статья "Организация работы со слабоуспевающими учащимися"
материал по физике по теме

Овчинникова Полина Михайловна

В статье раскрываются формы работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях по каким-либо причинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы

 со слабоуспевающими учащимися на уроке

Учитель был и остается центральной фигурой процесса обучения. Его знания, профессиональный талант и увлеченность, доброта и уважение к людям – составляющие успеха обучения учащихся. Не секрет, что любой школьный предмет ассоциируется у ученика на всю жизнь с лицом, обучавшим его этому предмету. Известный советский физик В.А. Фабрикант советовал школьному учителю: «Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Однако такой ее может сделать только преподаватель, верящий в привлекательность своей дисциплины и умеющий убедить в этом учащихся. Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего очередного урока и найти в нем прелесть новизны…»

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число слабоуспевающих.

Однако  нельзя не учитывать  и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь на каждом уроке происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Все это не способствует его личностному становлению и развитию. Каждый учитель должен отчетливо осознавать, что он должен учить всему и всех, поэтому не может «потерять», «упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Укажем на особенности неуспевающих учащихся - это низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие познавательного интереса, несформированность элементарных организационных навыков, частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях,  нет опоры на родителей как союзников учителя- предметника.

 Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета проявляется в неумении устанавливать причинно-следственные связи, учитывать все признаки предмета или явления,  работать с текстом,  выделять существенное,   организовать свое время и распределить усилия.

 Отсутствие познавательного интереса обусловлено тем, что с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг,  делает то, что ему нравится,  не способен прилагать волевые усилия для  учебных задач.

Каждому учителю в работе с такими учениками, прежде всего, необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень их знаний, после чего “возвратить их” на ту ступень обучения, где они будет соответствовать требованиям программы, требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Необходимо установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых к учащимся, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик. Учитель должен понимать, что для закрепления учебного материала этим учащимся необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач. Для предупреждения неуспеваемости в своей работе использую разнообразные виды деятельности, виды работ: карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, творческие задания. В обучении использую элементы современных передовых технологий: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль,
конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
. Применяю частую смену видов деятельности на уроке.   Использую  средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учу работать со словарями и другим справочным материалом. В процессе работы стремлюсь  проявлять разумную требовательность, терпение, справедливую строгость, а самое главное, верить  в возможности ученика. Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Для этой цели использую в своей работе информационные  технологии. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. На уроках активно использую электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория». Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы  содержат  электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты,  позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

Использую Интернет-ресурсы, которые позволяют проводить различные формы учебных занятий на качественно новом уровне.

Использование информационных технологий позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, задания подбираю так, чтобы стимулировать нестандартный подход и проявление творческих способностей учащихся при решении задач, воспитывать целеустремленность и умение концентрироваться на выполнении задания. Благодаря привлечению новейших информационных технологий, у меня появилась возможность дополнять содержание школьного курса физики и вносить элементы новизны в сам процесс обучения, используя при этом компьютер как основное техническое средство обучения.

В настоящее время система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации. Организация дополнительных развивающих мероприятий по физике способствует реализации главной социальной цели - созданию условий для адаптации учащихся в современном обществе, приобретению опыта социальной деятельности. Взаимоотношения с учениками в процессе обучения строю на основе доверия. Так как знаю, чем больше доверия   питаешь к способностям ученика, тем больше сумеешь от него получить.

        Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока и предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Можно предложить некоторые рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
  5. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  6. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

  В работе каждого учителя главное - создать на уроке ситуацию успеха: 

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

           Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой технологии, как обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве.  Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Нужно отметить эффективность ещё одной современной технологии - технологии “полного усвоения”.

 Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала должны состоять из компонентов: 1. Изучение нового материала. 2. Диагностическое тестирование.

3. Уроки коррекции и развития.

( Коррекция предусматривает  повторение на качественно новом уровне, закрепление, повторную диагностическую работу.

Развитие: повторный уровень, углубленный уровень)

4. Итоговый контроль (обязательный уровень,  продвинутый уровень, углубленный уровень).

Отметим, что технология позволяет ученику при возможности  перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

       Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.  В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть», сконструировать. В процессе исследований  проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Каждый учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретая новый учебный и жизненный опыт.  Наслаждение самим трудом, процессом его выполнения приводит к сознательному  выполнению  работы.  Исследовательская деятельность  стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Элективные курсы проходят более оживленно, прикладной характер исследовательской деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся. У ребят появилась   возможность продемонстрировать свои работы на уровне школьной научно-практической конференции и региональных конференциях в различных высших учебных заведениях: Воронежский государственный университет (физический факультет),  Воронежский государственный университет инженерных технологий,  Воронежский учебно-воспитательный комплекс имени  А.П. Киселева. Участие оказалось результативным: принимали участие в работе областных научно-практических конференций в ВГУ, награждены дипломами первой, второй степени. Стали победителями и призерами второго и третьего областного Турнира юных физиков ВГУИТ. Приняли участие в заочном региональном этапе  VII  Всероссийского конкурса научно-исследовательских  проектов для старшеклассников в рамках  международной образовательной программы «Поколение 21» компании «Сименс». Стали победителями XXYIII Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура»  в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но образование предполагает, что каждый  ученик в последующей жизни должен успешно использовать свой багаж знаний, а это возможно только тогда, когда он достаточно подготовлен, развит.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы со слабоуспевающими учащимися

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. Выделяют три основные причины неуспеваемости: физиологические проблемы (частые болезни, общая слабос...

Выступление на педсовете "Работа со слабоуспевающими учащимися"

Причины отставания учащихся. План работы с отстающими учащимися. Приёмы работы....

Работа со слабоуспевающими учащимися

материал содержит краткое описание и план работы со слабоуспевающими учащимися...

«Управление качеством образования. Работа со слабоуспевающими учащимися.»

В связи с тем, чтовступил в силу закон об обязательном 11-летнем образовании, остро встает вопрос о работе с неуспевающими и слабоуспевающими учениками....

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Работа со слабоуспевающими учащимися (из опыта работы).

Рекомендации в работе со слабуспевающими учениками....