Рабочая программа по физике 8 класс, А. В. Пёрышкин, 2 часа в неделю
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Оксененко Владимир Григорьевич

Рабочая программа соответствует новому учебнику А.В. Пёрышкина, изданному в 2013  году в соответствии со вторым поколением стандарта основного общего образования по физике(ФГОС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета.

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

      Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

 Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики.

      Изучение физики в 8 классе направлено  на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных; световых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 

Приоритетами для школьного курса физики  в 8 классе являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)

Тепловые явления (25 ч)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электрические и магнитные явления (28 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.  Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Световые явления (11 ч)

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Повторение (4ч)

В основе отбора содержания учебного материала

лежат следующие принципы:

  • Научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки)
  • Генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий)
  • Целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств)
  • Преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся)
  • Систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников)
  • Гуманитаризация образования (представление физики как элемента общечеловеческой культуры
  • Экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды, рассмотрения влияния на живой организм факторов природной среды)

Требования к уровню подготовки обучающихся   8 класса по физике.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях.
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля  исправности электропроводки и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов.

Реализация программы обеспечивается

учебно-методическим комплектом (учебник включён в Федеральный перечень):

Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013..

Учебник включает весь необходимый материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличается простотой и доступностью изложения материала. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный  теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.

       Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.

Задачник переработан в соответствии с «Обязательным минимумом», полностью обновлен иллюстративный материал.  Предлагаемые задачи интересны по содержанию и дают возможность дифференцированно провести любой урок: для каждого учащегося можно подобрать задачу по способностям, интересам и успеваемости. В сборник также вошли вопросы, с помощью которых учащиеся глубже осознают физические явления, увидят межпредметные связи.  

         Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru

  • Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа,  2013.

  • О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.

Особенности курса, отличающие его от Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования.

  • данный курс, как в теоретической, так и фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве
  • широкое применение интегративного подхода. Это способствует формированию единой естественнонаучной картины.
  • пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам
  • высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.

Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:

  1. Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания.
  2. Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).
  3. Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем.
  4. Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся, приобретению опыта построения и применения этих связей при решении проблемных задач

Литература для учителя.

  • Физика. 8 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа,2013.
  • Физика. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 7 класс» / Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова. – М.: Дрофа, 2013
  • Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.
  • Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение,2013.
  • А.Е. Марон, С.В Позойский, Е.А. Марон. Сборник вопросов и задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2013.
  • Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа,  2013.
  • О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
  • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2013.
  •  О. Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1991

Литература для обучающихся.

  • Физика. 8 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013.
  • Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.
  • О. Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1991
  • Энциклопедия для детей. Физика, ч.1,ч.2, М, Мир энциклопедий Аванта +, 2007 г.

Цифровые образовательные ресурсы.

  1. Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru
  2. Интерактивный курс « Физика, 7-11 классы». CD диск. ООО « Физикон», 2005.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8 класс. CD диск.ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.

Образовательные ресурсы Интернет.

sdamgia.ru

zavuch. info

pedsovet.ru

rusedu.ru

www.it-n.ru

window.edu.ru

school-collection.edu.ru

festival.1 september.edu.ru

fipi.ru

www1.ege.ru

college.ru

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела, темы

Количество

часов

(всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные,

практические

работы

Контрольные

работы

Тепловые явления.

14

2

1

Изменения агрегатных состояний вещества.

11

1

1

Электрические явления.

23

5

1

Электромагнитные явления.

5

2

-

Световые явления.

11

1

1

Повторение

4

-

-

ИТОГО:

68

11

4

Тематическое планирование учебного материала по физике
в 8 классе (2 часа в неделю, всего 68 часов), по учебнику А. В. Перышкина

№ урока

Содержание учебного материала

Материал для изучения.

Сроки изучения

Тема 1.  Тепловые явления.

Глава 1

14 часов

Температура. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц.

§ 1

Внутренняя энергия.

§ 2

Способы изменения внутренней энергии

§ 3

Теплопроводность. Виды теплопередач.

§ 4

Конвекция, излучение.

§ 5, § 6

Тепловое равновесие. Необратимость процесса теплопередачи.

§§ 3 – 6

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

§ 7, §8

Расчет количества теплоты. Решение задач.

§ 9

Лабораторная работа № 1 «Проверка уравнения теплового баланса»

Стр. 220

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Стр. 221

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

§ 10

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

§ 11

Повторение. Тепловые явления. Решение задач.

Стр. 71

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления»

Тема 2.  Изменение агрегатных состояний вещества.

Глава 2

11 часов

Плавление и кристаллизация.

§ § 12 – 14

Удельная теплота плавления.

§ 15

Испарение и конденсация.

§ 16, § 17

Кипение. Удельная теплота парообразования.

§ 18, § 20

Зависимость температуры кипения от давления. Решение задач.

Влажность воздуха.

§ 19

Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха»

Стр. 222

Преобразование энергии в тепловых машинах.

§ 21

Двигатель внутреннего сгорания.

§ 22

Паровая турбина. КПД тепловой машины.

§ 23, § 24

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Стр. 71

Тема 3.  Электрические явления.

Глава 3

23 часа

Электризация тел. Два вида электрических зарядов.

§ 25

Взаимодействие зарядов. Электроскоп.

§ 26

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

§ 27

Делимость электрического заряда. Планетарная модель атома.

§ 28, § 29

Закон сохранение электрического заряда. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

§ 30, § 31

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Электрическая цепь.

§ 32, §33

Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах.  Полупроводниковые приборы.

§ 34

Действия электрического тока. Направление электрического тока.

§ 35, §36

Сила тока. Амперметр.

§ 37, §38

Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

Стр.224

Напряжение. Вольтметр.

§ §39 – 41

Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Стр. 225

Электрическое сопротивление. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом»

§ 43, § 47

Стр. 226

Закон Ома для участка электрической цепи.

§ 44

Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Стр. 227

Характеристики электрического тока. Решение задач.

§ 45

Закон Ома. Решение задач.

§ 46

Последовательное и параллельное соединение проводников

§ 48, §49

Работа и мощность электрического тока.

§ § 50 – 52

Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Стр. 228

Закон Джоуля – Ленца.

§ 53

Электрические явления. Повторение. Решение задач.

§ 54, §55, §56

Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления»

Стр. 161

Тема 4.Электромагнитные явления.

Глава 4

5 часов

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.

§ 57, § 58

Электромагнит. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

§ 59,

Стр. 229

Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли.

§ 60, § 61

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

§ 62

Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

Стр. 230

Тема 5. Световые явления.

Глава 5

11 часа

Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света.

§ 63,  § 64

Отражение света. Закон отражения света.

§ 65

Плоское зеркало.

§ 66

Преломление света.

§ 67

Закон преломления света. Решение задач.

§ 67

Линза. Фокусное расстояние линзы.

§ 68

Построение изображений в линзах.

§ 69

Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы»

Стр. 230

Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

§ 70

Световые явления. Повторение. Решение задач.

Стр. 217

Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления»

Тема 6.  Повторение

 4 часа

Тепловые явления

Стр. 71

Электрические явления

Стр. 161

Электромагнитные явления

Стр. 185

Световые явления

Стр. 217

Количество контрольных работ

Количество лабораторных  работ

1 четверть

1

2

2 четверть

1

1

3 четверть

1

6

4 четверть

1

2

Год

4

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  11класс  рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс

программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую  раскладку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ  Л.С.АТАНАСЯН  2 часа в неделю  7 класс...

Рабочая программа по физике для 10 кл (3 часа в неделю)

Планирование к учебнику Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н (3 часа в неделю)...