статьи Харитоновой В. Е.
статья по физике на тему

Подготовка к олимпиадам и организация исследовательской деятельности учителя и учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            В. Е. Харитонова

                                                                                                                 учитель физики

                                                                                                                 МОУ гимназия № 80

Из опыта подготовки учащихся МОУ гимназии № 80

 к физическим олимпиадам разного уровня

На современном этапе реформирования образования возникла необходимость создание системы различных звеньев образовательной цепочки для выявления и поддержки способных,  интеллектуально – одаренных детей. Одно из таких звеньев – олимпиадное движение. Олимпиадное движение Челябинской области имеет не только продолжительную историю, но и крепкие традиции.

Работая учителем физики в МОУ гимназии № 80, уже 25-й год у меня сложилась система подготовки учащихся к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников, а также к олимпиаде «Юных физиков», в которой наша школа принимает участие  с момента ее возникновения.

Учась в 80 гимназии, я сама принимала участие в олимпиаде, поэтому с большим интересом отношусь и понимаю всю важность подготовки детей к олимпиадам.

В гуманитарной гимназии очень сложно существовать на должном уровне предметам естественного цикла (на обучение которых отводится два часа в неделю). Поэтому большое значения имеют факультативы по физике, рассчитанные на различные возрастные группы и интересы учащихся, и таким образом обеспечивающие преемственность и возможность выбора. В работе с одаренными детьми я выделяю три принципа:

1. выявление

2. развитие

3. поддержка

Начитать готовить учащихся к олимпиадам по физике необходимо с 5 класса, так как уже в этом возрасте учащиеся проявляют большой интерес к творческим заданиям, так как они вызывают поисковую активность.

Готовлю детей к олимпиадам, используя пропедевтический курс физики 5 – 6 класса, созданный доктором педагогических наук, профессором ЧГПУ Даммер М. Д. под руководством Академика педагогических наук Усовой А. В., методические рекомендации которых играют большую роль в выявлении одаренных детей, начиная с начальной школы и  в общем организации подготовки детей к олимпиадам.

Школьная олимпиада по физике является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников по программе работы с одаренными детьми, в соответствии с программой развития системы образования России, предложенной Президентом РФ Медведевым Д. А. Независимо от профиля учебного заведения, каждый ученик имеет право на выбор образовательного курса в обучении. Поэтому целью проведения физической олимпиады в школе, является выявление учащихся способных к изучению наук физико- математического цикла. Уточнить направления, по которым можно расширить кругозор учащихся и область их интересов, даже в рамках учебного заведения, типа «гимназия».

В школьной олимпиаде по физике предусмотрена возможность варьировать объем заданий, степень креативности учитывается, есть задачи качественные, расчетные, экспериментальные и с элементами творческого подхода. Каждый год по одной, две задачи заменяются.

В школьную олимпиаду включаю задачи, составленные самими учащимися, так как после изучения каждой темы, даю им творческое задание: придумать три задачи с необычным содержанием по данной теме. Иногда выполнение их происходит в виде презентаций. В кабинете уже имеются два сборника задач для 5 – 6 и 7 – 8 классов, составленные учащимися, которые окончили нашу школу и папка с презентациями задач нынешних учеников гимназии.

На индивидуальных занятиях мы решаем олимпиадные задания разного уровня. В кабинете имеются много источников литературы для подготовки к олимпиадам.

Практика работы с одаренными детьми показывает: никакое творчество не может состояться без достаточно хорошего развития интеллекта и соответственно необходимого объема знаний. Не всякая деятельность обеспечивает развитие способностей и дальнейшую успешность в олимпиадах, а только та, в процессе которой возникает потребность в познании, положительные эмоции. Пятиклассники уже участвуют в олимпиадах «Юных»

Задачи, которые предлагаются участникам олимпиад, несколько отличаются от типовых школьных задач. Главная характерная особенность олимпиадной задачи – ее нестандартность, то есть внешняя непохожесть на типовые задачи. Для решения большинства олимпиадных задач практически никогда не требуется знание материала, изучение которого не предусмотрено школьными программами физики и математики. Однако решение олимпиадных физических задач требует умения строить физические модели, глубокого понимания физических законов, умения самостоятельно применять их в различных ситуациях, а также свободного владения математическим аппаратом (без последнего получение решения большинства физических задач невозможно).

