Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни через содержание уроков физики
статья по физике по теме

Шумская Ольга Владимировна

Представлен личный опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни через содержание уроков физики

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье

Генрих Гейне.

        Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Ни для кого, не  секрет, что каждый год увеличивается число школьников, страдающих хроническими заболеваниями. Значительную часть времени школьник  проводит в стенах образовательного учреждения и именно здесь он должен получить знания, которые помогут ему сохранить своё здоровье.    Цель здоровьесозидающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Наша школа в течение многих  лет работает над технологией внедрения здоровьесозидающих элементов в образовательную работу, созданием единого образовательного, оздоровительного и социально-реабилитирующего пространства. Ведущую роль в здоровьесбережении играет правильная организация учебной деятельности. Урок  это основная форма образовательного процесса и то,  каким он будет,  зависит непосредственно от учителя. Комфортная, доброжелательная атмосфера, соблюдение всех санитарно – гигиенических норм, смена и чередование видов деятельности, включение блоков динамической нагрузки, групповая работа, опора на личный опыт учащихся всё это позволяет создать благоприятный эмоциональный настрой для успешной деятельности.  Но именно содержание уроков физики открывает широкие возможности для здоровьясбережения, позволяет формировать заинтересованность учащихся в сохранении здоровья.

Из опыта работы.

Число транспортных средств на наших дорогах увеличивается с каждым днем, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. При изучении темы «Механическое движение», рассматривается целый блок так называемых «транспортных задач»  

 1. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).

2.Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

3. Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них? (117м).

4. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?

Решение таких задач убеждает ребят в необходимости знания  и выполнения  правил  дорожного движения. Полученный результат обязательно обсуждается, делаются выводы.

        Изучение темы «Электромагнитное поле» позволяет сформулировать правила электромагнитной безопасности:

1.  Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.

2. Не следует включать одновременно несколько мощных источников.

3. Нельзя делать из поводов «кольца» и «петли».

4. Не располагать телевизор ближе 2-х метров от кровати.

5. Включайте электрогриль и микроволновую печь на кухне, когда семья еще не собралась за столом, и не стойте от нее на расстоянии ближе, чем 1 метр.

6. Работайте на компьютере не более 6 часов в сутки (по часу с 10-минутными перерывами).

7. Не ставьте компьютеры на близком расстоянии друг от друга.

8. Отодвиньте компьютер от кровати, на которой вы спите

9. Разговаривайте по сотовому телефону не более 10 минут в день, не храните телефоны в карманах брюк.

10.  Не оставляйте включенный телевизор в комнате, из которой ушли, особенно в спальне.

11. Если даже на час встаете из-за компьютера, выключайте его.

12. На ночь не оставляйте технику работать в режиме stand-by, проще говоря, красный огонек на панели должен погаснут.

        При изучении темы «Тепловые явления», можно провести уроки-игры «Посудная лавка», «В гостях у повара». Как результат игры, учащиеся составляют инструкции по безопасности на кухне. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и творческим, материал, опирающийся на жизненный опыт, легче усваивается, а полученные знания используются на практике

  1. Почему алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая нет?
  2. Для чего при наливании в стакан крутого кипятка в него предварительно опускают ложку?
  3. Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых?
  4. Когда скорее остынет чайник с кипятком, когда его поставили на лёд, или когда лёд положили на крышку чайника?
  5. Почему ручки у самовара пластмассовые?
  6. Почему электрические чайники делают блестящего или белого цвета?
  7. Почему во времена походов Александра Македонского, военачальники намного реже болели желудочно-кишечными заболеваниями
  8. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры?
  9. Кипит ли вода внутри макарон?
  10. Почему при длительной варке сосисок в натуральной оболочке она лопается?
  11. В кастрюле кипит вода и в ней варится картофель. Чтобы ускорить варку, девочка увеличила подачу газа в газовую горелку в 4 раза. Быстрее ли сварится картофель?
  12. Почему при раскатывании слоёного теста скалка должна быть постоянно холодной? Что для этого можно сделать?
  13. Почему селёдку вымачивают в молоке, а не в воде?
  14. Чтобы мороженое быстрее растаяло, его слегка разминают ложкой. Зачем?
  15. Горячий чай наливают в стакан с сахаром и в стакан без сахара. Почему чай в первом стакане остынет быстрее?

        Вопросы здоровьесбережения, рассматриваются во всех темах курса физики, всё это позволяет, опираясь на основные законы природы и достижения науки и техники,

 формировать культуру здоровья и здорового образа жизни.  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

Формирование привычки к здоровому образу жизни через занятия физической культурой.

Роль физической культуры в формировании привычки к здоровому образу жизни....

Опыт работы: «Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно - ориентированного обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной...

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....

"Формирование здорового образа жизни через культуру питания"

В нашей школе учатся дети с различными сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата: гиперкинезы, различные степени порезов правой или левой стороны;  многочисленные аутоподобные синдром...