Агрегатные состояния вещества. Урок в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Гудова Галина Николаевна

Документ содержит подробный сценарий урока и презентацию к нему. В презентации встроены два видеосюжета. К сожалению прикрепить их для публикации не было возможности, т.к. загрузка ограничена весом файла в 3 МБ. Эти видеосюжеты доступны для скачивания на сайте "Инфоурок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Калачеевская СОШ №1

Гудова Г.Н.

Урок физики, 7 класс

Агрегатные состояния вещества.

Основные свойства твердых, жидких и газообразных веществ.

Цели: 1. Формирование логического мышления

           2. Отработка навыков работы с различными источниками информации – учебник, видео, объяснение учителя.

           3. Формирование навыков постановки лабораторного опыта и умения объяснять полученные результаты (делать выводы)

           4. Отработка навыков анализа и систематизации информации.

Задачи урока: 1. С помощью учащихся сформулировать тему и цель урока

                         2. Определить понятие «Агрегатные состояния вещества» и выяснить их свойства

                        3. Оформить полученные знания в таблицу.

Тип урока: Урок – исследование

Технологи урока: Технология проблемного диалога

План урока:

1. Организационный момент

2. Проверка готовности к уроку

3. Мотивация. Определение темы урока и постановка цели урока.

4. Обсуждение агрегатных состояний вещества, поиск ответов на поставленные вопросы.

5. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика твердых, и жидких и газообразных веществ» Параллельно – отдельная группа учащихся изготовление модели твердых, жидких и газообразных веществ.

6. Подведение итогов

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, документ-камера. Презентация к уроку.

Сигнальные карты, диагностические карты.

Набор различных стеклянных сосудов (колбы, мензурки, стаканы).

Вода, лед, пар, надутый шарик.

Набор для изготовления моделей твердых, жидких и газообразных веществ.

Литература:

  1. Учебник физики 7 класс,  Перышкин А.В.
  2. Сайт «Инфоурок»- видеосюжеты для презентации
  3. Тесты, 7 класс

Сценарий урока.

№ п/п

Ход урока

Сценарий урока

Номер слайда

1

Организационный момент

Проверить готовность к уроку

Приветствую детей и гостей,  проверяю готовность к уроку.

- Урок у нас с вами сегодня необычный. Сегодня я не буду ничего вам объяснять на уроке

Я буду задавать вам вопросы, и мы вместе с вами будем искать на них ответы.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

2

Проверка домашнего задания Интерактивный тест

В Диагностической карте учащиеся отмечают знаком + правильные ответы

- Прежде чем переходить к изучению новой темы, предлагаю вам немного размяться.

Делаем так: на доске появляется тестовая задача, я ее озвучиваю, вы дружно поднимаете карточку с ответом, затем в диагностической карте отмечаете знаком + правильный ответ

По завершении тестирования обсуждаем правильные ответы, выставляем оценки

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9 (заставка)

3

Мотивация. Определение темы урока и постановка цели урока.

В тетради записываем число, тему, цель

Показать кубик льда и спросить, какое физическое тело находится у меня в руках?

 - А из какого вещества оно состоит?

Показать: Лед, вода, «пар»

- Это разные вещества?

-  Кто догадается, о чем будет идти речь на уроке?

… О разных состояниях вещества

- А как называются такие состояния?

… Агрегатные

- Давайте вместе сформулируем тему урока

- Тема урока «Агрегатные состояния вещества и основные свойства твердых, жидких и газообразных веществ»

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

- … Дети пытаются сформулировать цели

- Мы сегодня рассмотрим разные состояния вещества – твердое жидкое и газообразное, и наша задача выяснить их свойства.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

4

Обсуждение агрегатных состояний вещества, поиск ответов на поставленные вопросы.

- Что-то мы уже знаем, что-то новое узнаем на уроке.

 В диагностической карте есть таблица 2. Прошу вас сейчас написать, что вы уже знаете про разные состояния вещества. Вторую половину вы сами заполните в ходе урока.

 Я не буду вам говорить, когда нужно что-то туда записывать, это черновик для ваших мыслей. Следите за ходом урока и в правой части (можно карандашом) помечайте, что вы для себя подметили нового

- Давайте попробуем доказать, что это одно и то же вещество.

… состоят из одних и тех же молекул (но мы этого не видим, как доказать)

…легко переходят из одного состояния в другое и обратно при нагревании и остывании

- Как вы думаете, чем же отличаются лед, вода и пар?

…температура, свойства, расстояния между молекулами (все тела при нагревании увеличиваются) в объеме, скорость движения молекул (в разных состояниях диффузия протекает по-разному), сохранение формы и объема, расположение молекул

- Думаю, что полностью разобраться в этом нам поможет видеосюжет

- Давайте придумаем, с помощью каких опытов можно доказать, что объем жидкости не изменяется?

- Что жидкость не сохраняет форму?, Как можно выразиться по- другому?

