Физика: решение задач
элективный курс по физике по теме

Кузнецова Алина Валентиновна

Материал представляет собой рабочую программу факультативного курса, реализуемую в учреждении среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО СО «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ФАКУЛЬТАТИВА

Физика: решение задач

ПЕРВОУРАЛЬСК

2010 г.


Рабочая программа факультатива разработана на основе федерального компонента государственного  стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 5.03.04  №  1089) , регионального компонента  среднего (полного) общего образования (Постановление Правительства  от 17.01.06 № 15-ПП), примерной программы среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень , 10 – 11 классы (О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов, Н. С.  Пурышева, Л.А Богаткина, (г. Москва ),2004).

Разработчик:

Кузнецова А.В., преподаватель II категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Согласовано

Цикловой комиссией

протокол № _______

от «___»________2010г.

Утверждено

Методическим советом

протокол № _________

от «___»_________2010г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ программы факультатива

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание факультатива

5

  1. условия реализации  факультатива

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения факультатива

9


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ факультатива

Физика: решение задач

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа факультатива является дополнением к рабочей программе учебной дисциплины «Физика» для специальностей НПО  «Сварщик», «Автомеханик».

1.2. Место факультатива в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Факультатив «Физика: решение задач» является дополнением дисциплины «Физика» рабочего учебного плана, предназначенный  для углублённого изучения  разделов «Механика», «Молекулярная физика» и «Электродинамика» студентами  НПО.

1.3. Цели и задачи факультатива – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение факультатива направлено на достижение следующих целей:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач;
  • овладение умениями решать задачи повышенной сложности из разделов «Механика», «Молекулярная физика» и «Электродинамика».

В результате освоения факультатива обучающийся должен:

знать/понимать:

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции;

уметь:

  • решать физические задачи повышенной сложности из разделов «Механика», «Молекулярная физика» и «Электродинамика».

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося  42часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 35 часов;

самостоятельной работы обучающегося  7часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА

2.1. Объем факультатива и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

35

в том числе:

     лабораторные  работы

*

     практические занятия

18

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

7

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

*

    Внеаудиторная самостоятельная работа

7

Итоговая аттестация в форме практической работы    


2.2. Тематический план и содержание факультатива                            Физика: решение задач

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1. Классификация

учебных задач.

Классификация учебных задач.

1

3

Практическая работа: Классифицируйте предложенные задачи.

1

2. Задачи повышенной сложности.

Алгоритм решения задач повышенной сложности.

1

Практическая работа: Составьте алгоритм решения предложенной задачи.

1

3. Решение задач по

теме «Кинематика».

Решение графических задач по теме «Кинематика».

1

Практическая работа: Решите графическую задачу по теме «Кинематика».

1

4. Решение задач по

теме «Динамика».

Решение графических задач по теме «Динамика».

1

Практическая работа: Решите графическую задачу по теме «Динамика».

1

5. Решение задач по

теме «Законы

сохранения».

Решение вычислительных задач по теме «Законы сохранения в механике».

1

Практическая работа: Решите вычислительную задачу по теме «Законы сохранения в механике».

1

6. Решение задач по

теме «Механические

 колебания и волны».

Решение графических задач по теме «Механические колебания и волны».

1

Практическая работа: Решите графическую задачу по теме «Механические колебания и волны»

1

7. Решение задач по

теме «Идеальный газ».

Решение графических задач по теме «Идеальный газ».

1

Практическая работа: Решите графическую задачу по теме «Идеальный газ».

1

8. Решение задач по

теме «Электростатика».

Решение графических  задач по теме «Электростатика».

1

Практическая работа: Решите графическую задачу по теме «Электростатика».

1

9. Решение задач по

 теме «Термодинамика».

Решение вычислительных задач по теме «Термодинамика».

1

Практическая работа: Решите вычислительную задачу по теме «Термодинамика».

1

10. Решение задач по

теме «Постоянный

электрический ток».

Решение экспериментальных задач по теме «Постоянный электрический ток».

1

Практическая работа: Решите экспериментальную задачу по теме «Постоянный электрический ток».

1

11. Решение задач по

теме «Соединение

резисторов».

Решение экспериментальных задач по теме «Соединение резисторов».

1

Практическая работа: Решите экспериментальную задачу по теме «Соединение резисторов».

1

12. Решение задач по

теме «Магнитное поле».

Решение задач качественных задач по теме «Магнитное поле».

