Конспект урока по теме "Давление. Единицы давления"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Миронова Виктория Игоревна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_davlenie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Миронова Виктория Игоревна

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 9 г. Ставрополя

Урок по теме «Давление. Единицы давления»

Цели урока:

Образовательные: 

  • сформировать общие представления о давлении, силе давления,  его единицах и способа изменения;
  • уметь на основе наблюдений и измерений делать выводы и выдвигать гипотезы о связи физических величин.

Развивающие:

  • развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления;
  • способствовать: формированию познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  • формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания, уважительного отношения к мнению  оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания  
  • способствовать развитию речи, творческого мышления, логического  мышления.

Ход урока

1. Повторение изученного материала с целью определения темы урока (кроссворд)

3 человека вызываются к доске (домашние задачи). Класс отгадывает кроссворд.

На предыдущих уроках мы много говорили о физической величине, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина? Это №4 в кроссворде. (сила)

Мы знаем, что существует несколько видов сил.

№8 Как называется сила, с которой Земля притягивают к себе все тела? (тяжести)

От чего она зависит? Как зависит?

№7 (Проводиться демонстративный эксперимент, груз на пружине).

Как называется сила, возникающая в пружине? (упругости)

Почему груз находиться в покое?

№3 Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (Вес)

Что такое вес тела?

№5 Изменение формы и объема тела под действием внешних сил. (деформация)

№1 Для измерения силы используется прибор. Как он называется?

№6 Как называется единица силы?

№2 Чем характеризуется действия силы? Одна из ее характеристик

По вертикали в кроссворде открылась тема нашего урока

Откройте тетради и запишите ее (слайд 1)

1

2

3

4

5

6

7

8

Проверка домашнего задания

2. Изучение нового материала

Прежде говорить о том, что такое давление проделаем следующий опыт (слайд 2). Возьмем дощечку, в которую вбиты гвозди. Установим ее на песке так, чтобы гвозди были острием вверх. В этом случае шляпки гвоздей только незначительно войдут в песок. Теперь положим на дощечку груз. Что мы наблюдаем в этом случае? Если же мы перевернем доску и поставим гвозди на острие, то под действием той же силы гвозди значительно углубятся в песок.

Делаем вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Все это учитывает физическая величина, которая называется давлением.

Давление – это физическая величина, равная отношению силы действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности (слайд 3).

Значит, чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:

 (слайд 4)

Обозначив величины, входящие в это выражение, получаем формулу:

Давление больше в том случае, когда площадь опоры меньше, и наоборот: чем больше площадь опоры, тем давление меньше.

Ну и, кроме того, чем больше сила давления, тем давление больше.

Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах.

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая перпендикулярно поверхности площадью 1 м2.(слайд 5)

(1 Н/м2) В честь французского ученого Блеза Паскаля она называется Паскалем. Т.е.

1 Па=1 Н/м2

Есть и кратные единицы:

1 гПа=100 Па

1 кПа=1000 Па

1 МПа=1000000 Па

(слайд 6)

Очень часто сила давления создается собственной силой тяжести тела. Тогда давление можно рассчитать как:

 (слайд 7)

ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ

... давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47000 Па

... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па

... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па

В Африке хирурги народности банту зашивают раны с помощью муравьев. Прижимают

края раны друг к другу, а затем на пораненное место помещают несколько муравьев определенного вида. Муравьи кусают кожу пациента, после чего медики отрезают грудь и заднюю часть муравья, а рана остается плотно закрытой, словно на нее наложили скобки.

3. Физкультминутка

  • Пожалуйста, все встаньте. Вы сейчас оказываете давление на пол.  Изменится ли давление, если мы поднимем руки, разведем их в стороны? А можно ли увеличить это давление?
  • Хорошо, а еще больше увеличить?
  • А как уменьшить давление? (слайд 8-9)

Молодцы, ребята! А теперь давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Как говорил Конфуций (слайд 10)

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Для этого разделимся на группы по 4 человека.

Ваша задача: каждая группа получает брусок. Необходимо рассчитать давление бруска на парту, если он лежит и стоит на парте (показать). Масса бруска известна m=___________. Выполняете работу на бланках, которые лежат у вас на столе.

Бланк

4. Исследовательская работа

Состав группы: ______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Оборудование: брусок, линейка

Цель: Вычислите давление бруска на поверхность стола (рассмотрите два случая, когда брусок лежит на разных гранях). Определить зависимость давления от площади. Какой вывод можно сделать о причине разных результатов.

m=___________            

1.

S=________________________________________

p=_________________________________________

2.

S=________________________________________

p=_________________________________________

Вывод: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Закрепление изученного материала (слайды 11-15)

СОВЕТЫ ОТ ЗНАТОКА ФИЗИКИ

1. Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:

А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.

3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела.

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.

5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.

3. Подведение итога урока. Выставление оценок

Домашнее задание: §33-34, упр 12 (2,3), упр. 13 (устно). Задание: зная свою массу, и измерив площадь поверхности стула, определите давление, которое вы оказываете на стул (слайд 16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по географии "Атмосферное давление"

План-конспект урока для учителей работающих по учебнику Е.М.Домогацких "География, 6 класс", издательство "Русское Слово"...

конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

План-конспект урока 7 класс Тема: Давление

Полный конспект урока и самоанализ...

Конспект урока по теме "Атмосферное давление. Опыт Торричелли""

Цели урока: Р  -   развитие логического мышления учеников, знаний о видах материи и ее свойствах;Д  -  формирование знаний о давлении в газах, атмосфер...

конспект урока-практикума на тему "Давление крови в сосудах"

Конспект урока - практикума  с использованием исследовательской технологии, ИКТ и возможностей интерактивной доски включает  в себя описание различных форм организации исследований в рамках ...