Урок -план "Движение тел с постоянным ускорением свободного падения" 10кл
методическая разработка по физике по теме

Ярустовская Галина Владимировна

Содержание урока построено вокруг интерактивной модели "Попади в яблочко"(Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Движение с постоянным ускорением свободного падения

ФИО (полностью)

Ярустовская Галина Владимировна

Место работы

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №4 г.Щигры Курской области»

Должность

учитель

Предмет

физика

Класс

10

Тема и номер урока в теме

Кинематика точки. Урок №9

Базовый учебник

Г. Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика 10»

  1. Цель  урока: представление о характере движения тел в поле тяготения и практической пользе этих знаний

9.  Задачи:

- обучающие: знание видов движения с ускорением g, их основных характеристик,  формулы вычисления скорости  в любой точке траектории, вычисления проекций скорости на координатные оси, дальности полёта, высоты подъёма, умение определять угол направления начальной скорости к горизонту и на примере конкретной задачи осознать практическую направленность темы.

-развивающие:  умение воспринимать и  анализировать информацию ЭОР, умение применять полученные знания в новой ситуации, выявлять связи между величинами.

-воспитательные: уверенность в себе, преодоление трудностей, понимать, что самые сложные задачи могут быть решены.

  1. Тип урока: введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя
  2. Формы работы учащихся: наблюдение моделей движения, работа с графиками, решение задачи, коллективное выполнение текстовых заданий.
  3.  Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
  4. Структура и ход  урока представлены в таблице 1.


Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с  указанием  порядкового номера из Таблицы 2 приложения)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1

Актуализация, мотивация

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Попади в яблочко» (модель 1.56)

1) Демонстрация модели движения (1.56), вопрос к ученикам:  чтобы попасть в цель из пушки, какие действия необходимы, если скорость вылета снаряда по модулю одинакова?

2) Изменение параметров движения

3) Задание вопросов:

а) сможете  ли вы, уже изучив такие виды движения как равномерное и  равноускоренное, разобраться с характером данного движения и научится вычислять угол наклона орудия?

б) как вы думаете, как будет называться   тема урока?

Наблюдение, изменение условия модели движения ЭОР и ответы на вопросы учителя

3

2

Введение нового материала

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Попади в яблочко» (модель 1.56)

Демонстрация той же модели движения (1.56). Вопросы:

1) к какому виду это движение можно отнести?

2)под действием каких сил движется снаряд?

3) какова траектория движения?

Анализ наблюдаемой модели движения, ответы на вопросы

3

3

Повторение

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Свободное падение тел» (1.57)

Демонстрация модели движения свободного падения (1.57)

Наблюдение и комментирование данного движения, изображение графика vy(t) на приготовленной на доске системе координат и проверка ответов на модели (кнопка  «старт»)

5

4

Введение нового материала

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Движение тела, брошенного горизонтально» (1.58)

1) Демонстрация модели «Движение тела, брошенного горизонтально» (1.58). Ввод понятия «дальность полёта». Вопросы к обучающимся:

а) что представляет собой траектория движения?

б) какую систему координат нужно выбрать для описания движении?

Наблюдение, ответы на вопросы

2

4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Характеристики движения тела, брошенного горизонтально» (1.59)

2)Демонстрация модели (1.59) движения  тела ,брошенного горизонтально относительно оси ОХ,

относительно оси ОУ. Проверка на модели.

Наблюдение, запись формул, выводы о характере движения. Самим определить, как будет рассчитываться скорость в любой точке траектории и проверить затем на анимации

4

5. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» (1.60)

3)Демонстрация модели (1.60) движения тела, брошенного под углом к горизонту

Наблюдение,

запись формул, вывод о характере движения (рассмотрение его как суммы равномерного и равноускоренного)

10

5

Закрепление

6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Вычисление угла, под которым брошено тело» (1.61)

Демонстрация модели 1.61. Формулировка задачи

Частичное решение задачи у доски, остановиться на этапе записи системы уравнений, решение системы уравнений оставить на дом

6

6

Диагностика усвоения

7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. «Движение тела под углом к горизонту»

Ознакомление с вопросами   теста.

Совместный поиск ответов, запись необходимых формул, проверка

на ЭУМ.

10

7

Домашнее задание

6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Вычисление угла, под которым брошено тело» (1.61)

Задание для обучающихся

Завершить решение задачи с дальнейшей проверкой, используя ЭУМ (модель 1.61)

3

Приложение к плану-конспекту урока: «Движение с постоянным ускорением свободного  падения»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Попади в яблочко» (модель 1.56)

Мультимедийный

ЭУМ И-типа

Модель движения

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc795-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_13.swf

2

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Свободное падение тел» (1.57)

Мультимедийный

ЭУМ И-типа

Модель движения. Графики

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc795-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_13.swf

3

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Движение тела брошенного горизонтально» (1.58)

Мультимедийный

ЭУМ И-типа

Модель движения

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc795-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_13.swf

4

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Характеристики движения тела, брошенного горизонтально» (1.59)

Мультимедийный

ЭУМ И-типа

Модель движения. Формулы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc795-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_13.swf

5

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Движение тела , брошенного под углом к горизонту» (1.60)

Мультимедийный

ЭУМ И-типа

Модель движения. Формулы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc795-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_13.swf

6

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов «Законы взаимодействия и движения тел. Движение под действием силы тяжести. Модель «Вычисление угла, под которым брошено тело» (1.61)

Мультимедийный

ЭУМ П-типа

Модель движения. Текст задачи

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc795-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_13.swf

7

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. «Движение тела под углом к горизонту»

Мультимедийный

ЭУМ К-типа

 Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/11722/dvizhenie-tela-pod-uglom-k-gorizontu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"

Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....

Методическая разработка урока физики по теме: «Графики зависимости координат и пути от времени при движении с постоянным ускорением»

Цели урока:·        научить учащихся строить графики зависимости координаты, проекции перемещения и пути от времени при движении тела с постоянным ускорением;развива...

Тема урока "Научный комплекс России и ускорение свободного падения"

Бинарный урок (география-физика) в рамках ФГОС ООО...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...

Задачи по теме "Движение с постоянным ускорением.Графики зависимости скорости и ускорения"

Данный материал предназначен тем, кто по уважительной причине отсутствовал на уроке...

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....