1

Практическая работа: Решите качественную задачу по теме «Магнитное поле».

1

13. Решение задач по

теме «Электромагнит-

ная индукция».

Решение качественных задач по теме «Электромагнитная индукция».

1

Практическая работа: Решите качественную задачу по теме «Электромагнитная индукция».

14. Решение задач по

теме «Электромагнит-

ные колебания».

Решение экспериментальных задач по теме «Электромагнитные колебания».

1

 «Электромагнитные колебания».

1

15. Решение задач по

теме «Переменный электрический ток».

Решение экспериментальных задач по теме «Переменный электрический ток».

1

Практическая работа: Решите экспериментальную задачу по теме «Переменный электрический ток».

1

16. Решение

комбинированных задач

Решение комбинированных задач.

Практические работы:

Решите комбинированную задачу по темам «Динамика» и «Электростатика»;

Решите комбинированную задачу по темам «Законы сохранения в механике» и «Термодинамика»;

Решите комбинированную задачу по темам «Динамика» и «Магнитное поле».

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задачи на определение перемещения тела при свободном падении;

Решение задачи на определение скорости тела при упругом столкновении;

Решение задачи на определение параметров идеального газа;

Решение задачи на применение I закона термодинамики;

Решение задачи с использованием закона Ома;

Решение задачи на определение переменных параметров электромагнитных колебаний

Решение задачи на расчёт цепи переменного тока.

1

1

1

1

1

1

1

Завершающая практическая работа

1

Всего:

42

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации факультатива

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация факультатива требует наличия учебного кабинета физики;

Оборудование учебного кабинета: стандартное

Технические средства обучения: компьютер, демонстрационная доска                

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  [1] Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 10-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 1999

 [2] Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 11-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 2000

[3]  Касьянов В.А. Физика 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2003

 [4]  Касьянов В.А. Физика 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2004

 [5]Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие  для общеобразоват. учебных заведений.-  М.: Дрофа, 2001

Справочные пособия:    

[6] Аракелян Э.М. Словарь терминов и понятий по курсу физики.- М.: Высшая школа, 1982

[7] Яворский Б.М., Селезнёв Ю.А., Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования- М.: Наука, 1989

 [8] Енохович А.С. Справочник по физике- М.: Просвещение, 1990

Дидактические материалы по физике:

[9] Кирик Л.А. Физика -10, Физика -11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.- М.: Илекса, 2008

[10] Ушаков М.А. Наглядные задачи по физике.- М.: Высшая школа, 1981

[11] Андрюшечкин С.М., Слухаевский А.С. Многовариантные контрольные работы-М:   Школа-Прес,1998

[12] ЕГЭ 2009. Физика. Сборник заданий/ Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов. – М.:  Эксмо, 2008

[13] Подготовка к ЕГЭ. Физика. (СD)  

[14] Интерактивные сборники тестовых заданий по физике. (CD)

4. Контроль и оценка результатов освоения факультатива

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и завершающей практической работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения

факультатива

обучающийся должен

 знать/понимать: 

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,

уметь:

  • решать качественные, вычислительные, графические, экспериментальные, комбинированные задачи повышенной сложности.

Завершающая практическая работа:

Решить комбинированную задачу с установлением сложных структурных связей между элементами данных, переводом текстовой информации в математическую и графическую форму, проведением алгебраических преобразований и анализом полученного результата.

Разработчик:         

ГБОУ СПО СО «ПМК»            преподаватель                      А.В. Кузнецова            
             

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

урок физики решение задач

данный урок создан в виде презентации.  Урок рекомендуется проводить как обобщающий по теме "Давление" в 7классе. он начинается кроссвордом и заканчивается составлением учениками самостоятельно з...

Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»

Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов.  Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...

Элективный курс по физике"Решение задач!"

Курс предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ....

Самоконтроль и взаимоконтроль на уроке физики "Решение задач по теме "Механическое движение"

Урок проводится в 7 классе.Цели данного урока:Образовательные: повторить основные понятия, формулы равномерного движения, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномер...

Программа элективного предмета по физике «Решение задач по физике»

Пояснительная запискаПрограмма элективного курса  для 10-11 классов составлена на основе:- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобр...

Программа элективного курса по физике . «Решение задач повышенной сложности (части «2») ЕГЭ по физике» (11 класс).

Программа элективного курса " Рещение задач повышенной слохности части"2" )ЕГЭ по физике"   предназначена для учащихся11  класса. . Способствует эффективной подготов...