсуждение в игровой форме позволяет избежать препятствий в виде недостаточного запаса знаний, неумения аргументировано отстаивать свое мнение.

Виды игр для уроков: 

  • Игры-драматизации
  • Ролевые игры
  • Имитационные игры
  • Деловые игры
  • Организационно-деятельностные
  • Организационно-мыслительные
  •  Игры-тренинги
  • Игры исследования
  • Игры-поиск
  • Театрально-карнавальные игры
  • Исторические игры
  • Комплексные игры
  • Игры-путешествия
  • игры-состязания
  • игры-сказки
  • КВН

На первый взгляд игровые методики просты и доступны. Однако простота игровых методик иллюзорна. С одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать, как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра представляет шанс прожить такое ценностное отношение, которого не представила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован.

Роль педагога, применяющего игровые  методики, заключается в следующем:

  • в способности исполнять роль посредника, доверенного лица
  • в умении работать в условиях неформального общения, занимая позицию неформального лидера
  • в способности быть участником совместной деятельности, не отделяя себя от детей в умении строить взаимоотношения с детьми «не равных»

Таким образом, меняются функции взрослого на уроке, который теперь не командует, не

контролирует, а сопровождает обучающегося в его индивидуальном образовании, причем

происходит это без видимого напряжения с его стороны.

Требования к подбору игр:

  • Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта
  • Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учётом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей
  • Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

  • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока
  • доступность для обучающихся данного возраста
  • умеренность в использовании игр на уроках

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если ее проводит толковый организатор. Из-за практического отсутствия методических разработок по этому вопросу и из-за катастрофической нехватки личного времени учителя для разработки и режиссуры игр, которые требуют повышенного методического и профессионального мастерства, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных мероприятиях, недооценивая ее роль в учебном процессе.

А.М.Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который

признаны изменить».


За основу игры можно взять мультфильм, поэтому материал для создания игр практически неисчерпаем. Данный вид игр можно использовать не только для уроков с объяснением нового материала, составленияна его основе задач, но и для его закрепления, а также для контроля знаний обучающихся. Для того чтобы немного усложнить выполнение данного задания, можно предложить назвать явления, происходящие на экране. Также в качестве домашних заданий можно предложить подобрать кадры из мультипликационного фильма или весь фильм на пройденную тему.

Задачи из игры «Сказки глазами учителя физики»:

  • С какой скоростью шли друзья от дома до речки, если они прошли 1,2 км за 20 минут?
  • Какая выталкивающая сила действует на лапоть, если масса пузыря, соломинки и лаптя 1,5 кг?
  • Какое количество теплоты потребуется для просушки лаптя, если он впитал 0,5 л воды из реки? Температура воды в реке 100С.
  • Сколько хвороста понадобится, если количество теплоты, необходимое для высушивания лаптя 1,2 МДж?
  • Определить силу Архимеда, действующую на пузырь, если он наполовину погружен в воду. Радиус пузыря 75 см.
  • Сколько тепла получат друзья дома, если они принесли 5 кг дров?

Игра «Угадай что?» создается для итогового повторения материала.

Создание игры предполагает опыт владения минимальным количеством простых в использовании программ: MS Paint, MS PowerPoint, Windows Movie Maker (или их аналоги свободного программного обеспечения).



Предварительный просмотр:

            «Использование проблемных ситуаций на уроках физики»

          Основная цель активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей, которые развиваются в процессе деятельности.
Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приёмов активизации является средством достижения этой цели.
Развивать познавательные способности учащихся – значит, формировать у них мотивы учения.
Мыслительная деятельность делится на три уровня:

  1. уровень понимания;
  2. уровень логического мышления;
  3. уровень творческого мышления.
           Понимание – это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения и т.д.
           Логическое мышление – процесс самостоятельного решения познавательных задач.
    Учащиеся должны самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, выводить формулы, анализировать их и т.д.
    В процессе мышления ученик самостоятельно приходит к новым выводам.
    Приёмы развития логического мышления – эвристическая беседа, логико-поисковые задания, приёмы работы с учебником и т.д.
           Одна из идей
    развивающего обучения (Тараданова Ирина Ивановна «Технология развивающего обучения») – это идея о наличии затруднения (проблемы) для учащихся в процессе обучения. Проблемная ситуация предполагает умственную активность ученика и порождает соответствующую мотивацию.
    Польский педагог В. Оконь так определяет проблемное обучение:
    «... под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблемы (постепенно к этому приучаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний».
            Теоретической основой проблемного обучения являются основные закономерности творческого познавательного процесса.
    При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся необходимо развивать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:
  1. Создают проблемную ситуацию, анализируют её и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.
  2. Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение.
  3. Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, но чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несёт в себе новое знание об изучаемом объекте.