      В настоящее время издано большое количество литературы, которая помогает учителю, а также учащимся подготовиться к олимпиадам высокого уровня по физике (как при самостоятельных занятиях, так и при работе с учителем). Ниже приведен краткий обзор литературы, которая может быть рекомендована для подготовки к участию в различных олимпиадах по физике. В этих книгах можно найти большое количество задач, которые в разные годы предлагались участникам различных физических олимпиад. Многие задачи, опубликованные в этих сборниках, снабжены решениями:

1.Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6--7 классах средней школы: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

2. Гольдфарб Н. И. Физика. Задачник. 10--11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 398 с. (и все предыдущие издания).

3.Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1964 (и все последующие издания до 4-го, М.:, Просвещение, 1983).

4. Варламов С.Д., Зинковский В.И., Семёнов М.В., Старокуров Ю.В., Шведов О.Ю., Якута А.А. Задачи Московских городских олимпиад по физике. 1986 – 2005. Приложение: олимпиады 2006 и 2007. (изд. 2-е, испр. и доп.) / Под ред. Семёнова М.В. , Якуты А.А. – М.: Изд-во МЦНМО, 2007. – 696 с.

5. Вишнякова Е.А., Макаров В.А., Семенов М.В., Черепецкая Е.Б., Чесноков С.С., Якута А.А. Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач. / Под ред. В.А. Макарова, М.В. Семёнова, А.А. Якуты; ФИПИ. – М.: Интеллект–Центр, 2010. – 368 с.

6. Сереженко Е. Д. Физика в конспектах и задачах. Часть № . экзамен – 2 е издание – Челябинска Издательство Марии Волковой. – 2006.

7. Савченко Н. Е. Задачи по физике с анализом их решения. – 2 е изд. – М.: Просвещение, 2000

8. Физика и астрономия 9 – 11 классы: олимпиадные задачи / авт. – сост. В. Т. Оськин – Волгоград: Учитель 2008.

9. Горшковский В. Польские физические олимпиады: Пер. с польск / Пер. Доброславской Е. Н.: Под ред. и с предпол. Е. И. Суркова. – М.: Мир, 1982.

10. Физика: полный курс 7 – 11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD) – СП б.: Питер,2010.

11. Шахматова В. В. Областная олимпиада школьников по физике / Результаты областных олимпиад 2002 г.: об информационно-аналитических материалах / Под редакцией Т. В. Абрамовой, С. Г. Молчанова – Челябинск, издательство ИИУМУ «Образование», 2002 г.

12. Всероссийские олимпиады по физике 1992 – 2001 (Под редакцией С. М. Козелла, В. П. Слободяника, - М.: «Вебрум – М», 2002 и др.)

13. Физика: полный курс 7 – 11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD) – СП б.: Питер, 2010.

Мне очень нравится мудрое высказывание Нейгауз: «Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты».

Учитель должен создавать ту почву, на которой будут расти и процветать таланты, а также постараться развить их.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ОДАРЕННЫХ УЧЕНИКОВ

Одаренные дети активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся самостоятельно работать больше других, эти дети настойчиво следуют поставленным перед ними целям. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации.

Для одаренных детей особенно важны условия обучения и воспитания. Если условия не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть признаки тревожности и нервозности. Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, необходимо:

1) изменить внутренний настрой по отношению к этим детям;

2) создать для них благоприятную атмосферу;

3) позволять детям чаще высказывать свои творческие идеи;

4) создавать ситуации ожидания «выдающихся успехов»;

5) давать задания творческого характера и оценивать только успех;

6) формировать высокую самооценку для стимулирования его к деятельности;

7) переносить оценочный взгляд с самого ученика на дело, открытие, которое им сделано.

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОЛИМПИЙСКИМ РЕЗЕРВОМ ПО ФИЗИКЕ

Любой учитель физики, исходя из своих потенциальных возможностей учащихся, которых он обучает, составляет программу работы с олимпийским резервом.

Цель программы исследовательской работы по физике с одаренными детьми заключается в следующем: построить обучение так, чтобы максимально развить заложенные природой способности ученика к определенным видам деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения и вне деятельности они развиваться не могут. Конкретные задачи, стоящие перед учителем физики:

1) включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;

2) выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;

3) развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ

Широкое распространение и массовость олимпиад имеют большое значение - они способствуют повышению активного интереса к естественным наукам со стороны учащихся гимназий и лицеев. Именно этим объясняется быстрое развитие олимпиадного движения.

