мастер-класс "Испарение"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Монгуш Лариса Намбар-ооловна

Учитель создаёт условия, обеспе­чивающие образователь­ную напряжённость на уроке посредством уточ­нения вопросов, вызвав­ших наибольшие затруд­нения у учащихся, использует ЦОРы, деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_temu_isparenie.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему: «Испарение и конденсация»

Цель урока: Создать условия для усвоения нового учебного материала. Формирование понятий о явлениях испарение и конденсация;

Задачи:   1. Выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества.    2. формирование умения наблюдать, объяснять физические явления, делать выводы.    3. Рассмотреть физические явления с точки зрения литературы.                                                      

            Ход урока.


^ Цели и задачи этапа


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Прогнозируемый рез-т

1. Обеспечить организационное начало урока и мотивацию учебной деятельности учащихся

Создаёт условия для Сегодня в мир науки с вами,

Постигнув мудрость бытия,

Войдем мы твердыми шагами.

Работа мысли и стремленье к знаньям

Поможет вам понять всю сущность мирозданья.       Читайте

Приобретают опыт 

эмоционально-ценностного отношения к образовательному объекту и проблеме урока. Определяют тему урока

Очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал

То, что вынуждены открыть сами,оставляет  в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость.

Психологическая готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу


2. Актуализировать опорные знания и субъектный опыт учащихся


Создаёт условия для повторения учениками опорных знаний и развития аналитических способностей учащихся с помощью серии заданий …

Вода появляется из ручейка,

        Ручьи по пути собирает река.

        Река полноводно течет на просторе,

        Пока, наконец, не вливается в море.

              Моря пополняют запас океана,

              Над ним формируются клубы тумана.

              Они поднимаются выше пока

              Не превращаются в облака.

              А облака, проплывая над нами,

              Дождем проливают, сыплют снегами.

              Весной соберется вода в ручейки,

              Они потекут до ближайшей реки.

   О каком процессе идет речь?


Отвечают на вопросы учителя, выполняют серию заданий …

 Круговорот воды в природе.


Актуализированные знания об опорных понятиях, необходимых для освоения нового учебного материала

3. Организовать "погружение" учащихся в их незнание

Создаёт условия, обеспечивающие образовательную напряжённость на уроке посредством уточнения вопросов, вызвавших наибольшие затруднения у учащихся

Столь мудрые, точные эти слова

Хочу подтвердить такой притчей, друзья

Неслучайно я рассказала вам эту притчу.  Она напрямую связана с нашей жизнью, как и тема занятий над которой мы будем работать.

Слушают учителя, высказывают предположения

Читают притчу

Обсуждения

Обнаружение учениками своей некомпетентности в новой теме

4. Обеспечить самоопределение и планирование учащимися своей деятельности на уроке. Организовать 

целеполагание

Содаёт условия для самоопределения школьников на целенаправленную деятельность, определяет совместно с учащимися план изучения нового учебного материала

1.Как вы понимаете явление испарения? 2.Какие молекулы покидают жидкость? 3.Что происходит с температурой жидкости?                                      

4.Какие молекулы остаются в ней?             

1.Как вы думаете, испарение происходит при любой температуре или нет?  2.Зимой испарение есть? 3. Испаряется ли твердое тело?                                            

Конкретизируют своё "незнание", определяют совместно с учителем цели деятельности

Понимание учениками своего "незнания", проявление личностной позиции школьников в принятии целей и содержания деятельности на уроке

1.Орг.момент

Сегодня в мир науки с вами,

Постигнув мудрость бытия,

Войдем мы твердыми шагами.

Работа мысли и стремленье к знаньям

Поможет вам понять всю сущность мирозданья.

Открыть самого себя – значит пробудить свое сердце. Его проявления безграничны и многогранны – ты вдруг обнаружишь, что в тебе живут художник, поэт, музыкант, философ, психолог, бесстрашный искатель приключений и чуткий, любящий, понимающий человек – все вместе!

Это прекрасно знал великий Леонардо да Винчи, обладавший всеми качествами яркой индивидуальности, не зря его называют идеальным человеком эпохи Возрождения. Он был всесторонней и гармоничной личностью, одинаково свободно чувствовал себя в сфере искусств, наук и философии. Его интересы распространялись на многие области познания и творчества.

У великого Мастера можно многому поучиться, ведь шлифовать свой гений ему помогали простые упражнения, которые доступны и нам. Судя по его дневниковым записям, неординарного человека от обычного отличает лишь одно: «Обычный человек смотрит, но не видит, слушает, но не слышит, прикасается, но не осязает, ест, но не ощущает вкуса, передвигается, но не чувствует своего тела, вдыхает воздух, но не обоняет ни дурных запахов, ни благовоний и говорит не думая»

                             Вода появляется из ручейка,

        Ручьи по пути собирает река.