        В соответствии с основными закономерностями творческой познавательной деятельности, которые являются теоретической основой проблемного обучения, проблемное обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем. «Самой существенной чертой проблемного обучения является не постановка вопроса, а создание проблемных ситуаций», писал В. Оконь.
        Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, оно направлено на формирование умений самостоятельно решать познавательные проблемы, на развитие творческого мышления школьников.
      Творческое мышление имеет три этапа:

  1. проблемная ситуация, с первоначальным её анализом и формулировкой проблемы;
  2. поиск пути решения проблемы;
  3. претворение найденного принципа решения проблемы и его проверка.

        Проблемы возникали в физике каждый раз, когда обнаруживались противоречия между вновь открываемыми опытными фактами и прежними представлениями, не способными их объяснить.
«... каждый раз, когда научное знание в данной области принимало законченную форму теории, опыт и наблюдение вне нас существующего мира обнаруживали новые факты, которые никак не укладывались в рамки теории
и, наоборот, явно ей противоречили. Под давлением новых фактов вырастала новая теория», писал академик А.Ф. Иоффе.
Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики.
       На уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:

  1. противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;
  2. противоречия процесса познания 9противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми);
  3. противоречия самой объективной реальности.

       Например, в 11 классе при изучении природы света, прошу учащихся подумать над тем: «Какими способами передаются воздействия одного тела на другое?» (например, как можно заставить звенеть колокольчик).
После обсуждения приходим к выводу, что возможны только два способа передачи воздействий:

  1. путем переноса частиц вещества от одного тела к другому;
  2. посредством окружающей их среды.

После этого сообщаю, что на этой основе во второй половине 17 века исторически почти одновременно возникли две теории света:

  1. корпускулярная (И. Ньютон 1672-1674 гг)
  2. волновая (Х. Гюйгенс 1678 г)

       Обе теории удовлетворительно объясняли явления отражения и преломления света.
Но вследствие того, что авторитет Ньютона в то время был выше, то приняли корпускулярную теорию света.
Открытие явлений интерференции и дифракции (О. Френель, Т. Юнг, Гримальди) показало, что эти явления хорошо объяснялись с волновой точки зрения, а не с корпускулярной.
В начале 20 века А. Эйнштейн (1905 г) высказывает гипотезу о квантовой теории света.
Свет обладает дуализмом, то есть «двойственностью» - в одних случаях ведет себя как волна, в других случаях, как поток частиц.
Итак: свет – это электромагнитная волна... (говорим почему).

     

          При изучении тепловых явлений учащимся неоднократно подчеркиваю, что все тела, находящиеся в длительное время в контакте друг с другом, имеют одинаковую температуру. Предлагаю учащимся измерить температуру в разных частях кабинета и убедиться, что она одинакова. После этого прошу их потрогать различные тела: железный гвоздь и деревянную линейку, книгу и батарею отопления и т.д. Они обнаруживают, что температура различных тел на ощупь кажутся разной. В конечном итоге выясняем, почему это так, кажется.
        При изучении атмосферного давления в 7 классе хорошую проблемную ситуацию создает следующий занимательный опыт: сваренное вкрутую и очищенное яйцо, положенное на горлышко графина, втягивается внутрь его, если предварительно бросить в графин зажженную бумагу и быстро закрыть графин яйцом. Проблемная ситуация рождается в силу того, что яйцо втягивается в графин «само», якобы без внешнего воздействия.
         Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать учащимся на противоречие. Необходимо так организовать их деятельность, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний.
      Нередко одна и та же проблема может быть решена различными способами:
          1.
 Ситуация неожиданности
        В 9 классе изучение закона Бернулли начинаю с таких вопросов:
- почему сильный ветер вздымает легкие предметы высоко над землей, а не прижимает их к земле?
- при ураганном ветре наблюдались случаи, когда крыши домов внезапно отделялись и подбрасывались вверх;
- почему при порывах ветра зонт выворачивается наружу?
- почему опасно находиться на краю перрона, когда рядом с большой скоростью проходит поезд?
Как объяснить это с точки зрения физики?
        В 10 классе при изучении электрического тока в различных средах использую рассказ об огнях святого Эльма:
Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.
Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
Н.С. Гумилёв
Как объяснить возникновение огней святого Эльма на кораблях?
        2.
Ситуация конфликта.
          Используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов. Например, при изучении в 11 классе СТО, ставился вопрос о том, что законы электродинамики Максвелла неверны, когда обнаружился отрицательный результат опыта А. Майкельсона (1881 г).
Разрешение этих проблем носит преимущественно характер «проблемного изложения», когда ставится и разрешается проблема учителем.
Цель организации таких ситуаций, с одной стороны, в возбуждении интереса учащихся к проблеме, а с другой – демонстрация образцов решения научных проблем, имеющих место в истории науки.