… Принимает форму сосуда

-Как можно доказать, что твердое тело сохраняет объем и форму?

- Пожалуй, мы уже со всем разобрались, а что бы я в этом была совсем уверена, давайте ответим на вопросы, какому агрегатному состоянию принадлежат эти свойства:

Слайд 15

Слайд 16

Я ЭТО ПИШУ НА ДОСКЕ!!!

Слайд 17

Слайд 18

5

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика твердых, и жидких и газообразных веществ» См Приложение 1

- Мне кажется, что вы уже готовы систематизировать добытые в ходе урока знания и заполнить таблицу.

Подсказки ищем в учебнике (§11-12) и на слайде.

1 ряд – газ

2 ряд – жидкость

3 ряд – твердое тело

Отдельная группа (слабые учащиеся) по рисункам в учебнике на специальных заготовках учителя изготовить модель твердых, жидких и газообразных веществ, затем продемонстрировать ее с помощью документ- камеры

Слайд 19

Работу показать через документ-камеру и продублировать слайдом

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

6

Подведение итогов

Возвращаемся к таблице, которую начали заполнять в начале урока – что узнали нового (Рефлексия)

-Может быть, кому-то кажется,  что про агрегатные состояния мы узнали все. На самом деле, мы только коснулись азов этой темы. Хочется представить вам несколько любопытных фактов:

  • Всё известное вещество на Земле и за ее пределами состоит из химических элементов. Общее количество встречающихся в природе химических элементов – 94. При нормальной температуре 2 из них находятся в жидком состоянии, 11 – в газообразном и 81 (включая 72 металла) – в твёрдом.
  • Жидкий воздух получили только  в 1877 году под большим давлением, а гелий впервые был превращен в жидкость лишь в 1908 году.
  • ... из всех известных элементов  в обычных   условиях в жидком состоянии встречаются  только  два  -  ртуть и бром.
  • Солнечное тепло испаряет влагу с земной поверхности, конвективные потоки и диффузия позволяют парам достигнуть  высоких атмосферных слоев. По мере движения вверх температура падает, пары конденсируются и образуются облака.  Внутри облаков  происходит   формирование капель или  снежинок  и градин.  Атмосферные осадки выпадают на землю  в виде дождя или снега.  В зависимости от времени года  вода на земле может превратиться в лед, или наоборот, происходит таяние снега. На этом цикл   замыкается

Слайд 23

7

Выставление оценок

Домашнее задание

§11-12

Ответить на вопросы:

  1. Почему я сказала в начале урока «Пока сегодня будем это называть паром»? Если это не пар, то что?
  2. Все вещества при остывании уменьшаются в объеме, почему произошло вода при замерзании расколола банку?
  3. Оказывается, есть еще четвертое состояние вещества. Что это за состояние? Желающие могут подготовить сообщение

Слайд 24

Слайд 25


Приложение1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ    ХАРАКТЕРИСТИКА ТВЕРДЫХ,   ЖИДКИХ    И    ГАЗООБРАЗНЫХСОСТОЯНИЙ    ВЕЩЕСТВА

ГАЗООБРАЗНОЕ

ЖИДКОЕ

ТВЕРДОЕ

ФОРМА

ОБЪЕМ

ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ

ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛЕКУЛ

Результат для сравнения:

ГАЗООБРАЗНОЕ

ЖИДКОЕ

ТВЕРДОЕ

ФОРМА

Не имеют собственной формы

Принимают форму сосуда, в котором находятся

Сохраняют

ОБЪЕМ

Полностью заполняют предоставленный им объем

Сохраняют

Сохраняют

ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ

Расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул

Расположены близко друг к другу, расстояние между молекулами меньше, размеров молекул

Располагаются в строго определенном порядке

ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ

С большой скоростью движутся во всех направлениях

Могут скачками менять свое положение

Колеблются около определенной точки

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛЕКУЛ

Слабо притягиваются друг к другу

Притягиваются друг к другу, при попытки сжатия заметно проявляется отталкивание

Частицы сильно притягиваются друг к другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрегатные состояния вещества Урок 8 класс.

Урок-презентация в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества"...

Агрегатные состояния вещества Урок 8 класс.

Урок-презентация в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества"...

Урок по теме Изменение агрегатных состояний вещества (8-й класс)

Урок разработан для 8 класса в виде урока-игры....

Презентация к уроку "Агрегатные состояния вещества" для 7 класса

Презентация к уроку "Агрегатные состояния вещества" для 7 класса...

Разработка урока по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса

Цель урока:·         Рассмотреть физические свойства разных состояний вещества.·         Сформировать познавательный инт...

Презентация к уроку по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса

Презентация создана с цель обеспечения наглядности изученного материала. На слайдах размещены загадки и картинки-отгадки на соответствующую тему. Кроме того содержится сетка кроссворда. Урок можно про...

Агрегатные состояния вещества урок физики 7 класс

Цели урока:Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.Развивающая: Продолжить формирование умений устан...