Внеклассное мероприятие. Конкурс для учеников 7-го класса "Занимательная физика"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Воронкова Елена Викторовна

Представленное внеклассное мероприятие по физике позволяет в интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные при изучении курса физики 7-го класса. Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения задач, расширяя кругозор учащихся и развивая творческие и коммуникативные способности. Конкурс проводится с использованием современных информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Конкурс для учеников 7-го класса "Занимательная физика"


Воронкова Елена Викторовна, учитель физики

1 – ведущий. 

Вам надоело скучно жить.
И надоело всего боятся?
Тогда вам можем предложить
Делом полезным заняться.
Вы верите в мистику и всякую ерунду,
Боитесь вы грома, боитесь грозу,
Вам страшно, кода начинается дождь,

2 – ведущий. 

Но вы не отчаивайтесь,
Мы можем помочь!
Не стоит ходить к шаманам, магистрам,
Не стоит целителей вам навещать,
Совет наш прост – не нужно бояться,
А лучше физику начать изучать.

1 – ведущий. Начинаем конкурс “Занимательная физика”.

2 – ведущий. А, знаешь, почему сегодня здесь так много народа?

1 – ведущий. Потому, что ребята пришли сюда, чтобы расширить свои познания в области физики, показать свои знания и умения участвуя, в конкурсах. Представляю жюри конкурса.

2 – ведущий. Сейчас я попрошу команды выйти на сцену и представится.

Проводим первый конкурс “Давайте познакомимся” (команды озвучивают свои названия и девизы). Жюри оценивает выступление участников конкурса.

1 – ведущий. Второй конкурс - “Разминка”. Каждой команде будет задано по 3-4 вопроса. Если команда не отвечает, право ответа передается другой команде. Каждый вопрос оценивается в один балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов побеждает. Оценивается не только правильность, но и обоснованность ответа.

2 – ведущий. Чтобы определить, какая команда начнет игру, отгадайте загадку. Кто первый отгадает тот и начинает.

На стене висит тарелка
По тарелки ходит стрелка
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(Барометр)

1 – ведущий. Второй начинает команда, отгадавшая вторую загадку.

Две сестры качались, правды добивались
Когда добились, то остановились.
(Весы)

2 – ведущий. А, теперь вопросы для команд.

Почему приходится прилагать огромное усилие, чтобы вытащить ногу, увязшую в глине или болоте? (На нее сверху действует атмосферное давление, под ногой давление мало)

1 – ведущий. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не может его сдвинуть с места. Почему? (На тело действует архимедова сила, вязкое трение меньше сухого.)

2 – ведущий. Почему жир всплывает в супе? (Плотность жира меньше плотности супа)

1 – ведущий. Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов? (По закону Паскаля давление в жидкости передается одинаково по всем направлениям)

2 – ведущий. Можно ли тушить горящий керосин, заливая его водой? (Нет, плотность керосина меньше плотности воды)

1 – ведущий. Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости? (Да, если на корабле давление равно атмосферному)

2 – ведущий. Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной или горячей водой? (Плотность холодной воды больше, масса пропорциональна плотности, следовательно, масса холодной воды больше)

1 – ведущий. Что произойдет с всадником, если женщина “коня на скоку остановит”? (Вылетит из седла по инерции..)

2 – ведущий. Почему нельзя кулаком разбить толстую доску, а ребром ладони можно? (Чем меньше площадь опоры, тем большее давление производит сила)

1 – ведущий. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему? (Происходило уменьшение молекулярных слоев статуи)

2 – ведущий. Может ли слабый перетянуть сильного за руку? (Да, если сила трения между подошвами и полом будет больше у слабого, чем у сильного).

1 – ведущий. Какую клюшку легче сломать длинную или короткую и почему? (Длинную, по правилу рычага, чем больше плечо, тем меньше приложенная к нему сила)

Просим жюри подвести итоги конкурса.

Третий конкурс “Занимательные опыты”. Задача участников объяснить увиденное.

1 опыт. На лист поставить графин с водой и тянуть за бумагу до края стола, после чего резко дернуть в горизонтальном направлении. Объясните явление.

Ответ. Графин перемещается вследствие силы трения, существующей между дном и бумагой. Это сила, однако, недостаточна, чтобы сообщить ему такое же ускорение, которое получает бумага, когда мы ее резко дергаем, и графин остается на краю стола.

1 – ведущий.

2 опыт. В бутылку с широким горлышко опустить зажженную бумажку и быстро закрыть горлышко круто сваренным очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается внутрь бутылки. Объяснить явление.

E:\data\articles\50\5075\507579\img1.jpg

Ответ. Пламя нагревает воздух в бутылке. Когда бутылку закрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.

2 – ведущий. 3 опыт.

Как взять монету со дна тарелки с водой, не намочив рук?

E:\data\articles\50\5075\507579\img2.jpg

Ответ. Зажгите бумажку, положите ее горящей внутрь стакана Рисунок 2 и быстро поставьте стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода с тарелки под действием атмосферного давления.

1 – ведущий. 4 опыт. Возьмите парафиновую свечу. На нижнем конце закрепите небольшой грузик  и  опустите ее в стеклянный сосуд с водой. Свеча должна плавать, как поплавок (см. рис). Верхний конец с фитилем чуть выступает над водой. Как долго будет гореть свеча? Наблюдайте за горением свечи. Она горит до конца.  Как объяснить это явление? 

