КИМ по теме: "Магнитное поле. Электромагнитная индукция"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
В работе представлены задания разного уровня сложности: базового и повышенного. Задания базового уровня включены в первую часть работы (заданий с выбором ответа). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня включены во вторую часть работы и направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умение решать задачи на применение одного - двух законов (формул) по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnitnoe_pole.el_.mag_.induktsiya.docx | 333.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень учебных элементов, выносимых на контроль по учебной дисциплине «Физика» по теме «Основы электродинамики» | |||||
№ п/п | Наименование разделов, тем | Наименование учебных элементов (УЭ) | Проверяемые | Номер вопроса | |
знания | умения | ||||
Магнитное поле. Электромагнитная индукция | |||||
Взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током | Понятие «Взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током » | Применять содержательный смысл физического понятия | А.1 | ||
Действие магнитного поля на частицу. Сила Лоренца. | Понятие « Сила Лоренца » | Применять содержательный смысл физического понятия, величин | А.2 | ||
Индукция магнитного поля | Понятие « Индукция магнитного поля » | Применять содержательный смысл физического понятия, величин ; Применять формулы расчета индукция магнитного поля | А.3,А.4, А.6,В.1, В.2 | ||
Сила Ампера | Понятие « Сила Ампера » | Применять содержательный смысл физического понятия, величин Применять формулы расчета сила Ампера | А.5 | ||
Максимальный вращающий момент. | Понятие «Максимальный вращающий момент » | Применять содержательный смысл физического понятия, величин Применять формулы расчета максимального вращающего момента | А.7 | ||
Магнитный поток | Понятие «Магнитный поток » | Применять содержательный смысл физического понятия, величин | В.1 | ||
ЭДС магнитного поля | Понятие « ЭДС магнитного поля » | Применять содержательный смысл физического понятия, величин; Применять формулы расчета ЭДС магнитного поля | В.1,В.2, С.1 | ||
Энергия магнитного поля | Понятие « Энергия магнитного поля » | Применять содержательный смысл физического понятия, величин; Применять формулы расчета энергии магнитного поля | В.1,С.1 |
Структура тестовых заданий
Каждый вариант тестовых заданий состоит из двух частей: обязательная, дополнительная и включает заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы
№ | Части работы | Число заданий |
Тип заданий | |
1 | Часть 1 (обязательная) | 7 | Задания с выбором ответа | |
2 | Часть 2 (дополнительная) | 3 | Задания с кратким ответом | |
1 | Задания с полным ответом | |||
Итого: 2 | 11 | 11 |
Обязательная часть А содержит заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А.1 - А.7. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один.
Дополнительная часть В содержит заданий. Их обозначение в работе: В.1;В.2,В.3. Задания с кратким ответом и задание на установление соответствия позиций, представленных в четырех множествах.
Дополнительная часть С содержит задание С.1. Задание с полным ответом. Решение задачи на применение законов (формул) по данной теме.
Распределение тестовых заданий по уровню сложности
В работе представлены задания разного уровня сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня включены в первую часть работы (заданий с выбором ответа). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов.
Задания повышенного уровня включены во вторую часть работы и направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умение решать задачи на применение одного - двух законов (формул) по данной теме.
Время выполнения тестовых заданий
Время на выполнение заданий различной частей работы составляет:
1) для каждого задания части А – 3 минуты;
2) для части В – 8,9,10 заданий – 5 минут,
для части С - 11 задания – 15 минут.
На выполнение всей работы отводится 60 минут.
