Рабочая программа основного общего образования 7-9 класс 210 часов
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Щемелькова Татьяна Викторовна

Рабочая программа по физике основного общего образования для 7-9 классов  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,  представленных в федеральном государственном образовательном  стандарте общего образования второго поколения и авторской программы А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник

Скачать:


Предварительный просмотр:

            ПРОГРАММА ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

                                        ФИЗИКА.  7—9 классы

                     

                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике основного общего образования для 7-9 классов  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,  представленных в федеральном государственном образовательном  стандарте общего образования второго поколения и авторской программы А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой   содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.  В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

_ усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

_ формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

_ систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования

достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

_ формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

_ организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

_ развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.

Достижение целей обеспечивается решением следующих

задач:

 _знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

_ приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

_ формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

_ овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат

экспериментальной проверки;

_ понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс.

Учебный план составляет 210 учебных часов, в том числе в 7,8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часов неделю.

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах воз-

можно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики.

Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

_ сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

_ убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

_ самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

_ готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

_ мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

_ формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

_ овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки

 результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

_ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными       учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

_ формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать      полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

_ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

_ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право  другого человека на иное мнение;

_ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

_ формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

                                          СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

                                     7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

    Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц Научный метод познания. Точность и погрешность измерений. Наука и техника.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

1. Определение цены деления измерительного прибора.

Лабораторные опыты

  1.Измерение расстояний.

   2.Измерение времени между ударами пульса.

Предметными результатами  обучения по данной теме являются:

—понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

—умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

—владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;

—понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный  прогресс.

Первоначальные сведения  о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное  строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и

твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и

твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение размеров малых тел.

 Лабораторные опыты

  1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
  2. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
  3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара

Предметными результатами  обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

—владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

—понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

—умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь- скалярная величина. Равномерное и неравномерное движение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тел – скалярная величина.

Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила- векторная величина. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других   планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы .Центр тяжести.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела, жидкости.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Исследование зависимости  силы трения скольжения с помощью динамометра от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

8. Нахождение центра тяжести плоского тела.

Лабораторные опыты

1 Измерение скорости равномерного движения.

2. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

3. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

4. Измерение сил взаимодействия двух тел.

5. Исследование превращения механической энергии.

Предметными результатами  обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

—умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;

—понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

—владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости),  пути,  времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

—умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и

весом тела;

—умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

—понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа .Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон   Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

9. Определение выталкивающей (архимедовой) силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

10. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Лабораторные опыты

 1.Измерение атмосферного давления.

Предметными результатами  обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение

уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

—умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

—понимание принципов действия барометра-анероида, манометра , поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда,

силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия (16 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. Условие равновесия твердого тела. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. Возобновляемые источники энергии.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

11. Исследование условий равновесия рычага.

12. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Лабораторные опыты

 1.Измерение  потенциальной энергии тела.

Предметными результатами  обучения  по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

—умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

—владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

—понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;

—понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и        потенциальной энергии;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

                                   8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача.  Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и  кристаллизация. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение удельной теплоемкости вещества.

3. Измерение влажности воздуха.

4. Измерение удельной теплоты плавления льда.

Лабораторные опыты

 1.Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

  2.Исследование процесса испарения.

  3.Исследование тепловых свойств парафина.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

—умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

—владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной

температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

—понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

—овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при     охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Электрические явления (29 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Постоянный  электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической  цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля. Правила безопасности при работе с электроприборами.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

5. Сборка  и испытание электрической цепи постоянного тока и измерение силы тока в ее различных участках.

6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7. Регулирование силы тока реостатом. Измерение электрического сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

8. Измерение мощности и работы электрического тока в электрической лампе. 

9. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Лабораторные опыты

1.Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.

2.Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

3.Изготовление и испытание гальванического элемента.

4.Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.

5 Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

—умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

—понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников,  удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Электромагнитные явления (5 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель постоянного тока.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение принципа действия  электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Лабораторные опыты

 1.Исследование явления магнитного взаимодействия тел.

  2.Исследование явления намагничивания вещества.

 3.Исследование действия Электрического тока на магнитную стрелку.

  4.Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

  5. Изучение работы электрогенератора постоянного тока.

Предметными результатами обучения по данной теме являются

—понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности)

Световые явления (13 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. За-

кон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

12. Получение изображения  с помощью собирающей линзы и измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Лабораторные опыты

1.Изучение явления распространения света.

 2.Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.