Олимпиадные задачи по физике требуют от учащихся:

- во-первых, глубоких знаний основных физических законов;

- во-вторых, абстрактного и логического мышления;

- в-третьих, физической интуиции;

- в-четвертых, совершенства математических умений.

Одна и та же задача иногда может иметь несколько способов решения.

Иногда в задаче при ее решении пренебрегают теми или иными физическими величинами: силой трения, силой сопротивления, атмосферным давлением, силой поверхностного

натяжения, /вязкостью жидкости и т.д. Тогда задача получает оценочный характер, так как в ней не все учтено.

Подготовка к олимпиадам любого этапа начинается с подбора задач.

Олимпиадные задачи требуют от учащихся ясного понимания основных физических законов, подлинного творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развитого ассоциативного мышления, а также сообразительности.

В теоретический тур олимпиады по физике любого этапа обычно принято включать пять задач различной трудности, как расчетные, так и качественные.

Уровень сложности задач нарастает, начиная с простейших задач школьного и районного этапа, решение которых требует лишь уверенного владения основными законами и понятиями физики, и кончая довольно трудными задачами отборочного этапа на областных олимпиадах. Еще одна закономерность подготовки олимпиадных задач заключается в следующем: чем раньше тот или иной раздел физики изучался в школе, тем больше число задач этого раздела включается в олимпиадный тур.

 Некоторые задачи отборочного этапа представляют собой некое «украшение» олимпиады, так как представляет собой небольшое научное исследование.

Необходимо большое внимание уделять подготовки учащихся к экспериментальным заданиям, которые всегда включены в олимпиадных заданиях. Начиная с 5 – ого класса, даю возможность учащимся работать с физическими приборами, к сожалению, в гуманитарной гимназии материальная база кабинета физики не соответствует тому перечню оборудования, который необходим к экспериментальному туру олимпиад, поэтому мы пытаемся делать приборы своими руками, привлекая для этого родителей учащихся. Организовываю занятия с выходом в физические лаборатории ЧГПУ и ЧелГу

Экспериментальные задачи второго тура любого этапа олимпиады обычно делят на три типа:

- измерение какого-либо параметра тела;

- определение некоторой зависимости физических величин;

- определение электрической, оптической или кинематической схемы «черного ящика».

При выполнении экспериментальных заданий учащиеся получают новые результаты. Ученик должен провести анализ, оценить точность результатов эксперимента. Большое значение уделяется подготовки к экспериментальным заданиям.

Особую ценность представляют задания, которые были посильны каждому ученику и в то же время содержали элементы, которые могли быть замечены лишь самыми эрудированными учениками.

Сейчас большое распространение получают интернет – олимпиады по физике, к которым требуется специальная подготовка. Олимпиада отвечает на вопрос: может ли ребенок освоить эту «кипящую» информацию и есть ли у него способы работы с ней? Педагог должен постараться  обучить и  других детей (не одаренных, обычных детей) способам работы с этой информацией, которая через некоторое время станет стандартно-типовым содержанием образования для всех.

Предметные олимпиады школьников в условиях современной школы являются действенным средством формирования мотивации учения, повышения познавательной активности, развития творческих способностей, углубления и расширения знаний школьников по предмету. В первую очередь, олимпиады способствуют развитию умений по решению задач повышенной трудности. Столь длительный период существования олимпиадного движения доказывает педагогическую и общественную значимость данной формы внеклассной работы с учащимися, жизненность олимпиад.

Предметные олимпиады школьников в полной мере отвечают стратегиям инновационного обучения, предусматривающим использование личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания школьников. Построение подобных технологий осуществляется с учетом индивидуально-психологических личностных качеств обучаемых, они ориентированы на создание условий для максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика, на формирование механизмов саморазвития личности, на повышение познавательной активности и самостоятельности в приобретении знаний. Данные технологии включают методики, направленные на овладение учащимися определенными видами учебной деятельности.

