Метод проектов как способ формирования ключевых компетенций
статья по физике по теме

Метод проектов помогает сделать уроки не только интересными, но и повысить качество образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proekt.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов «как способ обучения через делание».

Дж.Дьюн  

Технология классно-урочной системы становится неконкурентноспособной в современных условиях.

Акцент образования переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать действия.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие логического и творческого мышления, пространственного воображения.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания.

Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня - смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

Именно метод проектов позволяет совместить акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Важно заметить, что работа в качестве учителя - руководителя проектов очень важна и полезна. Руководство деятельностью учащихся позволяет совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят. Кроме того, и для самого педагога важно включение в исследовательскую деятельность, открытие для себя нового как в содержании преподаваемого материала, так и в методике его преподавания. Рутина жизни, традиционность поурочной организации учебного процесса часто не позволяют осуществить и собственную, и ученическую исследовательскую работу. Вот почему важно использование инновационных методов в работе учителя, умение пользоваться методом проектов - показатель прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

интеграцию учебного содержания;

развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

-        формирование у учащихся особого отношения к себе как к
субъекту знаний, практических умений и способностей.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в XXI веке, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

•        гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их
на практике для решения разнообразных проблем;

самостоятельно критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;

•        грамотно работать с информацией;

быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;

самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, т.е. речь идет о формировании современных ключевых компетенций:

общенаучной;

информационной;

познавательной;

коммуникативной;

социальной;

компетенции личностного самосовершенствования.

Итак, современное общество информационных технологий предъявляет социальный заказ школе.

Как отмечается в докладе Государственного совета Российской Федерации «Об образовательной политике России на современном этапе», «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, ее социально-экономическое процветание».

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов... создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Почему нам из разнообразия инновационных направлений  нужно выбрать метод проектов?

По нескольким причинам:

-        во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он  наиболее легко вписывается в учебный процесс.  Эта технология  позволяет достигать  поставленных любой программой, стандартом   образования   целей   по   любому   учебному   предмету, сохраняя     при     этом     достижения     отечественной     дидактики, педагогической психологии, частных методик;

-        во-вторых,    потому   что   этот   метод   гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;

-         в-третьих, потому что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Если нам все-таки хочется гуманизировать обучение, признать, что личность каждого нашего ученика самоценна и у каждого есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, то, право, стоит попробовать организовать проектную деятельность на своих уроках.

Можно  использовать  два вида урочных занятий для организации проектной деятельности.

Первый вид - проектные уроки, которые полностью состоят из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. В основном, это уроки обобщения и систематизации знаний по определённым темам.

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой. В таблице №1 приведены сравнительные особенности «знаниевой» и «способностной» (для простоты и краткости будем называть их так) педагогики.

Таблица № 1 Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода

Параметры сравнения

«Знаниевая» педагогика

«Способностная» педагогика

Цель

Формирование        знаний, умений, навыков.

Развитие   личности,   способности   самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе   проектной   деятельности  новые  продукты  - проекты.

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект-объектный

Субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай как я»

«Я вместе с тобой», «Не навреди»

Характер        и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные: проблемного изложения;          частично-поисковый,        эвристический;    исследовательский, рефлексивный

Ведущий принцип

«Продавливание»

«Выращивание»

Ведущий    тип деятельности, осваиваемый учеником.

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

«Формула обучения»

Знания   -  репродуктивная деятельность

Проблемная  деятельность - рефлексия - знания

Способы усвоения

Заучивание,   деятельность по алгоритму

Поисковая    мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя

Носитель       информации, хранитель         норм         и традиций,      пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий    поисковой работой учащихся

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность,   наличие   мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

Литература

  1. Организация проектной деятельности по химии. 8-9 классы./ Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. -112 с.
  2. Организация проектной деятельности по химии. 10  класс./ Сост. Л.И. Назарова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. -128 с.
  3. Дидактика химии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/М.С. Пак. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. -315 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....

Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)

Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Из школы человек должен выносить более или менее  ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, ...

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

Статья  показывает как  метод проектов (на примере реализации социального проекта обучающимися школы)  способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.....

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся

В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «...