Элективный курс по физике в 9 классе.
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Лобановская  Инна Дмитриевна

Программа, которую использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._kurs_9_kl.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5 города Алексеевска Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель   МО  учителей

естествееных и общественных наук

_________   Скиданова Н.П.

Протокол №_____     от

«      »_________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МОУ ООШ № 5    г. Алексеевка

 ___________ _Добудько В.И.

«    »  __________    2013 г.

«Рассмотрено»

на заседании педсовета школы

протокол №______ от

«     »   __________2013г.  

«Утверждаю»

Директор МОУ ООШ №5          г.Алексеевка

____________________Битюцкая.А.А.

Приказ  №                 от  «     »_________2013 г

Рабочая программа элективного курса по физике  

«Способы решения задач по механике »

Лопатченко  Инны Дмитриевны

9 класс

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

          Данная программа элективного курса «Способы решения задач по механике» является адаптированным вариантом авторской программы курса «Физика в задачах и экспериментах» (Столярова В.В., Валлерштейн Г.Г., МОУ «Лицей №5», г. Волгоград).

          Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др.

        Для изучения элективного курса «Способы решения задач по механике» отводится 17 часов (1 час в неделю в первом или во втором полугодии). Если в школе имеется возможность выделить на изучение данного курса дополнительное время (1 час в неделю в течение учебного года), то количество часов в учебно-тематическом планировании учитель может увеличить вдвое.

        При этом ставятся следующие цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач по механике, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.

        Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.

        С решением задач тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость: пусть это будет песня, научное открытие или решенная задача. Ничего, что это школьная задача, и не одно поколение искало ее решения. Радостно заново открывать связи между данным и неизвестным, ошибаться и приходить через творчество к верному решению. Завершение напряженной умственной работы приносит огромное удовлетворение, ведь решение задач - это напряженное, активное проявление энергии, воли, умственных способностей. Я.А.Коменский отмечал, что у многих учащихся «большая часть знаний только скользит по поверхности ума и не внедряется в него, ... основательные знания невозможны без возможно частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

        Задачи курса по выбору «Способы решения задач по механике»:

- углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.

- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике.

- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне.

- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике, для поступления в класс физико-математического профиля.

        Физика всегда считалась наукой естественной, причем фундаментальной. Она раньше других естественных наук вышла на уровень количественной теории. А ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования.

        В настоящее время общепринято, что именно такое знание позволяет создать материальные основы нашей цивилизации. Логика школьного курса физики требует, чтобы его изучение начиналось с механики.

        Это обусловлено, в первую очередь, следующими причинами: из всех форм движения материи механическое движение наиболее наглядно; в классической физике моделирование физических явлений связано с созданием преимущественно механических образов структуры физических и происходящих в них процессов.

        Механика - составная часть как классической, так и современной физики. Некоторые понятия механики (например, масса, импульс, энергия) используются и при описании микромира.

        Учебная цель решения задач по кинематике состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть основными понятиями, усвоить кинематические законы движения и научиться применять их в конкретных ситуациях.

        Изучение механики на векторной основе позволяет обучить учащихся координатному методу решения задач. Универсальность этого метода, общего для всех задач, независимо от характера движения тел, доказывает его преимущества. Однако эти преимущества проявляются лишь тогда, когда учащиеся овладеют этим методом.

        Законы динамики - наиболее существенная часть механики. Классическая механика Ньютона — это, по существу, законы динамики, составляющие ядро ее теории. Отсюда вытекает образовательное значение изучения законов динамики.

        Изучение в средней школе законов сохранения имеет огромное познавательное и мировоззренческое значение. В законах сохранения отражаются принцип материи и движения, взаимосвязь и взаимные превращения различных форм движения материи.

        Законы сохранения принадлежат к наиболее общим законам природы. В отличие, например, от закона Паскаля, который справедлив лишь для жидкостей и газов, закона Ома, также имеющего ограниченную область применения, и других подобных законов, законы сохранения энергии и импульса выполняются во всех известных на сегодня физических процессах.

Поэтому изучение законов сохранения в курсе физики позволяет устанавливать внутрипредметные связи.

Планируемые сроки освоения учебной  программы по физике с 10.01.2014г. по 24.05.2014г.

Календарно-тематическое планирование

Номер занятия

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

фактически

 

Кинематика (5ч).

1.

Основные законы и понятия кинематики.

2.

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

3.

Решение задач на равноускоренное движение.

4.

Решение задач на равноускоренное движение.

5.

Движение по окружности. Решение задач.

Динамика (6ч).

6.

Законы Ньютона - наиболее общие законы движения.

7.

Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном

направлении.

8.

Движение по наклонной плоскости.  

9.

Динамика движения по окружности.

10.

Условия равновесия тел. Решение задач.

11.

Условия равновесия тел. Решение задач.

Законы сохранения в механике(6ч).

12.

Механическая работа и мощность.

Решение задач.    

13.

Закон сохранения и закон изменения импульса.

14.

Закон сохранения энергии.

15.

Закон сохранения энергии.

16.

Заключительное занятие по курсу.

17.

Заключительное занятие по курсу.

        В конце изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные и графические задачи на применение уравнения равномерного и равноускоренного движения и движения по окружности;
  • решать задачи на применение второго закона Ньютона в случае движения тела под действием нескольких сил;
  • применять законы сохранения механики для решения кинематических и динамических задач.

Содержание  курса «Способы решения задач по механике»

Кинематика

        1. Основные формулы и законы кинематики. Траектория, путь, перемещение. Система отсчета. Основная задача механики и сё решение для равномерного и равноускоренного движения. Графическое представление движения.