Имеется достаточно большое количество определений олимпиадной задачи. Выделим наиболее существенные признаки таких задач:

- содержание задачи обеспечивает творческий подход к ее решению (путь решения ученику неизвестен);

 - содержание задачи имеет глубоко научное содержание, предполагающее владение методологическими знаниями, научными методами познания;

- формулировка задачи удовлетворяет требованиям красоты, яркости, занимательности, содержит открытые данные, создает иллюзию противоречия здравому смыслу, использует нестандартные описания явлений и объектов;

-  решение задачи не требует знаний, выходящих за рамки соответствующей программы, но результаты могут выходить за рамки требований;

 - содержание задачи отражает комплексный взгляд на явления природы;

 - решение задачи, как правило, может быть выполнено несколькими способами.

Важная роль в современных технологиях отводится рефлексии. Под рефлексией понимаем процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивное отношение субъекта к деятельности является важнейшим условием ее осознания, анализа и непрерывного совершенствования.

В настоящее время о себе заявляет эвристический тип образования. Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных траекторий в каждой из образовательных областей.

Создание учеником новых приемов и способов деятельности рассматривается на основе процедур учебной творческой деятельности, выделенных И. Я. Лернером: самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; осознание структуры объекта; поиск альтернативы решения или способа решения; комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой.

Под процедурами понимается система специфических, индивидуальных для каждого ученика операций, действий, которые не подвергаются алгоритмизации. В состав конкретной процедуры могут входить как уже известные ученику способы действий, так и новые, возникающие в результате интуитивного решения. Таким образом, процедура творческой деятельности – сложное образование, которое носит индивидуальный характер, и каждым участником творческого процесса выполняется на основе имеющегося опыта.

Готовясь к олимпиадам по физике, нужно помнить о том, что олимпиада – это всего лишь интеллектуальное соревнование, которое проводится, прежде всего, с целью повышения интереса школьников к изучению предмета. Поэтому не следует расстраиваться, если стать победителем олимпиады не удалось. В любом случае подготовка к олимпиаде позволяет глубже освоить школьную программу, изучить дополнительные вопросы курса физики, научиться решать различные типы задач (в том числе, весьма трудных). В конечном итоге, все это принесет ощутимую пользу в плане получения хорошего образования и положительно скажется при сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ и для подготовки к вузовским олимпиадам  ЮурГу, ЧелГУ, ЧГПУ, в которых  каждый год успешно принимают участие ученики нашей гимназии и получают льготы для поступления в эти Вузы.



Предварительный просмотр:

        

                             

                                                              Харитонова В. Е. – учитель физики

                                        МАОУ гимназии № 80

Метод проектов при обучении физики в гуманитарной гимназии

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

Метод проектов позволяет решать задачи по формированию и развитию  интеллектуальных умений. Совместная или индивидуальная работа над этой или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной, творческой деятельности использовать совокупность интеллектуальных умений.       Применение проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа, энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета.

В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация.  «Метод проектов» может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от изучаемого материала.

 Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Методе проектов -  эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

В своей работе я выделяю следующие направления проектной деятельности:

Первое направление – после каждой большой темы, изучаемой на уроках, даются творческие задания разных видов, например, придумать задачи с интересным условием и содержанием на вычисления физических величин, которые изучаются в данной теме. Составление задач по данной теме – это тоже большой проект по созданию своих сборников задач. В кабинете физики уже имеются сборники задач, составленные учащимися, а также электронные сборники задач 7,8,9 класса.

Второе направление – это проекты о явлениях и законах, которые изучаются в данном разделе физики. Учащиеся опираются в своих проектах на планы ответа о физических явлениях и законах, разработанные академиком РАН Усовой А. В. Обязательно в их проектах есть исследовательская часть.  Она заключается в выяснении полезного или вредного действия  явления, применение данного явления на практике или выполнения экспериментальной проверки явления  или закона с помощью опытов. В моей рабочей программе учителя физики для каждого класса предлагаются примерные темы проектов для учащихся к школьным научно-практическим конференциям.

  Это третье направление проектной деятельности, в котором можно выделить следующие этапы:

  1.Пропедевтический этап.

