Конспект урока по физике 7 класс. "Решение задач по определению давления".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Лазарева Татьяна Сергеевна

Урок-обобщение по теме "Давление". Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_f-7.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Конспект урока по физике (7 класс)

      Учитель  Лазарева Татьяна Сергеевна

Тема: «Решение задач по определению давления»

Тип урока: урок-практикум по решению задач.

Компетенции: ключевые, общепредметные, предметные.

Цели урока:

  • обобщить и закрепить полученные знания по данной теме;
  • проверить сформированность умения у учащихся навыка применения полученных метапредметных знаний ребятами при проведении опытов, решении задач.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных.
  • Развивающие: развивать наблюдательность внимание, умение анализировать, применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления; развивать навыки практической работы, умения работать группой.
  • Воспитательные: содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал – рабочая тетрадь на печатной основе;
  2. Презентация к уроку;
  3. Ноутбуки, документ-камера, проектор, интерактивная доска;
  4. Стакан с водой, гиря, мяч, аквариум, воздушный шар.

Содержание урока.

  1. Оргмомент.
  2. Определение темы и цели урока учащимися.
  3. Устная разминка.
  4. Работа по теме урока:

а) Решение задачи  с аквариумом по формуле давления.

б) Опыты.

в) Самостоятельная работа.

г) Практическая работа.

 5. Подведение итогов урока. (Рефлексия.)

 6. Домашняя работа творческого характера.

Ход урока

  1. Оргмомент

Учитель.(Слайд 1)

Здравствуйте, ребята!

Обстановка у нас непривычная,

Но работаем как обычно.

Вместе приложим старания

И получим новые знания.

Знания эти очень важны,

Для старших классов тоже нужны.

Проверим, все ли на партах в порядке,

Готовы  ль к работе ручки, тетрадки.

Здесь – у нас гости, вы не стесняйтесь…

Дружно, смело в работу включайтесь.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание ученого, профессора физики и астрономии, почетного члена Петербургской Академии наук   Георга Лихтенберга: (Слайд 2)

То, что Вы вынуждены открыть сами,

Оставляет в Вашем уме дорожку,

Которой Вы сможете снова воспользоваться,

Когда в этом возникнет необходимость.

  1. Определение темы и цели урока учащимися.

Откройте рабочие тетради, подпишите их. Повторим пройденный материал. На 2 странице в тетради найдите задание, обозначенное 0. Отвечая на мои вопросы, фиксируйте ответы, вписывая буквы  в каждой клетке.

 

На слайде 3 появляются физические величины P, S, F, h, р, g, m, ρ, t, v.

          е, р, з, ч ,ш, е, н, и, а, д

Объясните какая физическая величина лишняя?

  1. В каких единицах измеряется площадь?
  2. Какая сила называется весом тела?      
  3. Дайте определение давления.
  4. В каких единицах измеряется вес тела?
  5. Каким прибором измеряется масса?
  6. Какова единица плотности в СИ?
  7. Назовите единицу измерения ускорения свободного падения.
  8. Что значит «сила - векторная величина»?
  9. В каких единицах измеряется время?
  10.  В каких единицах измеряется объём в системе СИ?
  11. Каким прибором измеряется время?
  12. Единица измерения высоты.
  13. Какое получилось слово? ПРОВЕРЯЕМ!  (решение задач)

- Ребята, давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока.

Слайд 4 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДАВЛЕНИЯ

- В каких профессиях мы встречаемся с физической величиной «Давление»?

(Слайды 5-9)

- Сформулируйте вопрос к рисунку? (На рисунке появляются: человек на лыжах, человек на одной ноге, трактор, машина «КАМАЗ», воздушный шарик, аквариум, водолаз, кнопка.)

Примерные вопросы:

  1. Резиновый шарик, наполненный газом, сжимают руками. Почему шарик может лопнуть не в том месте, где нажимают, а в каком-нибудь другом месте? (Внешнее давление, производимое при сжатии шарика по закону паскаля передается без изменения во все точки внутри шарика. Это давление вызывает разрыв резиновой оболочки в том месте, где имеется дефект.)
  2. Оказывает ли давление жидкость на кран, находящийся внизу бочки?
  3. Какое давление производит тяжелый гусеничный трактор на почву?(40-50кПа)
  4. Почему делают широкими шины у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях?
  5. Почему человек, идущий на лыжах,  не проваливается в снег?
  6. Как стоящий на батуте человек может очень быстро удвоить давление на батут, не нагружая себя никакими дополнительными грузами?
  7. Зачем у сельскохозяйственных машин делают колеса с широким ободом?
  8.  Почему охотничьи лыжи делают более широкими, чем спортивные?
  9. Почему для водолазных работ на больших глубинах человек пользуется   панцирным скафандром, изготовленным из лучших сортов стали? (C увеличением глубины давление воды возрастает. Для того чтобы водолаз не пострадал от большого давления воды, водолазные костюмы изготовляют из прочной стали.)                  
  10. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?
  11. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок?
  12. На каком опыте можно показать особенность передачи давления жидкостями и газами?
  13. Пользуясь рисунком объясните, почему жидкости и газы передают давление во все стороны без изменений.

- Ребята, мы решили с вами качественные задачи, а сейчас приступаем к решению задач практических и текстовых. А что нам для этого нужно знать? (Формулы)

(Слайд 10) Задание.

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

Физические величины

Формулы

А) вес тела

1) mg                  2)  a b

Б) масса тела

3) ρ g  h              4) s h

В) давление

5) ρ v                  6) F

                               S

Г) площадь

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

- Ребята вы видите, что без физических знаний человек не может сформироваться, как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим осваивать физику, каждый раз добывая новые и новые знания, которые помогут в изучении других предметов и в нашей практической жизни.

Предлагаю вам опыты

Слайды с 11 по 13

Опыт 1.В сосуд с водой опускают гирю так, что она не касается дна и стенок сосуда и вода из сосуда не выливается. Изменится ли давление воды на дно сосуда? Ответ обоснуйте. (При погружении гири в сосуд с водой давление на дно возрастает из-за увеличения высоты столба воды.)

Опыт 2. Почему резиновый мяч, деформированный при сжатии его руками приобретает шарообразную форму, когда его выпускают из рук? (Согласно закону Паскаля давление передается без изменения во все точки внутри мяча.)

Придумайте условие задачи.

  1. Определить силу давления на дно аквариума. (На столе стоит аквариум.) Предлагаю решить задачу на доске. (Ученик выходит к доске, проводит необходимые измерения, записывает данные и решает задачу).

Самостоятельная работа Слайд 14

  1. Какое давление на дно сосуда оказывает слой воды? (У каждого на парте стоит сосуд с водой).
  2. Определить давление воды в водонапорной башне, высота которой равна 24м (плотность воды 1000кг/м3)
  3. В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 3м имеется кран, площадь отверстия которого 30 см2. С какой силой давит нефть на кран?
  4. В два одинаковых сосуда, наполненных водой до одного и того же уровня, опускают на нитях алюминиевый и свинцовый грузики одной и той же массы так, что они не касаются дна. Сравнить давление на донья этих сосудов.

  1. Подведение итогов урока (рефлексия)    Слайд 15

 Ребята, закончите, пожалуйста, предложения:

- Сегодня на уроке физики я узнал …….

- Я научился …..

- Я выполнял…..

 Выберите в рабочей тетради смайлик, опеделяющий ваше настроение на уроке.

                                               

Домашнее задание Слайд 16 Сборник задач № 525, 526.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Решение экспериментальной задачи по определению удельной теплоты сгорания сухого горючего"

Данный урок  рекомендуется проводить после изучения материала параграфа  "Энергия топлива" (Учебник физики 8 класса, Пёрышкин А.В.). Это занятие не только позволит закрепить основные понятия...

Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"

конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления", работающих по УМК Перышкин А.В....

Конспект урока в 6 классе "Решение задач с помощью уравнений"

Урок проводится в 6 классе при изучении темы "Решение задач с помощью уравнений" по учебнику Зубарева, Мордкович. Имеется презентация к этому уроку....

Конспект урока в 6 классе Решение задач с помощью линейных уравнений

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу "Линейное уравнение с одной переменной".Данный урок является заключительным перед контрольной работой по теме "Линейное уравнение с одной перемен...

Конспект урока по физике в 7 классе на тему: "Давление, единицы давления"

Цель урока: Ввести новую физическую величину «давление»; определить способ его нахождения; показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту и технике; обосновыв...

конспект урока в 8 классе " Решение задач по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел» "

Цель: решение задач с применением формул , решение графических задач....

Конспект урока по физике в 7 классе "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли"

Урок сопровождается показом слайдов презентации "Измерение атмосферного давления", интересными опытами и видеофрагментом "Опыт Торричелли"....