        Река полноводно течет на просторе,

        Пока, наконец, не вливается в море.

              Моря пополняют запас океана,

              Над ним формируются клубы тумана.

              Они поднимаются выше пока

              Не превращаются в облака.

              А облака, проплывая над нами,

              Дождем проливают, сыплют снегами.

              Весной соберется вода в ручейки,

              Они потекут до ближайшей реки.

   О каком процессе идет речь? ( Круговорот воды в природе.)

                      Г. Лихтенберг

Столь мудрые, точные эти слова Хочу подтвердить такой притчей, друзья,

Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:

- Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:

- Выйди за дверь и постой с обратной стороны.

Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.

А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.

- Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?

- Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.

- Что мне могло открыться? - возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!

- Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.

Неслучайно я рассказала вам эту притчу.  Она напрямую связана с нашей жизнью, как и тема занятий над которой мы будем работать.

2.Тема урока: Испарение и конденсация.

В 1 веке до нашей эры римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей» писал:

И, наконец, на морском берегу, разбиваюшем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет.

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того ,как она исчезает от зноя.

Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Все тела состоят из молекул, они движутся с разными скоростями. Более быстрые могут преодолеть притяжение других молекул и  силу давления воздуха и улететь. Рассмотрим открытый и закрытый сосуды. 

Вопросы для обсуждения:

1.Как вы понимаете явление испарения?

2.Какие молекулы покидают жидкость?

3.Что происходит с температурой жидкости?                                        

4.Какие молекулы остаются в ней?             

После обсуждения предлагается отрывок из стихотворения Бунина:

Дымятся черные бугры

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом….

Почему дымятся черные бугры? Какой процесс происходит?   

Отрывок из стихотворения А.С Пушкина:

В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей

Трещит лучина перед ней.

Отчего трещит лучина?

Вопросы для обсуждения:

1.Как вы думаете, испарение происходит при любой температуре или нет?

2.Зимой испарение есть?

3. Испаряется ли твердое тело?                                            

4.Опыты на заданную тему

Опыт №1:с кристалликами йода. Йод испаряется минуя состояние жидкости. Просмотр интерактивного видео «Возгонка иода». ЦОР.

Опыт №2.: с маслом,  водой

Сделали вывод:- зависит от рода вещества

Опыт №3:с веером и спиртом.

Сделали вывод:- зависит от ветра.

        Дело в том, что одновременно с испарением на поверхности жидкости происходит и обратный процесс – конденсация. Конденсация происходит из-за того, что часть молекул, беспорядочно перемещаясь над жидкостью, снова возвращается в неё. Воздушные потоки препятствуют возвращению в жидкость вылетевших молекул, что увеличивает скорость испарения.  

Просмотр видео «Кругооборот воды в природе»- ЦОР.

         Конденсация может происходить и тогда, когда пар не соприкасается с жидкостью. Именно конденсацией можно объяснить появление тумана, росы, образование облаков и др. Молекулы водяного пара, находящегося в атмосфере, при понижении температуры воздуха группируются в мельчайшие капельки воды, образуя туман.  

А что такое конденсация?

Переход молекул из пара в жидкость называется конденсацией. 

Рассмотреть значение испарения и конденсации в природе, жизни, технике.

    Невольно приходит на ум сценка из водевиля А.П.Чехова «Свадьба», в которой испарение играет не последнюю роль

Змеюкина: Дайте мне атмосферы! Слышите? …махайте на меня, махайте… Скажите пожалуйста, отчего мне так душно?

Ять. Это оттого, что вы вспотели – с…

Змеюкина:  Фуй, как вы вульгарны! Не смейте так выражаться!...Ах, оставьте меня в покое! Дайте мне поэзии, восторгов! Махайте, махайте…

Практическое применение испарения и конденсации :

Возгонка тувинской араги. Объяснение и обсуждение учителей.

 - быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования (фреон, аммиак)

 - в жарких странах воду принято хранить в глиняных сосудах.

 - при поездке в поезде летом очень просто получить из теплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15 – 20 минут вода будет достаточно холодной.

Интересные факты.

Оказывается, не только люди в жизни используют знания о таких процессах, как испарение и конденсация, но и многие животные.

  1. шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет ( есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и небе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.
  1. у слона в коже нет ни одной потовой железы. Но водоем у слона всегда под рукой. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется.
  2. у зайца большие уши, но совсем не для того. Чтобы слушать, а для того чтобы ими … потеть. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

                       5. Закрепление полученных знаний- загадки.

По синему морю белые гуси плывут. (Облака)

Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)

Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)

6. Вопросы рефлексии:

1.Что узнали  нового из урока?

2.Удалось ли понять и представить явления испарения и конденсации?

3.Какие моменты урока для вас были наиболее интересными?

4.Что показалось наиболее трудным на уроке.?

5.Успешно ли применение презентации?