 3.Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Предметными результатами  обучения  по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

—умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

—различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

                              9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная

скорость, ускорение, перемещение. Ускорение – векторная величина.   Графики зависимости  пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Движение и силы. Свободное падение. Невесомость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]    Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

3. Измерение центростремительного ускорения. 

Лабораторные опыты

1.Сложение сил, направленных под углом.

2. Изучение столкновения тел.

3. Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути.

4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.

Предметными результатами обучения  по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по

окружности с постоянной по модулю скоростью;

—знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета;

величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела

по окружности, импульс;

—понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

—умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракетоносителей;

—умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Механические колебания и волны. Звук (12 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.  Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

4.Изучение колебаний маятника. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити. 

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

—знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, тембр, громкость звука,

скорость звука; физических моделей: гармонические колебания, математический маятник;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Электромагнитное поле (16 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор.Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Квантовые постулаты Бора. Поглощение и испускание света атомами.

Происхождение линейчатых спектров.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

5. Изучение явления электромагнитной индукции.

6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

 Лабораторные опыты

1.Наблюдение явления дисперсии света.

2.Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

—знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнит-

ный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин:

магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

—знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, постулаты Бора;

—знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

—понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.

Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Строение атома. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Планетарная  модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел  при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования и регистрации ядерных излучений . Атомное ядро и его состав.. Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная ядерная  реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы, возникающие при использовании  атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.

9.  Измерение элементарного электрического заряда.

Лабораторные опыты

 1.Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

—знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-  частицы; физических моделей: модели строения атомов предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно -нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

—умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

—умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

—знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило сме-

щения;

—владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

—понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

—умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

—знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные

в недрах планет);

—сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

—объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.

Резервное время (3 ч)

Общими предметными результатами обучения по данному курсу являются:

—умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

—развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать

гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

ПОУРОЧНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

(70 ч, 2 ч В НЕДЕЛЮ)

№ урока, тема Содержание урока Вид деятельности ученика

ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

1/1. Что изучает

физика. Некото-

рые физические

термины. Наблю-

дения и опыты

(§ 1—3)

Физика — наука о природе. Физические

явления, вещество, тело, материя. Физи-

ческие свойства тел. Основные методы

изучения физики1 (наблюдения, опыты),

их различие.

Демонстрации. Скатывание шарика по

желобу, колебания математического маят-

ника, соприкасающегося со звучащим ка-

мертоном, нагревание спирали электриче-

ским током, свечение нити электрической

лампы, показ наборов тел и веществ

—Объяснять, описывать физические

явления, отличать физические явления

от химических;

—проводить наблюдения физических

явлений, анализировать и классифици-

ровать их, различать методы изучения

физики

2/2. Физические

величины. Изме-

рение физических

величин.

Понятие о физической величине. Междуна-

родная система единиц. Простейшие изме-

рительные приборы. Цена деления прибо-

ра. Нахождение погрешности измерения.

—Измерять расстояния, промежутки

времени, температуру;

—обрабатывать результаты измере-

ний;

1 Жирным шрифтом выделен материал, выносящийся на ГИА или ЕГЭ.

23

Точность и по-

грешность измере-

ний (§ 4, 5)

Демонстрации. Измерительные прибо-

ры: линейка, мензурка, измерительный

цилиндр, термометр, секундомер, вольт-

метр и др.

Опыты. Измерение расстояний. Измере-

ние времени между ударами пульса

—определять цену деления шкалы из-

мерительного цилиндра;

—определять объем жидкости с по-

мощью измерительного цилиндра;

—переводить значения физических ве-

личин в СИ, определять погрешность

измерения, записывать результат изме-

рения с учетом погрешности

3/3. Лабораторная

работа № 1

Лабораторная работа № 1 «Определение

цены деления измерительного прибора»

—Находить цену деления любого изме-

рительного прибора, представлять ре-

зультаты измерений в виде таблиц;

—анализировать результаты по опреде-

лению цены деления измерительного

прибора, делать выводы;

— работать в группе

4/4. Физика и тех-

ника (§ 6)

Современные достижения науки. Роль

физики и ученых нашей страны в развитии

технического прогресса. Влияние техноло-

гических процессов на окружающую

среду.

Демонстрации. Современные техниче-

ские и бытовые приборы

—Выделять основные этапы развития

физической науки и называть имена

выдающихся ученых;

—определять место физики как науки,

делать выводы о развитии физической

науки и ее достижениях;

—составлять план презентации

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)

5/1. Строение

вещества.

Молекулы.

Представления о строении вещества. Опы-

ты, подтверждающие, что все вещества

состоят из отдельных частиц. Молекула —

—Объяснять опыты, подтверждающие

молекулярное строение вещества, бро-

уновское движение;

24

Продолжение табл.

