Урок физики в 8 классе «Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление»
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

 

Форма  урока: Организация исследовательской и поисковой  деятельности учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-elektricheskoe-soprotivlenie-8-klasc_2.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Малобичинская СОШ»

Урок физики в 8 классе

«Расчёт сопротивления проводника.

Удельное сопротивление»

Учитель физики:

Швецова Ирина Сергеевна

2014

План – конспект урока физики в 8 классе

Тема урока: Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Тип урока:  Изучение и усвоение новых знаний.    

Форма  урока: Организация исследовательской и поисковой  деятельности учащихся на уроке.

Целью урока является:  формирование и развитие у обучающихся учебных действий – компонентов совместной учебной и исследовательской деятельности по определению и применению понятия «удельное сопротивление», способов его изменения.

Задачи урока:

 1. Мотивация учебной деятельности учащихся по усвоению следующих знаний:

  • Понятие удельного сопротивления проводника как физической величины;
  • Единицы удельного сопротивления;
  • Формула расчёта электрического сопротивления через удельное сопротивление проводника.

2. Организация учебной деятельности учащихся по овладению видами деятельности, учебными действиями:

  • Работать в группах и индивидуально;
  • Совместно проводить исследование зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и рода вещества, из которого изготовлен проводник;
  • Оценивать результаты своей деятельности;
  • Определять сопротивление проводника через удельное сопротивление;
  • Определять удельное сопротивление по таблице и объяснять значение величины через её физический смысл;
  • Рассчитывать электрическое сопротивление по формуле через удельное сопротивление.

Ход урока

Текущее время урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат совместной деятельности

1. Организационный этап. Мотивация

6 мин

Включить учащихся в учебную деятельность.

Ребята, вашему вниманию предлагаются анаграммы. Разгадайте их и найдите лишнее понятие. Это понятие и будет темой сегодняшнего урока.

Вы правильно разгадали анаграммы и определили лишнее слово. Это – сопротивление.

Сегодня мы продолжим знакомиться с новой физической  величиной,  какой?

Просмотр слайда № 1 (анаграмма), разгадка

Сила тока, заряд, время, сопротивление. Лишнее понятие – сопротивление. Остальные величины связаны с определением силы тока.

Сопротивлением

Создаётся мотив к познанию понятия сопротивления.

2. Актуализация

5 мин

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;  зафиксировать затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний.

Итак, что мы уже знаем о сопротивлении?

Сопротивление не зависит ни от напряжения, ни от силы тока, потому что согласно закону Ома сила тока прямо пропорциональна напряжению. Что это значит?

- Обозначается: R.

- Определяется: R =  

 - Единица измерения (СИ): Ом.

-  Георг Ом – немецкий учёный, который впервые ввёл это понятие в физику в 1827 году.

- За единицу сопротивления принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении 1 В сила тока равна 1 А:

1 Ом =

- На практике используются и другие единицы сопротивления:

  1 кОм = 1000 Ом,

  1 мОм = 0,001 Ом,

  1 МОм = 1000000 Ом 

Значит, во сколько раз увеличивается напряжение, во столько раз увеличивается сила тока, поэтому отношение напряжения к силе тока, т.е. сопротивление, при этом не изменится. А от чего же тогда зависит сопротивление?  

Актуализация учебного содержания, фиксация затруднений в деятельности.

3. Целеполагание

10 мин

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется цель и тема урока

 

Вот мы и определили цель сегодняшнего урока: выяснить от чего зависит сопротивление проводника и получить формулу для его вычисления.

Таким образом, мы подошли к теме сегодняшнего урока. Мы с вами продолжим разговор о сопротивлении. Запишем тему в тетрадях

Мы практически всё вспомнили, но не определили сущность явления «сопротивление». В чём причина сопротивления? Что было бы, если бы электроны в проводнике не испытывали  никаких помех в своём движении?

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. (Слайд 2).

Они бы двигались по инерции неограниченно долго.

Результат этапа - Формулировка цели урока

 Определяется тема урока и формулируется цель

4. Планирование деятельности

3 мин

 Согласовать учебную деятельность, направленную на  достижение цели урока; определить  задачи учебной деятельности

В названии новой темы вы видите незнакомое для вас понятие «удельное сопротивление».

А что вы хотите узнать об этой физической величине?

Что вам необходимо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Как вы думаете, сможете вы в конце урока ответить на эти вопросы?

Отвечают, используя уже знакомый алгоритм изучения любой физической величины:

  • Название физ. величины
  • Какое явление описывает
  • Условное обозначение величины
  • Название единицы величины
  • Условное обозначение единицы величины
  • Способы измерения величины
  • Формулы, связывающие

     данную величину с    

     другими.

Отвечают,  выделяя известные им виды деятельности:

Провести наблюдение

Поставить эксперимент

Прочитать учебник

Обсудить явление

Решить  задачи

Наверное, сможем.

