Разработка урока по теме Сила упругости для 7 класса по учебнику Громова
тест по физике по теме

Коровина Ольга Александровна

представлен полный план урока, с целями, опросом, разъяснениями и задачами

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Тема  «Закон всемирного тяготения»

По учебнику Громова

Оборудование: плакаты, демонстрации из Интернета, презентация.

1. Опрос.

А) индивидуальный, один ученик вызывается к доске и решает заранее написанную задачу по какой-либо ранее изученной теме( в зависимости о того, какие задачи повторения стоят в данном классе).

Б) Фронтальный:

1.В чем суть геоцентрической системы мира? Кто её автор?

2. В чем суть гелиоцентрической системы мира? Кто её автор?

3.Какое взаимодействие называют гравитационным?

4. Благодаря чему осуществляется гравитационное взаимодействие?

5. Какими свойствами обладает гравитационное поле?

Учитель говорит о том, что ученикам уже известна гравитация, хотя раньше  ее так не называли, и известны две силы, которые относятся к гравитационным. Это – сила тяжести и сила всемирного тяготения.

Вопросы:

1.Что такое сила тяжести?

2. По какой формуле мы ее рассчитывали?

3. Что такое сила всемирного тяготения?

4. Что такое сила по определению?

5. От чего зависит ускорение тела?

Проблемные вопросы:

1. Почему Луна вращается вокруг Земли, а не вокруг Солнца?

2. Как вы думаете, от чего может зависеть сила, с которой притягиваются тела – звезды, планеты, галактики, во Вселенной?

Учащиеся обычно предлагают правильные зависимости.

Работа с учебником. § 40, стр.108, читаем первый абзац.

Затем учитель рассказывает о том, как Ньютон открыл закон всемирного тяготения. В форме эвристической беседы, используя плакат, и  известные учащимся связи между силой, массой и ускорением, прямопропорциональные и обратнопропорциональные математические зависимости, учитель получает закон.

Н.Коперник

Т.Браге

И. Кеплер

1) из второго закона Ньютона

   a= F/ m;   a~ 1/ m,

   но  g = F/ m;   g = const.

   следовательно, F ~ m

 

   

    Падение тел на Землю

    Луна вокруг Земли

    Планеты вокруг Солнца

    Приливы и отливы

             Силы тяготения

2) по третьему закону Ньютона

    F1,2 = F2,1,  если  F1,2 ~ m 1,

    то  F2,1~ m2.

    Следовательно, F ~  m 1* m2

 

 

 

Закон записывается в виде формулы, с формулировкой.

        Вводится, без подробного объяснения (это будет сделано на следующем уроке), постоянная всемирного тяготения, рассматривается вопрос о том, для каких тел сформулирован закон и что следует понимать под r для различных тел.

        

Учащимся предлагается решить задачи

Задача 1.

Найдите силу, с которой вы притягиваетесь к своему однокласснику. Расстояние между вами оцените самостоятельно. Масса своего тела вам должна быть известна, а массу товарища узнайте у него.

Обычно учащиеся очень оживляются, когда получают ответ и оказывается, что сила их с товарищем взаимного притяжения, составляет миллионные доли Н.

Вопрос. Как вы думаете, почему вы притягиваетесь, друг к другу с такой маленькой силой, ведь сила всемирного тяготения удерживает в космосе такие тела, как Солнце и планеты?

Учащиеся высказывают свои мысли, и с помощью учителя приходят к выводу, что на величину силы всемирного тяготения влияет очень маленькое значение гравитационной постоянной и что массы тел тоже были невелики.

Задача 2.

А) Рассчитайте силу, с которой вы притягиваетесь к Земле. Массу Земли найдите в справочнике.

      Для тела массой 60 кг, сила притяжения оказывается равной 600 Н.  Учитель просит обратить внимание на этот ответ.

Б) А теперь найдите действующую на вас силу тяжести.

Ученики получают такой же ответ, как в случае А. Это заинтересовывает учащихся, результат обсуждается и делается вывод о том, что сила тяжести – частный случай силы всемирного тяготения.

  Если осталось время, то еще раз проговаривается закон всемирного тяготения, называются и уточняются входящие в него величины.

ДЗ.§ 40, № 154.

 

           



Предварительный просмотр:

11. Магнитные взаимодействия.

Вопросы для расспросов.

1. явление электромагнитной индукции открыл:

А) Максвелл

Б) Фарадей

В) Ленц

Г) ты

2. Что означает слово «индукция»?

А) создание;

Б) рождение;

В) генерирование;

Г) наведение;

3. Если магнитный поток, проходящий через контур, изменится, то

А) в контуре возникнет индукционный ток;

Б) контур нагреется;

В) контур повернется;

Г) контур расплавится;

4. При изменении магнитного поля возникает электрическое поле, которое называется

А) вьюжным;

Б) вихревым;

В) переменным;

Г) просто электрическим.

