МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАДИОАКТИВНОСТЬ. РАДИОАКТИВНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР»
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Ластовкина Елена Александровна

«РАДИОАКТИВНОСТЬ. РАДИОАКТИВНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fizika_atomnogo_yadra.zip2.6 МБ

Предварительный просмотр:

ОЗЁРСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЕРХНЕСПАССКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

РАССКАЗОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РАЗДЕЛУ «ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА»

ТЕМА:

«РАДИОАКТИВНОСТЬ. РАДИОАКТИВНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР»

АВТОР: Е.А. ЛАСТОВКИНА

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

І КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

ПОС.ИМ. 2-ОЙ ПЯТИЛЕТКИ

Раздел программы: физика атомного ядра

ТЕМА: "Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер".

Открытие деления урана угрожает цивилизации не более, чем изобретение спички. Дальнейшее развитие человечества зависит от его моральных устоев, а не от уровня технических достижений.

Альберт Эйнштейн

Технологическая карта конструирования урока.

Предмет, класс

Физика 9 класс

Тема урока,

№ урока по теме

Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер.

№ 2

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Сформировать понятие «радиоактивность», «излучение».

Способствовать развитию мыслительных навыков (сличение, анализ, синтез), познавательной деятельности, критического мышления, умения задать вопрос, сформулировать проблему, наметить пути ее решения, сделать выводы.

Способствовать  расширению кругозора, формированию  положительного интереса к предмету, добросовестного отношения к выполнению заданий, навыков работы в команде, развитию требовательности к себе и товарищам.

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый, работа с дополнительной литературой, с учебной литературой, визуализационный.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет)

УМК; средства ИКТ (универсальные).

Оборудование

Проектор, ноутбук, таблица «Шкала электромагнитных излучений», таблица Менделеева.

Организационная структура урока

Этап 1: Вызов (Актуализация, целеполагание, мотивация)

Задачи

1) актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме, подготовить к восприятию новой информации;

2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;

3) побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

Длительность этапа

6 минут

Форма организации познавательной деятельности учащихся

Фронтальная.

Методические приемы

1) Полемика;

2) Создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Фронтальная работа с классом.

Ставит цель урока совместно с учащимися

Вызов уже имеющихся знаний:

- задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ;

- обсуждает вместе с классом, корректирует ответы.

Деятельность учащихся

Вспоминают, анализируют и систематизируют имеющиеся знания по данной теме;

публично демонстрируют свои знания с помощью устной речи.

Промежуточный контроль

Контроль учителя.

Этап 2 Осмысление (Получение и осмысление  новой информации)

Задачи

1) получение новой информации;

2) осмысление информации;

3) соотнесение новой информации с собственными знаниями;

4) поддержка активности, интереса к инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Длительность этапа

30 минут

Форма организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуальная, фронтальная

Методические приемы

1) Чтение с остановками;

2) Рассказ учителя, учащихся;

3) Использование слайдов;

4) Табличный.

Деятельность учителя

Повторение вместе с учащимися заранее подготовленного материала (домашнее задание).  

Помогает в записи полученной информации.

Поддерживает интерес учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией (текстом, лекцией, материалом учебника, справочника, слайдами презентации).

Деятельность учащихся

- Задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- вступают в непосредственный контакт с информацией: читают, слушают, смотрят;

- ведут записи по мере осмысления новой информации;

- заполняют таблицу.

Промежуточный контроль

Контроль учителя с целью коррекции выполнения задания.

Этап 3 Рефлексия (подведение итогов урока)

Задачи

1) побудить учащихся к целостному осмыслению полученной информации;

2) способствовать формированию у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Длительность этапа

9 минут

Форма организации познавательной деятельности учащихся

фронтальная

Методические приемы

1. Перекрестная дискуссия;

2. Составление синквейна.

Деятельность учителя

- Возвращает учащихся к первоначальным предположениям, помогает установить причинно-следственные связи между блоками информации;

- помогает учащимся творчески переработать, проанализировать изученную информацию.