  1.  Ситуация опровержения создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, доказательства, проекта и т.п.

             Например, после изучения закона сохранения и превращения энергии, спрашиваю: «Почему сейчас не рассматриваются проекты вечных двигателей?»
После обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что невозможна работа двигателя без затрат энергии.

  1.  Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившиеся у учащихся, вступают в противоречие с научными данными.

        При изучении в 9 классе свободного падения, говорю о том, что древнегреческий учёный Аристотель утверждал, что «... тело большей массы падает на землю быстрее, чем тело меньшей массы».
Прав ли Аристотель?
Чаще всего ребята согласны с высказыванием Аристотеля. Далее проделываются опыты (два листа бумаги, один из которых скомкан, два кружка – железный и бумажный), в результате которых учащиеся приходят к выводу о том, что здесь свою роль играет сопротивление воздуха.
         При изучении атмосферного давления в 7 классе задаю вопрос: «Производит ли атмосферный воздух давление на находящиеся в нём тела?».
Если получен отрицательный ответ, то можно сказать, что «... ведь вода оказывает давление на погруженное в неё тело, почему же воздух не может оказывать давления?»
Далее проделываем опыт: неполный стакан с водой и лист бумаги или цилиндрический сосуд с краном, из которого выкачан воздух.
Бывает иногда и так, что формулировка вопроса сразу создает проблемную ситуацию.
          Например, после изучения
явления теплопроводности в 8 классе, учащиеся уже знают, что теплота может передаваться постепенно от более нагретой части тела к менее нагретой, задаю вопрос: «Почему в помещениях под потолком температура воздуха обычно бывает выше, чем внизу, около пола, хотя нагреватели – батареи отопления – находятся внизу?»
Здесь учащиеся сталкиваются с принципиально новым для них явлением. Его нельзя объяснить передачей теплоты путем теплопроводности.
После обсуждения данной проблемной ситуации приходим к выводу о том, что здесь имеет место другой вид теплопередачи – конвекция.
Вы пошли в поход, как охладить газ. воду? Учащиеся предлагают разные варианты как это можно сделать. Оказывается в этом может помочь ... Солнце и мокрая тряпка.
Проблемное обучение, как показал мой опыт его использования, может привести к серьезным положительным результатам в развитии учащихся только в том случае, если его применять систематически и оно охватывает основные виды учебной деятельности учащихся
Литература:

  1. Р.И. Малафеев «Проблемное обучение физике в средней школе» М., «Просвещение», 1980 г
  1. Р.И. Малафеев «Вечера занимательной физики» Ж. «Физика в школе» № 6 2004 г
  2. А.М. Матюшкин «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» М., «Педагогика», 1972 г
  3. М.И. Махмутов «Проблемное обучение» М., «Педагогика», 1975 г
  4. А.В. Усова «Проблемность в обучении физике» М., «Просвещение», 1975 г



Предварительный просмотр:

Сахарова Ольга Николаевна,  учитель физики МОУ «СОШ № 5»

Выступление на ШМО учителей  естественно – математического цикла

Дата:____________________________________

Тема: Теоретические основы использования групповой технологии

на уроках физики в школе.