Известно, что чем младше школьник, тем сильнее у него образное мышление, тем больше интерес к экспериментальной деятельности. Учителя естественных дисциплин понимают необходимость формирования раннего интереса к физике, химии, биологии, тем более, что в школе в течение 10 лет проходил успешный эксперимент по раннему обучению естественным наукам, начиная с 5-го класса, организованный преподавателями ЧГПУ академиком А.В. Усовой и М.Д. Даммер. Мы приобрели большой опыт, что помогает курировать научно-исследовательскую деятельность учащихся начальных классов сегодня и добиваться хороших результатов. Хочется сказать, что сложилось тесное сотрудничество учителей кафедры начальных классов, которые заинтересованы в серьёзной подготовке своих учащихся, и учителями естественниками. Для первичного ознакомления детей с естественными науками учителя кафедры естественных наук приходят на уроки естествознания, на классные часы, рассказывают, что представляет собой исследовательская деятельность, предлагают интересные темы работ по физике, химии, биологии. Затем выделяют группу заинтересовавшихся ребят, а самое главное - устанавливают связи с их родителями, убеждают их в необходимости такой работы.         

2.Организационный этап.

За счёт школьного компонента для работы с детьми повышенного уровня развития у нас введены индивидуальные часы для подготовки к НОУ и олимпиадам. На индивидуальных занятиях учителя  с психологами выявляют уровень подготовки учащихся к выполнению той или иной исследовательской работы. Для каждого ребёнка составляется мониторинг его развития и начинается подготовка (выбор темы проекта, определения её цели и задач, консультации с родителями и самими учащимися).        

3.Курирование научно-исследовательских работ

Учащиеся получают от учителя необходимые знания и умения для работы по данной научной теме, знакомятся с различными методами проведения научного эксперимента, обучаются работе с научно-популярной литературой. Учителя, используя индивидуальный подход, направляют деятельность учащихся, помогают в составлении плана организации своей научно-исследовательской деятельности, в проведении эксперимента, в изготовлении самодельных приборов, в обработке полученных результатов. Устанавливается связь и сотрудничество с преподавателями вузов (ЧелГУ, ЧГПУ, Медицинской академией), которые консультируют учащихся по темам их исследовательских работ, помогают выявить актуальность выбранной темы и пути её развития, тем более что для серьёзного исследования иногда не хватает материальной базы школы, и тогда эксперименты проводятся в вузовских лабораториях. Для этой работы кафедра привлекает бывших выпускников, а также родителей, которые работают в вузах.

        4.Подготовка к выступлению на НПК и участию в программе «Шаг в будущее»

На этом этапе идёт отшлифовывание работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка выступлений, опытов, презентаций с использованием мультимедийного проектора. Учителя кафедры формируют у учащихся умения грамотно докладывать о своём исследовании, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, опираясь на глубокие знания материала по своей научной проблеме.

        5.Пропаганда научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе.

На этом этапе учащиеся, уже имеющие положительный опыт научно-исследовательской деятельности, выступают с материалом своих работ перед учащимися других классов при изучении соответствующих тем на уроках физики, химии, биологии. Особенно бывает интересно, когда учащиеся начальной школы выступают перед 7- 8- классниками, - они этим сильно гордятся. Выпускники гимназии, которые достигли высоких результатов в НОУ и в конференции «Шаг в будущее», приходят на классные часы, уроки, родительские собрания, чтобы привлечь других детей к проектной деятельности с целью профессиональной ориентации.

Многие из них считают, что именно многолетнее участие в школьном НОУ определило выбор будущей профессии и способствовало привлечению к научно-исследовательской деятельности в вузе. Безусловно, успехи на НПК являются серьёзным подтверждением способности школьников, и для многих это становится началом профессионального становления. Опыт показывает, что правильно организованная работа позволяет эффективно развивать проектную деятельность. Основная цель педагога - не просто научить, а научить учиться, т.е. подготовить ребенка к будущей самостоятельной практической и поисковой деятельности и в этом помогает метод проектов.

Четвертое направление проектной деятельности в нашей гимназии, в качестве переводных экзаменов из седьмого в восьмой профильный лингво-информационный класс, предлагается учащимся создание индивидуальных проектов по информатики, но информатика – это прикладная наука, поэтому интересны проекты интегративные с физикой, которые включают в себя физико-техническое моделирование. Например, создание из конструктора лего датчиков механических величин: датчика перемещения, силовых датчиков, датчиков скорости, освещенности, температуры. Также учащимся предлагаются интегративные темы проектов такие как: «Изучение законов криволинейного движения», «Изучение вращательного движения», «Кинематика футбольного удара», «Изучение движения тела, брошенного под углом горизонта», «Изучение характера изменения скорости при равноускоренном движении, «Факторы устойчивости. Почему не падает велосипед?».