Деятельность учащихся

- Соотносят новую информацию со старой, используя знания актуализированные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, предлагают новые целевые установки для дальнейшей самостоятельной работы;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства.

Промежуточный контроль

Взаимооценка, контроль учителя.

Итоговый контроль и подведение итогов

Работа над тестом.

ЦЕЛИ:

Образовательные: ввести понятие «радиоактивность», сформировать представление о свойствах радиоактивности, воздействии на биологические объекты и способах защиты; вырабатывать самостоятельное мышление по применению знаний на практике.

Развивающие: вырабатывать умение мыслить, анализировать факты, делать выводы, применять теоретические знания для решения задач; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками: биологией, историей, бионикой.

Воспитательные: развивать коммуникативные способности; воспитывать культуру общения; повышать познавательную активность; развивать интерес к предмету.

Оборудование, оформление и техническое оснащение урока:

На доске записан эпиграф и план урока;

Презентация к уроку; ПК с мультимедийным проектором; программа Power Point.

Опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить короткие сообщения, доклады, предложенные учителем (по желанию учащихся).

Тип урока: комбинированный.

На уроке применяются следующие формы и методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная беседа на всех этапах урока.
  • Индивидуальная (ответы на контрольный тест, составление таблицы свойств радиоактивных излучений).
  • Работа в группах (решение задач).

Приёмы реализации методов:

  • Интонационное выделение преподавателем важных моментов.
  • Ответы на вопросы.
  • Демонстрация слайдов с помощью мультимедийного оборудования.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Составление опорных конспектов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

План урока:

Этапы урока

Время

Приемы и методы

I. Введение: порядок работы учащихся на уроке.

3 мин.

Сообщение учителя.

II. Актуализация теоретических знаний (проверка знаний, умений, навыков).

10 мин.

Беседа. Записи на доске и в тетради. Индивидуальная работа.

III. Объяснение нового материала.

20 мин.

Рассказ. Беседа. Записи на интерактивной доске и в тетради. Использование презентации.

IV. Закрепление материала.

10 мин.

Работа в группах, коллективное решение задач по сборнику задач А.П. Рымкевича и упражнение по учебнику физика-9.

V. Подведение итогов урока.

Беседа.

VI. Домашнее задание.

2 мин.

Сообщение учителя.

Ход урока

I. Организация начала урока (психологический настрой учащихся).

II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Проводится в форме фронтального опроса, проверяющего знание обучающимися темы: «Модель атома. Опыт Резерфорда».

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Томсоном?

- Как проводился опыт по рассеянию α - частиц?

- Какой вывод был сделан Резерфордом на основании того, что некоторые α – частицы при взаимодействии с фольгой рассеивались на большие углы?

- Что представляет собой атом согласно ядерной модели, выдвинутой Резерфордом?

- Расскажите, как проходят α – частицы сквозь атомы вещества согласно ядерной модели.

Остальные ребята внимательно слушают ответы учащихся, после ответа ученика дополняют, исправляют ошибки.

Вступительное слово учителя.

Подчеркивается необходимость изучения и значение материала изучаемой темы, и формулируется тема урока, а учащиеся, под руководством учителя, формулируют цели урока (слайд 1)

Мы начинаем изучать новое явление – явление радиоактивности, ставшее ярким свидетельством сложного строения атома. Из чего состоит мир? Сегодня мы это узнаем. А как это зарождалось? Сложно это было или просто? Мы сегодня поговорим об этом. Итак, атом, атом, атом!

Когда вдали угаснет свет дневной

И в черной мгле, склоняющейся к хатам,

Все небо заиграет надо мной,

Как колоссальный движущийся атом, -

В который раз томит меня мечта,

Что где-то там, в другом углу Вселенной,

Такой же сад и та же темнота,

И те же звезды в красоте нетленной.     Н. Заболоцкий

Из чего же все возникает? К чему все возвращается? И об этом мы сегодня тоже будем говорить.

