ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ.
статья по физике по теме

Лобановская  Инна Дмитриевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_123.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕКТРОННЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ.

Лопатченко И.Д.,

МОУ ООШ№5 , г. Алексеевка

     В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие[1]. Электронные образовательные ресурсы в современной школе помогают успешно учиться и учить. Наш мир с огромной скоростью идёт по пути научно-технического прогресса, и уже никто не удивляется наличию компьютера в кабинете, который является наиболее мощным техническим средством педагога.
   Современные учащиеся быстро учатся интернет-технологиям, которые дают им уверенность в себе, создают наиболее удобные условия для самореализации и творчества, увеличивают круг общения школьников, повышают мотивацию обучения, предоставляют большой объём различных образовательных ресурсов. Некоторые физические процессы и явления не могут быть изучены без использования интерактивных моделей, поэтому использование электронных образовательных ресурсов даёт возможность более глубоко осветить эти теоретические вопросы, помогает учащимся вникнуть более детально в новые знания.
     В сети Интернет, на СD дисках размещены электронные образовательные ресурсы, которые созданы в помощь педагогам и детям. Здесь учебная информация представлена множеством различных способов: с помощью текста, фото, видео, звука, графиков и анимации. Поэтому, используется все виды восприятия, формируется основа мышления и практической деятельности ребёнка. Для самостоятельной творческой и исследовательской  деятельности учащихся интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность. Ученики действительно получают возможность учиться самостоятельно, они могут самостоятельно выполнить лабораторную работу и сразу же проверить полученные знания. Основа уроков с использованием образовательных ресурсов – это развитие познавательных навыков учащихся, умений самим конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
   Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ЭОР, которые можно использовать на разных уровнях деятельности:

  1. Пассивном (чтение учащимися с экрана текста, просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя).
  2. Деятельностном ( выполнение лабораторных работ, текстовых заданий и решение задач).
  3. Творческом (самостоятельное исследование, содание учащимися нового продукта-познавательного, интеллектуального).

     Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом, выполнением лабораторных работ, тестированием для проверки уровня усвоенного материала[3]. Поэтому, можно выделить следующие направления использования ЭОР:

  1. Для демонстрации различных физических процессов – анимации, компьютерные модели.
  2. Для организации индивидуального интерактивного обучения учащихся.
  3. Для проведения компьютерных лабораторных работ с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторных работ.
  4. Для проведения контроля знаний учащихся с использованием компьютерных тестов.

     Изложение нового учебного материала , в котором учитель передает часть своих функций компьютеру , возможно с помощью мультимедийной лекции, так усиливается воздействие на учащихся, потому что усвоение учебного материала идёт также путём зрительного восприятия. Бесспорными плюсами презентаций является экономия времени объяснения нового материала, хорошая иллюстративность, возможность вернуться к любому непонятному месту лекции, возможность демонстрации видео-, аудио- материалов и анимация сложных опытов. Microsoft Power Point – программа, с помощью которой выполняются мультимедийные лекции в виде презентаций. В слайдах презентаций содержится иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. В мультимедийные лекции в основном включены демонстрации таких опытов и процессов, которые учащиеся не могут наблюдать непосредственно[2].

    Важной частью обучения физике  являются лабораторные работы, цели которых – углубить знание теоретического материала, познакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу разнообразных  приборов, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных.  Это реализуется  измерением физических характеристик тел и сред на модели, в работе с модельными электрическими цепями, в изучении и виртуальном использование различных приборов и инструментов в измерительных процессах, в наблюдении за их протеканием, осуществление которых в условиях класса невозможно. Так же, виртуальные лабораторные работы открывают возможность проведения в одном компьютерном классе всех лабораторных работ по всем разделам физики.

     Тестирование – приём, который позволяет существенно экономить учебное время, может проходить в традиционной форме:  сначала на слайдах появляются вопросы и варианты ответов, потом – правильные ответы. Тесты можно создавать в программе MyTest, при их составлении можно использовать случайный порядок вопросов и вариантов.

     Итак, использование электронных образовательных ресурсов сегодня занимает одно из ведущих мест среди всего множества способов повышения эффективности урока, раскрывает перспективы использования активно-деятельностных форм обучения, и этим  изменяет роли учителя и ученика. С их помощью можно решать многие дидактические, организационные и методические проблемы. Если в учебном процессе используются ОЭР, то это позволяет эффективно организовывать индивидуальную и групповую работу преподавателя и учащегося, а также выбирать  различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленные на развитие познавательной деятельности учащихся. Она представляет собой своеобразный, уникальный сплав отдельных компонентов, обеспечивающих в целом обучающий эффект, повышающий мотивацию учащихся к изучению физики  и их творческую активность.

Библиографический список:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.
2.http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/primenenie-ikt-na-urokakh-fiziki «Применение ИКТ на уроках физики». Парусова И.О. 3.http://vio.uchim.info/Vio_108/cd_site/articles/art_4_4.htm «Применение ИКТ на уроках физики» Кормильцева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные подходы в преподавании физики.

Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому...

Презентация " Проблемное обучение в преподавании физики"

Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и определяю...

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Использование метода проектов в преподавании физики

Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....

ЦОР "Алгоритмы в преподавании физики"

Цифровой образовательный ресурс    «Алгоритмы в обучении физики»Цель разработки:создание условий для успешного освоения учебного материала следующих тем физики:·...