Конспект урока "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Ярустовская Галина Владимировна

Этот урок частично заимствован у коллег-физиков, но есть и свои интересные находки-это Башня плотностей и включение в урок темы "методы научного познания" ,где впервые уместно дать 7-классником  компактную  блок-схему метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fiziki.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  « Плавание тел»

Цель урока:

  1. знание условий плавания тел ; закрепление понятия силы, формулы  силы Архимеда; знание двух основных направлений  метода научного познания -экспериментальном и теоретическом
  2. умение наблюдать, анализировать, сопоставлять  опытные данные, обобщать; умение решать качественные задач; выдвигать гипотезы
  3. умение работать в коллективе, способствовать развитию  чувства товарищества, ответственности.

Тип  урока  урок- исследование

Оборудование и материалы:

1)проектор, экран; ПК ; презентация к уроку.

2) на 2 человека набор:  стакан с водой, деревянный и железный бруски, железный гвоздь, стальная скрепка, кусочек дерева,  пробка масло и пипетка ; опорные конспекты и тесты  по количеству учащихся.

3) сосуд с водой ,кусочки картошки, соль, сырое яйцо, палочка  для размешивания, пластилин, различные жидкости для «башни», ,ареометр (спиртомер) .

Структура урока

1.Проверка домашнего задания

(Фронтальный  опрос  с  демонстрацией)

    1) Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

   2) Как направлена эта сила?

Демонстрация  Погружение в сосуд с водой  трёх тел

  1. Действует ли на эти тела выталкивающая сила в этих трёх случаях?
  2. От чего зависит архимедова сила? Записать формулу
  3. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

6) Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему? Сегодня мы выясним это. Запишите в тетради тему урока — «Условия плавания тел».

Слайд 

2.Работа над новым материалом 

1 )Актуализация . Постановка проблемы

Показ слайда1: Айсберг.

 Вопрос:  изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

Ответы…

Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде? Какие плавают?

 (ответ: тяжёлые тонут, лёгкие плавают)

Как мы знаем, источником физических знаний является опыт, факт. Чтобы что-то проверить на опыте, нужно поставить цель, выдвинуть гипотезу.

2) Выдвижение гипотезы:

А)Условие плавания зависит от веса тела

Проверка гипотезы

   Демонстрация     Проверим на опыте с пластилином  разной   формы

Вывод из опыта; плавает  ли тело-  от веса тела не зависит

Подумаем ещё: от чего это зависит? ( от плотности)

Б) Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Демонстрация картошка и яйцо в воде и в соляном растворе

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает, также и яйцо

В) Гипотеза: условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

Проверим эту гипотезу на опыте

3) Фронтальная работа с заполнением опорного конспекта. Проверка гипотезы.

Задание 1 Опустить в воду железный гвоздь, стальную скрепку, кусочек дерева,  пробку. Заполнить таблицу. Использовать табличные данные плотностей веществ.

              Тела

Плотность тела

Плотность жидкости

Тонет или плавает

Железный гвоздь

Кусочек дерева

Стальная скрепка

 Пробка

указать плотности тел и описать их поведение

Вывод …

Слайд  Методы научного  познания

Мы видим, что два главных метода познания природы это эксперимент  и теория . Мы уже знаем формулы расчёта многих сил, давления жидкостей…

4). Теоретические доказательства

Подойдём к этому вопросу теоретически

Задание 2 Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри  жидкости.

(Дети выполняют задание, проверяем вместе, используя слайд 4).

Демонстрация . Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в  воде. Опустите их в стакан с водой.

Задание 2, проверяем по слайду 5.

А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.

(Учащиеся заполняют схему на карточках, сравнивая Архимедову силу и силу тяжести, действующие на тело, проверяем по слайду 6)..

Запишите формулу, выражающую  закон Архимеда. (слайд 6).

Запишите формулу  для вычисления силы тяжести (слайд 6).

Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.

Допишите в опорный конспект  условия плавания тел, используя понятие плотности вещества.

(Проверим по слайду 6).

5)Решение проблемы, обозначенной вначале урока

Вернёмся к моему вопросу.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

6) может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

.Задание  3 Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку  на глубину 3–4 см в стакан с водой. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного  пятна на поверхности воды. На основе проделанного опыта сделайте вывод

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Вывод: жидкости, как и твёрдые тела  подчиняются условиям плавания тел.

3.Закрепление

 1)Решение качественной задачи .

 Как расположились жидкости в сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин. (Задача на карточке).

Укажите порядок расположения жидкостей.

В этот сосуд бросили три шарика:  парафиновый, пробковый, фарфоровый.

Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.

Проверить по слайду 9.

2)Демонстрация  Слоёный пирог «Башня плотности»

Снизу вверх мёд, вода, масло ,спирт

Обучающиеся сами дают название этому  «пирогу» внутри кусочки помидора, макаронина и т. д.

3)Демонстрация  Прибор ареометр  Для чего он служит?

слайд. Прибор представляет собой стеклянную трубку, запаянную с двух концов, на донышке трубки обычно насыпают песок. Прибор плавает на поверхности жидкости. Как вы думаете, для чего нужен этот прибор?

На первом рисунке ареометр плавает в воде. Как изменится  его расположение, если его погрузить в серную кислоту? (Работа со слайдом 12).

4 Проверка усвоения материала

1)Тестирование.

2) Взаимопроверка и выставление оценок

5.Домашнее задание.

§ 50, доклад о Мёртвом море, легенда об Архимеде. о рыбах, почему они меняют глубину погружения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...