Учащимся старших классов предлагаются проекты, связанные с выбором их дальнейшей специальности. Например, в гуманитарном классе интегративные темы проектов: «Физика и изобразительное искусство», «Литература и физика», «Латинский язык и физика». В лингво-информационном классе ученики выбирают проекты: «Создание моделей идеального дома», «Архитектура и физика», «Альтернативные источники электроэнергии», «Освещенности качества света», «Выбор автомобиля с точки зрения физики», «Золотое сечение в физики и других науках» и другие. В седьмых классах проводятся уроки изобретательства, для того, чтобы учащиеся познакомились с технологией проектной деятельности, например, по темам: «Узнай себя с точки зрения физики». В девятом классе при повторении материала о равноускоренном движении и свободном падении урок начинаю с вопроса: «Как при помощи линейки измерить время реакции человека? Не верите? Но это правда, причем мы сумеем провести измерение с точностью до одно тысячной доли секунды. На следующий урок принесите обыкновенную линейку и микрокалькулятор. Дома подумайте, может, вы догадаетесь, как сделать прибор и провести точные замеры».  

Таким образом, по уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.

По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, и коллективные – парные, выполняемые парами участников, и групповые – для групп школьников. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.

По способу преобладания деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовольствие, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации.

Проектная технология создает условия для ценностного переосмысления, диалога при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

                         Список литературы:

  1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
  2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
  3. Поливанова К. Н.  Проектная  деятельность  школьников, М.:  Просвещение, 2008 г.
  4. Наумов, АЛ. Особенности организации проектной деятельности по физике с целью формирования проблемной компетенции / АЛ. Наумов // Физика в школе. - 2010.-№3.-С.57-61. (0,46 пл.).
  5. Наумов, А.Л. Проектная деятельность учащихся по физике, как средство формирования и диагностики их проблемной компетенции / А.Л. Наумов // Школа будущего. Научно-методический журнал. - 2010. - №1. - С. 2730. (0,46 п.л.)
  6. Ушачёв, В. П. Педагогические основы разработки инновационных процессов в школе: Учебное пособие [Текст] / В.П. Ушачёв
  7. Штейнберг, В.Э. Технологии проектирования образовательных систем и процессов [Текст] / В.Э. Штейнберг // Школьные технологии - №2 - 2000. - С. 3-23.

        



Предварительный просмотр:

 Статья по теме: «Система организации научно-  исследовательской работы с учащимися гимназии» 

 г. Челябинск, учитель физики МАОУ гимназии №80 Харитоновой В.Е.

Одной из самых эффективных форм воспитания будущих учёных и инженеров является привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности. Проблема выявления и обучения детей, интеллектуально одарённых и проявляющих интерес к той или иной области знания, является одной из самых актуальных. Мы, учителя кафедры естественных наук, выделяем три главных направления в работе с одарёнными детьми: выявление - развитие - поддержка. Особое внимание обращается на развитие научного мышления, расширение кругозора, организацию практической творческой деятельности. Творчество - универсальный способ самореализации, самоутверждения человека в мире. Учитель должен стремиться создать творческую атмосферу и на классных, и на индивидуальных занятиях. Все учителя нашей кафедры сами со школьной скамьи увлекались наукой и участвовали в НОУ и олимпиадах. Педагог, лишённый творческих способностей, не может воспитывать творческие способности у своих учеников. Поддерживать потребность учащихся в поисковой активности - это одно из условий, которое заставит ребёнка влиться в творческий процесс обучения, воспитает в нём стремление к открытиям, любовь к умственному труду и как результат - желание активно участвовать в научно-исследовательской деятельности. Большинство психологов считают, что наследственность определяет одарённость, а среда раскрывает её. Так вот основная задача учителей нашей кафедры - создать для ребёнка эту среду - интеллектуальную атмосферу, которая поможет ему раскрыть свои способности и достичь высоких результатов.

Рассмотрим этапы работы с учащимися, проявляющими интерес к научным исследованиям.