      В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

      По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

 

К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию

- лекционно-семинарскую систему

- формы дифференциации учебного процесса

- дидактические игры

- бригадно-лабораторный метод

- метод проектов

Формы групповой работы:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

         При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Цели применения групповой работы:

• Обеспечение активности учебного процесса.

• Достижение высокого уровня усвоения содержания.

         Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебнопознавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;

- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

 

Особенности организации.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

                Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

              Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

            При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Разновидности групповых технологий

Групповой опрос.

        Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Общественный смотр знаний. 

В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.  

Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).

Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Диспут. 

Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

- Я критикую идеи, а не людей.

- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки. 

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.).



Предварительный просмотр:

Технология тестирования

Сахарова Ольга Николаевна, учитель физики, выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла, дата_______________

  1. Введение.

     Люди конца XX и начала XXI века стали свидетелями лавинообразного увеличения возможностей и благ, которые дают им новые технологии. Компьютеры и INTERNET, новые машины и средства связи, новые материалы и услуги. Всё это впечатляет и поражает воображение. Сегодня изменились и технологии, связанные непосредственно с формированием человека. В области образования одной из актуальных является проблема оценки уровня знаний (подготовленности) учащихся по различным предметам.

     А управление педагогическим процессом в любом учебном заведении эффективно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи. Современная дидактика признаёт, что  «проблема создания и внедрения в широкую практику образовательных стандартов по всем учебным предметам в средней школе самым тесным образом связана с другой, не менее важной - достоверности и надёжности измерения уровня обученности человека в соответствии с каким-либо из этих стандартов» .

     Качество контроля знаний и умений обучаемого очень важно во всех учебных заведениях. В современных условиях необходимо качественное изменение подхода к контролю результатов обучения. В концепции федеральных государственных стандартов образования утверждается, что система измерителей «должна обладать как минимум тремя функциями: диагностической, воспитывающей и информационной».

     Для объективной оценки знаний учащихся необходимо использовать современные стандартизированные методы оценки учебных достижений, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы. Такую стандартизированную процедуру оценки знаний учебных достижений называют тестированием.

     Обязательным составным элементом системы измерителей результатов обучения есть и будут дидактические тесты. Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основано на мощной теории и подтверждено многочисленными исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует 120 лет, и за это время накоплен опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.

     В нашей стране тесты были официально признаны как достойное средство измерения (наряду с другими, традиционными) только в начале 90-х годов. Дидактические тесты могут быть использованы не только при текущем контроле знаний, но и при итоговой аттестации учащихся всех типов школ, что важно для объективного контроля результатов образовательной деятельности как на заключительном, так и промежуточных этапах обучения.

      Любой дидактический тест должен быть действенным. Эффективный диагностический тест-это стандартизированная методика, тщательно научно - методически разработанная и проверенная. Вопрос о необходимости тестов в педагогике позитивно решила практика - «да, нужны, но на своём месте, если они будут решать чётко определённый круг дидактико-диагностических задач».

     Нужны надёжные и валидные стандартизированные тесты, а не любительские самоделки.

  1. Основная часть.

2.1. Что включает в  себя понятие «Тест».

Тест - от английского test – испытание, проверка.

Дидактический тест- система взаимосвязанных заданий для контроля усвоения знаний, сформированности умений, навыков учащихся по определённому учебному материалу или практических знаний.

2.2. Основные функции тестирования при проверки и оценки результатов обучения.

  • Информационная - позволяет учителю систематически фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
  • Диагностическая - обеспечивает связь «учитель-ученик» для внесения коррективов в методику обучения, позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;
  • Обучающая - помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах, указывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;
  • Воспитательная  - стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умения самоконтроля и самооценки;
  • Аттестационная - связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

2.3. Положительные стороны тестирования.

  1. Тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания.
  2.  Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру  и единые критерии оценки, что приводит к снижению нервных напряжений.
  3. Тестирование  предоставляет всем ученикам равные возможности.
  4. Широта теста даёт возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала, т.е. ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.
  5. Тесты эффективны с экономической точки зрения.

2.4.Типы дидактических тестов и тестовых заданий по видам контроля:

  • Входной (он же предварительный, установочный), выявляет базовый, уровень подготовки учащего к обучению  (по теме, разделу);
  • текущий контроль проводится в течение всего учебного процесса в различных формах;
  • рубежный контроль осуществляется по завершению темы, раздела курса;
  • итоговый контроль по предмету-по завершении изучения цикла дисциплин; по завершении ступени обучения.