Познавая новое, человек должен всегда помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом: «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать десятки связей и ходов наперед, а главное – всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.

Учащиеся записывают тему урока в тетради. Используя план, записанный на доске, учащиеся формулируют цели урока и записывают их в тетради.

Мотивация запоминания и длительности сохранения в памяти.

Значение явления радиоактивности. Радиоактивность и радиоактивные превращения атомных ядер играют важную роль в науке и имеют большое практическое значение в жизни, технике:

  • атомная и ядерная физика (деление атомных ядер, превращения при ядерных реакциях);
  • взрывы (военные, исследовательские);
  • работа ядерных реакторов.

III. Объяснение нового материала

Открытие естественной радиоактивности произошло благодаря счастливой случайности. Беккерель обнаружил, что химический элемент уран самопроизвольно излучает ранее неизвестные невидимые лучи, позже названные радиоактивным излучением. Многие ученые занялись его исследованием.

Было установлено, что интенсивность излучения определяется только количеством урана в препарате, но не зависит от того, в какие соединения он входит. Свойство присуще химическому элементу урану (слайд 2).

1898 г. Мария Склодовская-Кюри (1867 – 1934 гг.) во Франции и другие ученые обнаружили излучение тория. В дальнейшем главные усилия в поисках новых элементов были предприняты Марией Склодовской-Кюри и ее мужем Пьером Кюри. Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными (слайд 3).

1899 г. Подвергая радиоактивное излучение действию магнитного поля Э. Резерфорд выделил два вида излучения: α – лучи (тяжелые положительно заряженные частицы, ядра атома гелия) и β – лучи (отрицательно заряженные частицы). В 1900 г. П. Виклард открыл γ – лучи – нейтральное излучение, где масса покоя равна нулю.

Характеристика частиц, входящих в состав радиоактивного излучения, записывается в тетрадях (слайд 4).

Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга по проникающей способности. Наименьшей проникающей способностью обладают α – лучи. Слой бумаги толщиной около 0,1 мм для них уже прозрачен (слайд 5). Наибольшей проникающей способностью обладают γ – лучи, слой свинца толщиной 1 см не является для них непреодолимой преградой (слайд 6). По своим свойствам γ – лучи напоминают рентгеновские. Для β – лучей  непрозрачной является алюминиевая пластинка толщиной в несколько миллиметров (слайд 7).

Проще всего было экспериментировать с β – лучами, так как они сильно отклонялись как в магнитном, так и в электрическом поле. При исследовании было установлено, что они представляют собой не что иное, как электроны, движущиеся со скоростями, очень близкими к скорости света.

Труднее оказалось выявить природу α – частиц. Окончательно эту задачу решил Резерфорд, α – частицы оказались ядрами атома гелия.

Что же происходит с веществом при радиоактивном излучении? Уже в самом начале исследования радиоактивности обнаружилось много странного и необычного.

Во-первых, удивительное постоянство, с которым радиоактивные элементы испускают излучения. На протяжении суток, месяцев, лет интенсивность излучения заметно не изменяется. На него не оказывает влияние нагревание или увеличение давления, химические реакции, в которые вступал радиоактивный элемент, так же не влияли на интенсивность излучения.

Во-вторых, радиоактивность сопровождается выделением энергии, и она выделяется непрерывно на протяжении ряда лет. Откуда же берется эта энергия? При радиоактивности вещество испытывает какие-то глубокие изменения. Было сделано предположение, что превращения претерпевают сами атомы.

В дальнейшем было обнаружено, что в результате атомного превращения образуется вещество совершенно нового вида, полностью отличное по своим физическим и химическим свойствам от первоначального. Это новое вещество, однако, само также неустойчиво и испытывает превращения с испусканием характерного радиоактивного излучения.

Учащиеся записывают в тетрадях свойства радиоактивных излучений (слайд 8).

Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний. (Учащимся предлагается тест и дальнейшая самооценка ЗУН, полученных на уроке, если требуется, коррекция ответов).