№ урока, тема Содержание урока Вид деятельности ученика

Броуновское

движение (§ 7—9)

мельчайшая частица вещества. Размеры

молекул.

Демонстрации. Модели молекул воды и

кислорода, модель хаотического движения

молекул в газе, изменение объема твердого

тела и жидкости при нагревании

—схематически изображать молекулы

воды и кислорода;

—определять размер малых тел;

—сравнивать размеры молекул разных

веществ: воды, воздуха;

—объяснять: основные свойства моле-

кул, физические явления на основе зна-

ний о строении вещества

6/2. Лабораторная

работа № 2

Лабораторная работа № 2 «Определение

размеров малых тел»

—Измерять размеры малых тел мето-

дом рядов, различать способы измере-

ния размеров малых тел;

—представлять результаты измерений

в виде таблиц;

—выполнять исследовательский экспе-

римент по определению размеров ма-

лых тел, делать выводы;

—работать в группе

7/3. Движение мо-

лекул (§ 10)

Диффузия в жидкостях, газах и твердых

телах. Связь скорости диффузии и темпе-

ратуры тела.

Демонстрации. Диффузия в жидкостях

и газах. Модели строения кристалличе-

ских тел, образцы кристаллических

тел.

—Объяснять явление диффузии и зави-

симость скорости ее протекания от тем-

пературы тела;

—приводить примеры диффузии в ок-

ружающем мире;

—наблюдать процесс образования

кристаллов;

25

Опыты. Выращивание кристаллов пова-

ренной соли

—анализировать результаты опытов по

движению молекул и диффузии;

—проводить исследовательскую работу

по выращиванию кристаллов, делать

выводы

8/4. Взаимодейст-

вие молекул (§ 11)

Физический смысл взаимодействия моле-

кул. Существование сил взаимного притя-

жения и отталкивания молекул. Явление

смачивания и несмачивания тел.

Демонстрации. Разламывание хрупкого

тела и соединение его частей, сжатие и вы-

прямление упругого тела, сцепление твер-

дых тел, несмачивание птичьего пера.

Опыты. Обнаружение действия сил моле-

кулярного притяжения

—Проводить и объяснять опыты по об-

наружению сил взаимного притяжения

и отталкивания молекул;

—наблюдать и исследовать явление

смачивания и несмачивания тел, объяс-

нять данные явления на основе знаний о

взаимодействии молекул;

—проводить эксперимент по обнаруже-

нию действия сил молекулярного при-

тяжения, делать выводы

9/5. Агрегатные

состояния вещест-

ва. Свойства газов,

жидкостей и твер-

дых тел (§ 12, 13)

Агрегатные состояния вещества. Особен-

ности трех агрегатных состояний вещест-

ва. Объяснение свойств газов, жидкостей

и твердых тел на основе молекулярного

строения.

Демонстрации. Сохранение жидкостью

объема, заполнение газом всего предостав-

ленного ему объема, сохранение твердым

телом формы

—Доказывать наличие различия в мо-

лекулярном строении твердых тел,

жидкостей и газов;

—приводить примеры практического

использования свойств веществ в раз-

личных агрегатных состояниях;

—выполнять исследовательский экспе-

римент по изменению агрегатного со-

стояния воды, анализировать его и де-

лать выводы

10/6. Зачет Зачет по теме «Первоначальные сведения

о строении вещества»

26

Продолжение табл.

№ урока, тема Содержание урока Вид деятельности ученика

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (23 ч)

11/1. Механиче-

ское движение.

Равномерное и не-

равномерное дви-

жение (§ 14, 15)

Механическое движение — самый простой

вид движения. Траектория движения тела,

путь. Основные единицы пути в СИ. Равно-

мерное и неравномерное движение. Отно-

сительность движения.

Демонстрации. Равномерное и неравно-

мерное движение шарика по желобу. Отно-

сительность механического движения с ис-

пользованием заводного автомобиля. Тра-

ектория движения мела по доске,

движение шарика по горизонтальной

поверхности

—Определять траекторию движения

тела;

—переводить основную единицу пути в

км, мм, см, дм;

—различать равномерное и неравно-

мерное движение;

—доказывать относительность движе-

ния тела;

—определять тело, относительно кото-

рого происходит движение;

—использовать межпредметные связи

физики, географии, математики;

—проводить эксперимент по изучению

механического движения, сравнивать

опытные данные, делать__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа основного общего образования по технологии для 10-11 класса (70 часов)

Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспи...

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .

Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа основного общего образования на 7 класс

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья н...

Рабочая программа основного общего образования на 8 класс

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья н...

Рабочая программа основного общего образования на 9 класс

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья н...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...