2.5.Типы дидактических тестов и тестовых заданий по форме:

  • тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа (или нескольких верных) из набора предлагаемых;
  • тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа  на задание самим тестируемым).

                   3. Методика составления теста.

        Правильно составленный тест представляет собой совокупность        сбалансированных  тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов и измерение учебных достижений учащихся в широком диапазоне их знаний.

3.1.Методика составления списка вопросов.          

   1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

   2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

   3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

   4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

   5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

 3.2. Методика составления списка вариантов ответов на каждый вопрос.

Составление списка вариантов ответов ведётся в соответствии с типом вопроса:

-тип вопроса № 1-за основу берётся правильный ответ в развёрнутом виде. Все остальные варианты получаются путём изменения формулировки или внесения неточностей, опечаток или неправильных вставок.

-тип вопроса № 2-берётся список определений, и создаются правильные и не правильные связи с определениями всего теста.

-Тип вопроса № 3- берётся 2 или более связи между определениями (не обязательно все верные).

Для всех 3 типов вопросов обязательно следующее:

  • Число вариантов в вопросе не менее 4-6.
  • Как можно меньше использовать вопросы с 1 правильным вариантом ответа.
  • Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
  • Не задавайте вопросы с подвохом (в заблуждение могут быть введены наиболее способные учащиеся).
  • все вариантов ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, используйте короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов.
  • Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
  • Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
  • Если ставится вопрос количественного характера, ответы  располагайте в алфавитном порядке.
  • Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
  • Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

4. Инструкция испытуемому перед выполнением теста.

     В инструкции испытуемому должны быть обязательно указаны следующие параметры теста: максимальное число вопросов; среднее время на вопрос; как отсчитывается время, на весь тест или на каждый вопрос; есть ли  вопросы; для которых можно отметить несколько верных вариантов ответов или ни одного верного; через какое время возможно ещё раз попытаться  сдать тест.

5.Заключение.

      Технологии и методики тестирования сегодня широко используются при проведении единого государственного экзамена в России.

     Поэтому учителя школ должны профессионально подходить к вопросу использования (или создания) качественного диагностического инструментария контроля результатов образовательной деятельности.

     Ученику для получения качественного образования по физике прежде всего надо систематически заниматься физикой, пытаться понять её законы и научиться применять их при решении теоретических и практических задач.

     Только после этого можно знакомиться с особенностями различных форм заданий: заданий с выбором ответа, открытыми заданиями с кратким и развёрнутыми ответами.

     Систематическое использование тестирования учителями школ на этапах обобщения изученного материала, его повторения, при организации тематического, итогового контроля знаний

даёт  учителю:

  • более полную картину успехов каждого ученика в овладении знаниями и умениями в соответствии с предъявляемым стандартом физического образования;
  • помогает учителю более целенаправленно оказывать индивидуальную помощь учащемуся, корректировать собственную деятельность, выявлять одарённых школьников и оказывать им помощь в развитии их способностей;
  • помогает выявлять уровень подготовленности учащихся по предмету, их готовность к итоговой аттестации в форме  ЕГЭ.

 даёт возможность учащимся:

  • составить представление о  тестовой форме, её структуре;
  • приобрести опыт выполнения заданий разного уровня сложности;
  • оценить свои успехи самостоятельно по объективным критериям.

                                              5. Список литературы:

  1. Кабардин О.Ф., Земляков А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся//Сов. педагогика, 991,№ 12.С.27-33.
  2. Кузнецов А., Пугач В., другие. Тестовые задания. Информатика. Методическое пособие. М., Лаборатория Базовых знаний, 2002.
  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., «Интеллект центр», 2001.-296 с.

Приложение № 1.

Рекомендации ученику от учителя физики.

УЧЕНИК ПОМНИ:

Умение решать задачи - это одно из условий успешной сдачи приёмных экзаменов в российские вузы.

Задача - это конструкция, имеющая количественные данные и требующая количественный (числовой) ответ.

Учебная физическая задача- это ситуация, требующая мыслительных и практических действий, основанных на знании понятий и законов физики и направленных на закрепление, углубление и развитие этих знаний.