        

1.Пропедевтический этап

        Известно, что чем младше школьник, тем сильнее у него образное мышление, тем больше интерес к экспериментальной деятельности. Учителя нашей кафедры понимают необходимость формирования раннего интереса к физике, химии, биологии, тем более, что в школе в течение 10 лет проходил успешный эксперимент по раннему обучению естественным наукам, начиная с 5-го класса, организованный преподавателями ЧГПУ академиком А.В. Усовой и М.Д. Даммер. Мы приобрели большой опыт, что помогает курировать научно-исследовательскую деятельность учащихся начальных классов сегодня и добиваться хороших результатов. Хочется сказать, что сложилось тесное сотрудничество учителей кафедры начальных классов, которые заинтересованы в серьёзной подготовке своих учащихся, и кафедрой естественных наук. Для первичного ознакомления детей с естественными науками учителя кафедры естественных наук приходят на уроки естествознания, на классные часы, рассказывают, что представляет собой исследовательская деятельность, предлагают интересные темы работ по физике, химии, биологии. Затем выделяют группу заинтересовавшихся ребят, а самое главное - устанавливают связи с их родителями, убеждают их в необходимости такой работы.         

        2.Организационный этап

        За счёт школьного компонента для работы с детьми повышенного развития у нас введены индивидуальные часы для подготовки к НОУ и олимпиадам. На индивидуальных занятиях учителя кафедры совместно с психологами выявляют уровень подготовки учащихся к выполнению той или иной исследовательской работы. Для каждого ребёнка составляется мониторинг его развития и начинается подготовка (выбор темы работы, определения её цели и задач, консультации с родителями и самими учащимися).        

3.Курирование научно-исследовательских работ

Учащиеся получают от учителей необходимые знания и умения для работы по данной научной теме, знакомятся с различными методами проведения научного эксперимента, обучаются работе с научно-популярной литературой. Учителя, используя индивидуальный подход, направляют деятельность учащихся, помогают в составлении плана организации своей научно-исследовательской деятельности, в проведении эксперимента, в изготовлении самодельных приборов, в обработке полученных результатов. Устанавливается связь и сотрудничество с преподавателями вузов (ЧелГУ, ЧГПУ, Медицинской академией), которые консультируют учащихся по темам их исследовательских работ, помогают выявить актуальность выбранной темы и пути её развития, тем более что для серьёзного исследования иногда не хватает материальной базы школы, и тогда эксперименты проводятся в вузовских лабораториях. Для этой работы кафедра привлекает бывших выпускников, а также родителей, которые работают в вузах.         

        4.Подготовка к выступлению на НПК и участию в программе «Шаг в будущее»

На этом этапе идёт отшлифовывание работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка выступлений, опытов, презентаций с использованием мультимедийного проектора. Учителя кафедры формируют у учащихся умения грамотно докладывать о своём исследовании, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, опираясь на глубокие знания материала по своей научной проблеме.

        5. Пропаганда научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе.

На этом этапе учащиеся, уже имеющие положительный опыт научно-исследовательской деятельности, выступают с материалом своих работ перед учащимися других классов при изучении соответствующих тем на уроках физики, химии, биологии. Особенно бывает интересно, когда учащиеся начальной школы выступают перед 7- 8- классниками, - они этим сильно гордятся. Выпускники гимназии, которые достигли высоких результатов в НОУ и в конференции «Шаг в будущее», приходят на классные часы, уроки, родительские собрания, чтобы привлечь других детей к работе в НОУ с целью профессиональной ориентации.

Многие из них считают, что именно многолетнее участие в школьном НОУ определило выбор будущей профессии и способствовало привлечению к научно-исследовательской деятельности в вузе. Безусловно, успехи на НПК являются серьёзным подтверждением способности школьников, и для многих это становится началом профессионального становления. Таким образом, на кафедре естественных наук создалась определённая система выявления одарённых детей и работа с ними. Опыт показывает, что правильно организованная работа позволяет эффективно развивать ученическую исследовательскую активность. Основная цель педагога - не просто научить, а научить учиться, т.е. подготовить ребенка к будущей самостоятельной практической и поисковой деятельности.

Главной задачей для учителей кафедры является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, стимула для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к песне "Вальс фронтовых подруг" музыка Тухманова, слова Харитонова

Презентация к содержанию песни "Вальс фронтовых подруг"...

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Презентация к песне "Как прекрасен этот мир" музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова.

Презентация содержит стихи Игоря Антипина и Якова Акима о планете Земля (воспитание бережного отношения к нашей планете), текст песни с красивыми иллюстрациями....