Формируется самостоятельность планирования учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Совместная деятельность, направленная на достижение цели и  выбор наиболее эффективных способов решения проблемы  проектируется по плану:

1.Выполнение  практической работы  «Исследование зависимости  сопротивления проводника от вещества, из которого он изготовлен, длины и площади поперечного сечения».

3. Работа со слайдами.

4. Работа  с учебником.

5. Проверка усвоения знаний  о сопротивлении (самопроверка)

 6. Решение задачи по теме «Удельное сопротивление» (самопроверка)

5. Выполнение деятельности

7 мин

 Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона

Чтобы ответить на вопрос, от чего зависит сопротивление проводника, введём определение нового понятия. Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2 называется удельным сопротивлением этого вещества. (Слайд 4)

А теперь займемся  наблюдением и исследованием.

Предлагаю для ускорения нашей деятельности разделиться на группы.

1.  Выполнение групповой   задачи –наблюдения  Каждая группа получает свое задание, причем  члены  группы будут заняты разной деятельностью, распределяя «роли» (проведение вычислений; фиксирование результатов; формулировка выводов).

Подключают готовую цепь (слайд 4) очереди никелиновую и нихромовую проволоки одинаковой длины и с одинаковой площадью поперечного сечения. Записывают показания приборов: I1 = … A, I2 = … А, U1=…В, U2=…В и определяют сопротивления проводников: R1 =…Ом, R2 =…Ом.

Группы работают по карточкам, (приложение №2)

Для каждой группы прописаны задания для наблюдения зависимости сопротивления от длины, площади поперечного сечения и вещества проводника.

Затем каждая группа отчитывается.

Цель каждой группы сделать вывод о зависимости сопротивления от величин.

Делают общий вывод: сопротивление зависит от длины, площади поперечного сечения и вещества проводника. (Слайд 5)

Формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

формирование умения работать в группе;

Получают опыт коллективного взаимодействия через работу в группах

Отчет каждой группы по проведенному наблюдению

формулируется в общий вывод, заполняется таблица

 (приложение № 1)

3 мин

3. Обращает внимание на таб.8, с. 105 учебника: раскрыть физический смысл удельного сопротивления некоторых веществ

Работают с таблицей

Формирования навыка самостоятельного переноса знаний. Работа с учебником по  поиску необходимой  информации.

 5 мин

4. Предлагает выполнить задание – решить задачу (слайд № 6, 7);

Работают в тетради.

По предложенному заданию научились определять сопротивление проводника

6.   Рефлексия и оценка

5 мин

 Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, фиксируются её результаты, степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Оценить собственную деятельность на уроке по видам деятельности; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Предлагает:

Давайте подведем итоги нашей совместной деятельности.

Какую цель вы определяли для себя вначале урока?

Достигли ли вы поставленной цели? (спрашивает выборочно некоторых учащихся)

Что делали для достижения цели, как действовали?

Обращается к обучающимся: Были ли затруднения и ошибки, какие?

Каковы их причины?

Что вы предполагаете сделать, чтобы устранить затруднения?

Отвечают: выяснить от чего зависит сопротивление проводника и получить формулу для его вычисления.

Отвечают: да, так как успешно справились с заданием/ не полностью достигли цели, так как возникали затруднения

Называют виды деятельности:.

Наблюдение, эксперимент

Работа с учебником

Обсуждение.

Называют и анализируют  затруднения.

Называют причины: не был внимателен,  не понял…, не умею…

Попросить помощи у одноклассника

Попросить помощи у учителя

Прочитать текст в учебнике и т.д

Формирование навыка рефлексии;

Формирование умения контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия;

Самооценка на основе критерия успешности; Адекватное понимание причин успеха /не успеха в учебной деятельности Использование критериев для обоснования своего суждения;

Планирование учебного сотрудничества;

Оценить,  свою деятельность  и результаты  я предлагаю вам с помощью листов самооценки (приложение №4, слайд 10), определите, что  вызвало затруднение.

Оценивают свои действия  и результат деятельности на уроке по критериям (приложение 3)

 

Заполняют листы самоконтроля и делают выводы о том, что вызвало затруднения (приложение 7)

Формирование умения контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия

                                                               8.   Домашнее задание

1 мин

Стр 103-108 учебника, §45,  46,

 упражнение 20, № 2 (а), 3, 4

Обучающиеся сами выбирают себе домашнее задание

Планирование и управление деятельностью, оптимизация ритма и формы работы отработка умения  использовать  различные источники информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"

Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...

Урок физики в 8 классе. "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"

Наука начинается с тех пор, как начинают       измерять.   ...

Урок по физике в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление."

Урок построен по технологической карте ФГОС в разделе предполагаемых образовательных результатов. Частично теоретический материал и интерактивный эксперимент взят с сайта "Класс!ная физ...

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....