Знать физику – это уметь решать задачи (так считали Нобелевские лауреаты Э.Ферми и П. Капица).

Чтобы уметь решать задачи, ученик должен обладать обычными знаниями: выучил- воспроизвёл; творчества здесь нет. Но создаётся необходимая его основа.

ПУСТАЯ ГОЛОВА НЕ МЫСЛИТ.

При решении стандартных задач по физике учащиеся должны обладать необходимыми знаниями:

1). Знание физических формул;

2). Знание единиц физических величин;

3). Умение выполнять алгебраические преобразования и вычисления.

САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ - ЭТО ПРОСТО ИХ РЕШАТЬ!

«Я всю жизнь учился мыслить, преодолевать трудности, решать вопросы и задачи».

К.Э.Циолковский

Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.

(Русская пословица).

           Читай задачу, не спеши.

           Ещё читай, да запиши,

           Рисунок сделай, если можно

           И думай - всё не так уж сложно!

                                                                  Понять пытайся смысл задачи

                                                                  Не отступай при неудаче.

                                                                  Ищи в таблицах данные

                                                                  И мировые постоянные.

           Законы, формулы припомни-

           Твои возможности огромны.

           Потом напишешь уравнения

           В СИ- системе вычисления.

                                                               Проверку сделай у задачи,

                                                               Подумай, как решить иначе.



Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках физики

Сахарова Ольга Николаевна,  учитель физики МОУ «СОШ № 5»

Выступление на ШМО учителей  естественно – математического цикла

Дата:

Введение

              Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании школьника. В связи с этим главную цель обучения можно конкретизировать более частными целями: воспитание у школьников в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности; развитие интереса к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, что определяет следующие конкретные цели обучения: осознание учащимися роли физики в науке и производстве, воспитание экологической культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.

            В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения.

Роль и место компьютера в обучении физике

           Компьютер для учащихся –это источник получения новой информации, инструмент интеллектуальной и познавательной деятельности.

          Наиболее ценными результатами образования считается гибкость и широта мышления, способность и стремление учиться. Но на практике школьное обучение дает в основном некоторую сумму знаний, интересы учащихся при этом развиваются недостаточно. Это связано в первую очередь с преобладанием пока в большинстве школ объяснительно-иллюстративного метода обучения.

         Основная задача педагога заключается в том, чтобы сделать приобретаемые знания личностно значимыми для учащегося. Это можно достичь формированием у школьников положительного отношения к учению, организацией обучения таким образом, чтобы оно максимально способствовало развитию у них активности, самостоятельного творческого мышления, но для этого необходимо сделать акцент в организации учебного процесса на увеличение самостоятельной работы учащихся.

           Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физике. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе, и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем.

           Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. В современном кабинете физики (как, впрочем, и в любом другом кабинете естественно-научной специализации) должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном.

               Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

                В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

            Рассмотрим некоторые способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:

· компьютерные демонстрации;

· лабораторно – компьютерный практикум;

· компьютерное тестирование.

Компьютерные демонстрации

          Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, что существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. С другой стороны достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, видеопроектора, или комплекса - компьютер плюс телевизор, чтобы начать работать по этой технологии.

Компьютерные анимации позволяют показывать схемы процессов, которые трудно представить учащимся. Объяснение процессов связано со знанием структуры вещества на атомно-молекулярном (давление газов, протекание тока, ядерные реакции) или планетарном уровне (образование ветров, магнитное поле Земли, солнечное затмение). Анимации можно использовать для демонстрации принципов действия технических устройств (насос, множительный аппарат, двигатель и т.д.), в которых невозможно увидеть процесс в ходе работы механизма. Другие анимации призваны облегчить введение абстрактных понятий, физических величин, которые связаны с изменением какого-либо параметра во времени (движение относительно разных систем отсчета, ускорение как изменение вектора скорости, правило буравчика и т.д.)

Компьютерная модель реального эксперимента или опыта  позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент (слайд 7). Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

Компьютерные интерактивные модели, представляющие собой схемы, графики, имитации процессов и экспериментов, задания, игры, исходные параметры которых задаются пользователем, протекание процессов рассчитывается с использованием физических законов. Результат расчетов представляется в виде статичной или динамичной картины. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов.