        2. Решение   задач  на    равномерное   прямолинейное   движение. Составление уравнений движения (уравнения скорости, координаты). Нахождение времени и места встречи. Графические задачи: чтение и построение графиков скорости и координаты. Задачи типа №22, 25-27 из сборника [1].

        3-4. Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение. Расчетные задачи на применение формул, нахождение времени и места встречи, составление и анализ уравнений движения. Чтение и построение графиков. Задачи типа №60, 61, 63, 64, 81-85 из сборника [1].

        5. Движение по окружности. Физические величины, характеризующие движение тел по окружности (линейная и угловая скорость, угол поворота, период, частота, центростремительное ускорение). Решение расчетных задач на применение формул при движении тел по окружности, вычисление центростремительного ускорения, задачи на движение стрелок часов.

Динамика

        6. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. 

        Силы природы: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Гука. Движение тела под действием силы тяжести, силы упругости, силы трения. Случаи, когда на тело действует только одна сила. Задачи типа №122-125, 155, 207, 211 из [1].

        7. Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. 

        Знакомство с алгоритмом решения задач: выполнение чертежа, применение II закона Ньютона в векторной форме, запись закона в проекциях на координатные оси, решение полученных уравнений. Задачи типа № 290-293 из [1].

        8.    Движение тел по  наклонной плоскости.  

        Применение   алгоритма (см. урок № 7) к решению задач. Задачи на движение связанных тел. Решение задач типа № 297, 300, 301 из [1].

        9.    Динамика движения по окружности.

        Применение  алгоритма к решению задач (см. урок 7). Решение задач типа №272-276 из[1].

        10-11. Статика.

        Условия равновесия тела, не имеющего оси вращения. Условие равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное. Решение задач типа №325, 333, 347 из [1].

Законы сохранения в механике.

        12.  Механическая работа и мощность.

        Анализ общей формулы работы. Работа различных сил (тяжести, упругости, трения). Решение задач типа № 406-410, 414, 415 из [1].

        13. Две формы записи II закона Ньютона.

                Закон сохранения импульса.

        Понятие импульса тела и импульса силы. Закон изменения и закон сохранения импульса. Решение задач типа №373, 375, 383,384 из [1].

        14-15. Закон сохранения энергии в механике. Понятие потенциальной и кинетической энергии.

        Вывод формулы закона сохранения полной механической энергии. Механическая энергия и работа силы трения. Решение задач типа № 446,451, 452 из [1].

        16-17. Заключительное занятие по курсу.

                      Защита творческих заданий:

  • Школьная олимпиада по физике для учащихся 9 класса.
  • Оригинальные задачи на равномерное и равноускоренное движение.
  • Использование законов сохранения при решении задач по механике.

Формы и средства контроля

 Контроль  результатов обучения осуществляется  через использование следующих методов: предварительный, текущий, итоговый.

Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе экспериментальных работ.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной зачётной работы.  

Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование  или тестирование (дифференцированное)  по основным вопросам изученного материала.

Для получения информации в ходе контроля использую: устный метод    (опросы, собеседования), письменный метод (использует различные проверочные работы), практический метод ( наблюдение за ходом выполнения экспериментальных работ).

Формы контроля   за качеством обучения и усвоения материала:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний). При этом используются  различные формы контроля:  экспериментальная работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, зачёт и др.

Материально-технические средства обучения:

Перечень учебно-методической литературы:

1. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 2002.

2. ЕГЭ. Физика / Кабардин О.Ф. и др. – М.: АСТ – Астрель, 2004.

3. Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. Сборник вопросов и задач по    

    физике для 7 – 9 классов. – М.: Просвещение, 2005.

4. Любимов К.В. Я решу задачу по физике!: Книга для учащихся 7 – 9  

     классов. – М.: Просвещение, 2003.

5. Физика. Тесты. 7 – 9 классы / Гладышева Н.К. и др. – М.: Дрофа, 2002.

6. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2005.

Перечень приборов и материалов, необходимых для реализации программы :

  1. Амперметры школьные.  
  2. Вольтметры школьные.
  3. Блоки.
  4. Диск вращения.
  5. Камертон.
  6. Метроном.
  7. Модель двигателя внутреннего сгорания.
  8. Модель подъёмного крана.
  9. Модель ракеты.
  10. Модель фонтана.
  11. Насос.
  12. Монометр демонстрационный.
  13. Весы с разновесами.
  14. Реостаты.
  15. Тележка легкоподвижная.
  16. Эл. плитка.
  17. Штативы лабораторные.
  18. Набор хим. посуды и принадлежностей для кабинета физики..
  19. Комплект по квантовым явлениям.
  20. Комплект по механике.
  21. Комплект по молекулярной физике.
  22. Лаборатория по оптике.
  23.  Лаборатория по эл. динамике.
  24. Слайдр-проектор.
  25. Экран.
  26. Комплект таблиц по физике.
  27. Комплект диапозитивов «Космонавтика России», «Физика в машинах и приборах».
  28. Методические рекомендации по механике, эл. динамике, квантовым явлениям, оптике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Элективный курс по татарскому языку, 9класс

Электив курс программасы балаларны халык иҗаты әсәрләренең бер төре булган әкиятләр белән киңрәк таныштыру, кызыксыну уяту, сәләтлә балаларның белем дәрәҗәсен үстерү максатыннан чыгып төзелде....

Элективный курс по истории России. (9класс) по теме "300 лет Дома Романовых".

Данные курс рассчитан на реализацию с учащимся, обучающимся на дому по состоянию здоровья. Часть предметов, в том числе история, преподается дистанционно....

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...

Рабочая программа элективного курса "Физический эксперимент" для 9класса

Элективный курс разработан для учащихся 9класса. Физика - экспериментальная наука, в которой любое утверждение справедливо, если оно подтверждается результатами опыта. Учебный физический эксперимент в...