E:\data\articles\50\5075\507579\img3.jpg

Ответ. Кажется, что пламя зальется водой и свеча быстро погаснет. Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и всплывает.

2 – ведущий. 5 опыт. Возьмите чистое оконное стекло длиной около 30 - 40 см. Под один край стекла  подложите два спичечных коробка, так, чтобы образовалась наклонная плоскость. Смочите водой край  стакана из тонкого стекла  и поставить вверх дном на стекло. Поднести к стенке стакана горящую свечу и стакан медленно поползет. Как это объяснить?

Ответ. Это объясняется тем, что при нагревании воздух внутри стакана расширяется и чуть приподнимает стакан. Вода мешает воздуху выйти из стакана наружу, в результате сила трения между стаканом и стеклом уменьшается и стакан ползет вниз.

Жюри подводит итоги конкурса.

1 – ведущий. Четвертый конкурс “Конкурс капитанов. Им предлагается придумать смешной рассказ, в котором бы встречались следующие физические термины: скорость, диффузия, давление, трение, инерция, грузоподъемность, динамометр.

2 – ведущий. Пока капитаны со своими командами готовятся, проводим пятый конкурс, он для зрителей и называется “Физика с приколами” (автор Г.Остер). Ваша задача правильно ответить на вопрос задачи. Участники, давшие, наибольшее количество правильных ответов будут награждены призами. Для конкурса подготовлена презентация “Физика с приколами (Смотри Приложение 1)

1 – ведущий. А, теперь предоставляем слово капитанам команд.. (Капитаны представляют придуманные веселые рассказы)

Просим жюри выставить оценки участникам команд.

2 – ведущий. Шестой конкурс. Конкурс называет “Озвучение фрагмента”. Когда-то, на заре своего с появление кино было немым. Участникам команд необходимо озвучить немые фрагменты видеофильма, в которых речь идет о физических явлениях. Оценивается грамотность, научность, артистичность выступления. Представителей команд просим подойти для проведения жеребьевки. (Используются фрагменты из “Интерактивного курса физики для 7-11 классов”. ООО ФИЗИКОН, 2004; фрагменты демонстрируются без звука; смотри). Слово жюри для подведения итогов.

1 – ведущий. Седьмой конкурс презентаций. Участниками команд были приготовлены компьютерные презентации о физических явлениях и знаменитых физиках. Сейчас они продемонстрируют вам свои работы. (Пример презентации смотри Приложение 2). Жюри подводит итоги.

2 – ведущий. Последний конкурс называется “Домашнее задание”. Очень часто в различных литературных произведениях встречаются описания физических явлений. Участники команды подобрали такие произведения и на их основе подготовили миниатюры. Сейчас они вам будут показаны, задача конкурсантов, угадать о каких физических явлениях упоминается в миниатюрах. Жюри оценивает грамотность ответов, подобранный материал, артистичность выступления.

( Пример литературного отрывка. Г. Н. Троепольский. “Один день” 

“ ... - Митроха! Денька через два, а может, и завтра, дождик должон быть. Налегни на сев-то.

- Вот тебе на! Гляну на барометр, - забеспокоился Митрофан Андреевич. Он ушел в хату и тут же вернулся ...

- Как же это вы, Андрей Петрович, узнаете об изменении погоды? - спросил я.

- Э-э, детка! Давно уж я живу-то. По всем приметам узнаю.

Ласточка идет низом. Это - раз ... Курица обирается носиком, перо мажет жиром. Это - два ... Свинья тоже чует: тело у нее зудит, чешется она, солому в зубах таскает. Животная, она чувствует. И человек чувствует ... И в сон ни с того ни с сего клонит, и если по старости кости ноют, и волос на голове не такой делается, а спина - того ...”

• Как и почему меняется атмосферное давление к непогоде? Какие еще народные приметы погоды вы знаете?)

1 – ведущий. Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурса “домашнее задание”, и общие итоги выступлений участников, поделиться своими впечатлениями о конкурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия: конкурс-игра "Сварщик - лучше профессии нет!"

Цель конкурса: пропаганда профессии «Сварщик», проверка теоретических знаний, полученных на уроках по спецтехнологии, показ значимости межпредметных связей при получении профессии.  На конку...

Внеклассное мероприятие "конкурс эрудитов".

Одним из методических средств, которые способны активизироватьпознавательную деятельность обучающихся является учебная игра. Именно игры, конкурсы дают возможность наиболее полно раскрыться обучающему...

внеклассное мероприятие "Конкурс знатоки крестьянского подворья"

Данная разработка внеклассного мероприятия проводилась на неделе географии в школе.Цель разработки: приобщение к традициям русского устного народного творчества, патриотическое воспитание, воспитание ...

Внеклассное мероприятие -конкурс по русскому языку "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка" можно провести в классе или между классами в рамках недели русского языка.В сценарии есть задания не только командам, но и болельщикам.Конкурс сопровождается презентац...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Конкурс «А, ну-ка, мальчики!» ко Дню защитника Отечества

Порядок проведения конкурсов, их количество и возможные повторы выбирается классным руководителем самостоятельно. Желательно использо­вать музыкальное сопровождение.Класс либо делится на соревнующиеся...

Презентация к методической разработке внеклассного мероприятия "Конкурс праздничных бутербродов"

Презентация к методической разработке внеклассного мероприятия "Конкурс праздничных бутербродов"...

Внеклассное мероприятие. Программа "День ученика"

примерная программа проведения внеклассное мероприятия "День ученика"...