Фотографии природных явлений, бытовых приборов и приспособлений, экспериментальных установок, технических объектов, портреты ученых. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений, открытых в лаборатории.

Рисунки, которые являются статичными иллюстрациями к текстам сопровождаемых учебников и представляют собой схемы приборов, экспериментальных установок, электрических цепей, образное представление физических величин, символьное изображение протекающих процессов, модельных представлений об их протекании, а также графики зависимостей физических величин от времени, расстояния и т.п., диаграммы, иллюстрирующие взаимосвязь различных физических параметров объектов. Например, представить схему работы домкрата и фотография гидравлический подъемника или принципа действия электродвигателя. Такое совмещение крайне важно для выработки навыков условного обозначения устройства приборов на чертежах и наоборот чтения чертежей и сопоставления их с реальными устройствами.

Текстовые фрагменты, представляющие собой определения физических понятий, величин, явлений, формулировки законов и границ их применимости, описания важнейших технических устройств, упоминающийся в школьных учебниках. Обобщающие таблицы, являющиеся сводом основных понятий и законов, изученных в данной теме.

Обобщающие таблицы могут содержать разнообразную информацию: текстовую, графическую, символьную и т.д.

Компьютерное тестирование

          В учебном процессе тестирование в той или иной форме используется давно. В традиционной форме тестирование - это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем, возможно, он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся.

Компьютерный практикум

          Эта технология более трудоемка для учителя и требует специальной подготовки. Необходимо наличие компьютерного класса и деление класса на подгруппы. Так как изначально в технологии заложена активная роль ученика, этот вид занятий необычайно эффективен для его творческого развития. Компьютер здесь рассматривается как средство для решения тех или иных задач физики. Но, применяя компьютерный практикум, учителю не следует отказываться и от традиционной формы проведения лабораторной работы, а лучше умело сочетать эти формы на практических уроках. Например, пока одна подгруппа выполняет практикум с использованием виртуальной лаборатории, другая делает такой же практикум, но с использованием традиционного физического оборудования. Затем можно подгруппы поменять местами.

         Бесспорно, что в школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Использование информационно – коммуникационных технологий в обучении физике

          Применение в преподавании физики информационных технологий позволяет  более успешно решать следующие задачи:

· развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;

· развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;

· осуществлять воспитание коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;

· воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;

· разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.

            Решение этих задач становится возможным вследствие использования вместе с видеокомпьютерными средствами таких методов обработки информации, как математическое моделирование, компьютерная графика, мультимедиа, компьютерная обработка результатов лабораторных экспериментов.

           Систематичное, грамотное проведение компьютерного эксперимента приводит к появлению у школьников осознанной потребности применения компьютера для решения задач, в том числе и по физике. От учеников часто слышу предложения решить или проверить задачу на компьютере. Оптимально подобранные программы для проведения эксперимента позволяют учащимся самостоятельно выбрать программу для решения конкретной задачи.

Роль компьютера на разных этапах урока

               Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Использование компьютера на уроках дополняет учебный процесс, является неотъемлемой его частью, повышает активность учащихся, развивает их способности, побуждает к получению знаний, расширяет кругозор, повышает качество образования.

               Компьютер является неотъемлемой частью при объяснении нового материала. Это  создание презентаций средствами PowerPoint. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала

         Презентация урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы PowerPoint из пакета Microsoft Office. При помощи PowerPoint можно строить диаграммы и графики, готовить слайды, проспекты, а также организовывать показы слайдов.

        При завершении изучения каждой темы предлагаю учащимся самим составить презентации, которые затем обсуждаются с учащимися.

       В своей работе большое внимание уделяю воспитательному аспекту урока и считаю, что великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо. Именно работа с компьютером на уроках формирует навыки поиска необходимой ему в данный момент времени информации. Источником такой информации может быть книга, энциклопедия, Интернет, интерактивные компьютерные курсы. Например, недостаток в учебнике физики сведений об ученых и их жизнедеятельности, особенностях характера раньше приходилось компенсировать показом видеосюжетов, которые записывала с телевизора, собственными рассказами, сообщениями ребят. Теперь стало возможным использовать «Интерактивную энциклопедию науки и техники», Интернет.

Результаты применения ИКТ:

-  повышение интереса учащихся к изучению физики;

- более глубокое изучение физических процессов.

Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке достигается в следующих случаях:

    использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;

    более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;

    использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;

    автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;

    решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;

    тестирование и коррекция результатов учебной деятельности;

    для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся.

Разумеется, педагогическая эффективность использования компьютерных программ зависит не только от самих электронных средств, но и от подготовки учителей для работы с ними, от наличия оборудования.

Программное обеспечение: 

Огромный выбор цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю выбрать программное обеспечение для реализации любых образовательных задач. Компьютерные программы по физике очень разнообразны: источники дополнительной информации; демонстрации; тренажёры для подготовки к ГИА и ЕГЭ; виртуальные лаборатории; мультимедийные и интерактивные приложения; обучающие игры и многое другое.

Например, на  уроках можно использовать программное обеспечение:

1.  Электронные энциклопедии «Кирилл и Мефодий»

В данной энциклопедии представлен разнообразный теоретический материал для самостоятельного изучения учащимися, подготовки докладов. А так же анимации и видео для демонстраций физических законов на уроке.

2. Электронное учебное издание для подготовке к ЕГЭ по физике.

Этот комплект включает, как теоретический материал, представленный в доступной форме, задания для подготовки с подробный разбором задач и виртуальный экзамен для самопроверки и контроля.

3.   Электронные приложения к учебнику.

Содержит данный курс иллюстрации, видеофрагменты, анимации. Включены справочные материалы, основные формулы по физике и математике, таблицы.

Перечень сайтов, для использования на уроке: 

               Большие возможности в практике учителя физики дает применение Интернет- ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий, например:

1.     Сайт «Классная физика» - содержит занимательный материал по предмету, тесты, контрольные и много другое.

2.     Сайт «Виртуальная лаборатория» - содержит множество виртуальных лабораторных работ.

3.     Сайт «Физика.ру» — данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов.

4. ФИПИ (http://www.fipi.ru/) – демонстрационные версии тестов ГИА и

ЕГЭ.

5.«Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/) – содержит анимационные картинки, схемы и иллюстрации для уроков, а так же контрольные, проверочные тесты и много другое.

Заключение.

Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем.

 

Литература:

  1. Бордовская Н.А., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
  2. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2003.
  3. Высоцкий И. Р., Компьютер в образовании, //Информатика и образование,2000,№ 1
  4. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2003-№3.
  5. Полат Е. С. Информационные технологии в системе образования. М.,1999.
  6. Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.



Предварительный просмотр:

Рекомендации ученику от учителя физики.

УЧЕНИК ПОМНИ:

Умение решать задачи - это одно из условий успешной сдачи приёмных экзаменов в российские вузы.

Задача - это конструкция, имеющая количественные данные и требующая количественный (числовой) ответ.

Учебная физическая задача- это ситуация, требующая мыслительных и практических действий, основанных на знании понятий и законов физики и направленных на закрепление, углубление и развитие этих знаний.

Знать физику – это уметь решать задачи (так считали Нобелевские лауреаты Э.Ферми и П. Капица).

Чтобы уметь решать задачи, ученик должен обладать обычными знаниями: выучил- воспроизвёл; творчества здесь нет. Но создаётся необходимая его основа.

ПУСТАЯ ГОЛОВА НЕ МЫСЛИТ.

При решении стандартных задач по физике учащиеся должны обладать необходимыми знаниями:

1). Знание физических формул;

2). Знание единиц физических величин;

3). Умение выполнять алгебраические преобразования и вычисления.

САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ - ЭТО ПРОСТО ИХ РЕШАТЬ!

«Я всю жизнь учился мыслить, преодолевать трудности, решать вопросы и задачи».

К.Э.Циолковский

Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.

(Русская пословица).

           Читай задачу, не спеши.

           Ещё читай, да запиши,

           Рисунок сделай, если можно

           И думай - всё не так уж сложно!

                                                                  Понять пытайся смысл задачи

                                                                  Не отступай при неудаче.

                                                                  Ищи в таблицах данные

                                                                  И мировые постоянные.

           Законы, формулы припомни-

           Твои возможности огромны.

           Потом напишешь уравнения

           В СИ- системе вычисления.

                                                               Проверку сделай у задачи,

                                                               Подумай, как решить иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...