1. Кто открыл явление радиоактивности?
           A. Резерфорд.
           Б. Беккерель.
           B. Склодовская - Кюри.
           Г. Вавилов.
2. По какому действию было открыто явление радиоактивности?
           A. По ионизирующему действию на воздух.
           Б. По вспышкам света.
           B. По действию на фотопластинку.
           Г. По линейчатым спектрам.
3. Радиоактивность разделяется на:
            A. Естественную.
            Б. Искусственную.
            B. Естественную и искусственную.
4. Какие химические элементы являются радиоактивными?
            A. Все.
            Б. С порядковым номером более 83.

Атомные ядра претерпевают радиоактивные превращения. В 1903 году английский химик Фредерик Содди обнаружил, что в процессе α – распада радиоактивный элемент радий превращается в другой химический элемент – радон. Дальнейшие опыты показали, что и при β - распаде происходит превращение одного химического элемента в другой.

Любой химический элемент обозначают – X.

1. Каждый химический элемент имеет порядковый номер в таблице Менделеева, под которым понимают или заряд ядра (в элементарных зарядах), или зарядовое число ядра. Обозначается Z, пишется впереди химического элемента, снизу.

2. Каждый химический элемент имеет атомную массу, которая так же записана в таблице Менделеева. Целое число – массовое число. Что оно показывает? Показывает во сколько раз масса ядра данного химического элемента больше 1/12 массы атома углерода с точностью до целых чисел. Обозначается буквой А. Давайте обратимся к таблице Менделеева. Найдём Li, Ca, Ag…, а теперь найдем их зарядовое и массовое числа.

Ребята, мы рассмотрели с вами зарядовое и массовое числа.
Давайте подведем итог сказанному.

Ученик: Вывод: А, Z – положительные, целые числа, не имеют наименования и их можно найти для каждого химического элемента в таблице Менделеева.

Записывается так: . Например: , .

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений. (Фронтальная беседа)

IV. Закрепление материала. Работа в группах.

Группа1.                                                                                                                               Решение упражнения 43(1) учебника и №.1178 по сборнику задач по физике     А.П. Рымкевича.

Группа2.                                                                                                                                Решение упражнения 43(2) учебника и №.1179 по сборнику задач по физике     А.П. Рымкевича.

Группа3.                                                                                                                         Решение упражнения 43(3) учебника и №.1180 по сборнику задач по физике     А.П. Рымкевича.

V. Подведение итогов урока. 

На основании сказанного сегодня по новой теме, можно повести итог:

  1. Что нового изучено на уроке?
  2. Какие новые термины мы изучили?
  3. Что называется радиоактивностью?
  4. Как обозначаются и находятся зарядовое и массовое числа?

VI. Домашнее задание 

§ 55, 57; упр. 43(4-5), (краткое объяснение домашней работы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике "Радиоактивные превращения атомных ядер"

В данной презентации рассмотрены альфа-, бета-, гамма- распады их физический смысл. Рассмотрены правила смещения....

конспект "Строение атома, радиоактивное превращение атомных ядер" 9 класс.

Тип урока: повторительно-обобщающий.Цели урока: -обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и атомного ядра. -проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, и...

Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер"

Разработка сценария урока   обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер" в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка урока в 9 классе "Радиоактивные превращения атомных ядер"

Цель: сформировать правила α и β- распада, законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивном превращенииЗадачи:·         формирование умений объяснят...

Презентация к уроку. Строение атомного ядра, радиоактивные превращения атомных ядер. 9 класс

Атомы - мельчайшие частицы вещества. В данной презентации подробно рассмотрено строение атома и радиоактивные превращения....

Строение атомного ядра, радиоактивные превращения атомных ядер

Презентация к уроку "Строение атомного ядра, радиоактивные превращения атомных ядер"...

Урок:Радиоактивные превращения атомных ядер. Закон радиоактивного распада.

Современный урок - это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной зад...