5. Закон электромагнитной индукции говорит о том, что ЭДС индукции в замкнутом контуре равна

А) скорости изменения магнитного потока, через поверхность ограниченную контуром;

Б) ускорению изменения магнитного потока, через поверхность ограниченную контуром;

В) изменению магнитного потока, через поверхность ограниченную контуром;

Г) модулю скорости изменения магнитного потока, через поверхность ограниченную контуром;

6. Правило, с помощью которого можно определить направление индукционного тока, вывел

А) Максвелл

Б) Фарадей

В) Ленц

Г) ты

7. При изменении силы тока в контуре, в этом же контуре происходит

А) взрыв;

Б) явление самоиндукции;

В) излучение ЭМВ;

Г) поглощение ЭМВ;

8. Энергия магнитного поля тока в контуре с индуктивностью L равна

А)                      Б)                      В)                      Г)

9. Электроэнергию производят на электростанциях

А) тепловых, водяных и ветровых;

Б) ветровых, геотермальных; солнечных и приливных;

В) солнечных и приливных;

Г) тепловых, атомных и гидроэлектростанциях.

10. Трансформаторы - это устройства, которые

А) повышают или понижают напряжение;

Б) повышают или понижают силу тока;

В) вырабатывают электрический ток;

Г) вырабатывают сливочное масло.

11. Теорию электромагнитных явлений построил.

А) Максвелл

Б) Фарадей

В) Ленц

Г) ты

12. Одним из предсказаний теории Максвелла явилось существование

А) электрических волн;

Б) гравитационных волн;

В) электромагнитных волн;

Г) звуковых волн.

13. Эти волны открыл на опыте

А) Максвелл

Б) Фарадей

В) Герц;

Г) ты

14. Электромагнитные волны могут распространяться в … со скоростью…

А) вакууме,  300 000 м/ч

Б) в любой среде, 3 * 108 м/с  

В) в особой среде – эфире, 300 000 км/с

Г) вакууме, 3 * 108 м/с  

15. Электромагнитные волны излучаются

А) ускоренно движущимися заряженными частицами

Б) ускоренно движущимися частицами

В) движущимися заряженными частицами

Г) любыми заряженными частицами.

16. Давление света впервые измерил физик

А) П.Н.Лебедев

Б) Герц

В) Ленц

Г) ты

17. Для передачи информации необходимо

А) просто превратить звуковые волны в электрические с помощью микрофона и передавать

Б) погромче крикнуть

В) использовать электромагнитные волны высокой частоты

Г) превратить звуковые волны в электрические с помощью микрофона усилить и передавать

18. Впервые передачу информации с помощью электромагнитных волн осуществил инженер

А) П.Н.Лебедев

Б) А. С. Попов

В) Ленц

Г) Маркони

19. Период собственных электромагнитных колебаний в колебательном контуре определяется формулой:

А)                         Б)                          В)                        Г)

20. Радиоволны могут огибать Землю благодаря

А) своей огромной скорости

Б) большой проникающей способности

В) отражению от ионосферы

Г) большой энергии

21. При приеме радиопередачи для выбора определенной волны используется

А) явление самоиндукции;

Б) явление электромагнитной индукции

В) явление инерции

Г) явление резонанса

22. Тот, кто отвечает на такие вопросы

А) старательно учит физику

Б) иногда учит физику

В) иногда что- нибудь учит

Г) никогда ничего не учит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме Развлечения для 11 класса по учебнику В.П. Кузовлева

Это урок-повторение по теме "What helps you to enjoy yourself. Cinema" для 11 класса. Ведущая цель развитие навыков говорения. К уроку представлена презентация учителя....

Разработка урока по теме Сила упругости для 7 класса по учебнику Громова

представлен полный план урока, с целями, опросом, разъяснениями и задачами...

Разработка урока по теме Сила упругости для 7 класса по учебнику Громова

представлен полный план урока, который содержит цели урока; оборудование; вопросы для актуализации знаний и подведения учащихся к восприятию материала. Определение силы упругости, закон Гука, вопросы ...

разработка урока на тему Время для 5 класса по учебнику Биболетова

разработка урока на тему Время для 4 класса по учебнику Биболетова...

Методическая разработка урока по теме: "Ломаная" Математика 5 класс (по учебнику И.И. Зубаревой)

В данной работе приведена характеристика урока, представлен сам конспект комбинированного урока и презентация к уроку....

Технологическая карта урока по теме «Сила упругости», 7 класс

Технологическая карта  урока по теме «Сила упругости», 7 класс...

Технологическая карта урока по теме "Сила упругости" - 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Сила упругости"Учебный предмет: физикаКласс: 7классУчебник:Физика -7 класс, авторы Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов.Тип урока: урок «открытия» ...