Тестовые задания для контроля качества знаний
по учебной дисциплине «Физика» по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция »
Вариант 1
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Вариант 2
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
№ п/п | Задания | баллы | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданиям № А.1- А.7 К каждому из заданий А.1 – А.7 даны 3-4 варианта ответа, из которых только один правильный. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ и запишите соответствующую букву. | ||||||||||||||||||||||
А.1 | Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует : 1)магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами; 2)электрическое поле, созданное зарядами проводника; 3)электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника | 1 | ||||||||||||||||||||
А.2 | Движущийся электрический заряд создает: 1)только электрическое поле; 2)как электрическое поле, так и магнитное поле; 3)только магнитное поле | 1 | ||||||||||||||||||||
А.3 | На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током. 1)А; 2) Б; 3) В | 1 | ||||||||||||||||||||
А.4 | Прямолинейный проводник длиной 5 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 5 Тл и расположен под углом 300 к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, если сила тока в проводнике 2 А? 1)0,25 Н; 2) 0,5 Н; 3) 1,5 Н | 1 | ||||||||||||||||||||
А.5 | В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник? 1)от нас; 2) к нам; 3) равна нулю | 1 | ||||||||||||||||||||
А.6 | Сила Лоренца действует 1)на незаряженную частицу в магнитном поле; 2)на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле; 3)на заряженную частицу, движущуюся вдоль линий магнитной индукции поля | 1 | ||||||||||||||||||||
А.7 | На квадратную рамку площадью 2 м2 при силе тока в 2 А действует максимальный вращающий момент, равный 4 Н∙м. Какова индукция магнитного поля в исследуемом пространстве ? 1)1 Тл; 2) 2 Тл; 3) 3Тл | 1 | ||||||||||||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Инструкция к заданию № В.1 Задание на установление соответствия позиций, представленных в четырех множествах | ||||||||||||||||||||||
В.1 |
| 2 | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданию № В.2 - № В.3 Решение задачи на применение закона (формулы) по данной теме и записать ответ . | ||||||||||||||||||||||
В.2 | В однородном магнитном поле перпендикулярно вектора магнитной индукции, модуль которого равен 0,1 Т, движется проводник длиной 2 м со скорость 5 м\с. Определите ЭДС индукции ,которая возникает в проводнике. | 2 | ||||||||||||||||||||
В.3 | Электрон движется со скоростью 2*107 м\с в плоскости ,перпендикулярной магнитному полю, с индукцией 0,1 Тл. Определите радиус траектории движения электрона. | 2 | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданиям № С.1 Решение задач на применение одного - двух законов (формул) Решить задачи, используя полную запись решения | ||||||||||||||||||||||
С.1 | Под каким углом к силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,5 Тл должен двигаться медный проводник сечением 0,85 мм2 и сопротивлением 0,04 Ом, чтобы при скорости 0,5 м/с на его концах возбуждалась ЭДС индукции, равная 0,35 В? ( удельное сопротивление меди ρ= 0,017 Ом∙мм2/м) ? | 3 | ||||||||||||||||||||
Итого | 16 баллов |
Вариант 3
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
№ п/п | Задания | баллы | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданиям № А.1- А.7 К каждому из заданий А.1 – А.7 даны 3- 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ и запишите соответствующую букву. | ||||||||||||||||||||||
А.1 | Магнитные поля создаются: 1)как неподвижными, так и движущимися электрическими зарядами; 2)неподвижными электрическими зарядами; 3)движущимися электрическими зарядами | 1 | ||||||||||||||||||||
А.2 | Магнитное поле оказывает воздействие: 1)только на покоящиеся электрические заряды; 2)только на движущиеся электрические заряды; 3)как на движущиеся, так и на покоящиеся электрические заряды | 1 | ||||||||||||||||||||
А.3 | На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током 1)А; 2) Б; 3) В | 1 | ||||||||||||||||||||
А.4 | Какая сила действует со стороны однородного магнитного поля с индукцией 30 мТл на находящийся в поле прямолинейный проводник длиной 50 см, по которому идет ток 12 А? Провод образует прямой угол с направлением вектора магнитной индукции поля. 1)18 Н; 2) 1,8 Н; 3) 0,18 Н; 4) 0,018 Н | 1 | ||||||||||||||||||||
А.5 | В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник? )вверх; 2) вниз; 3) влево; 4) вправо | 1 | ||||||||||||||||||||
А.6 | Что показывают четыре вытянутых пальца левой руки при определении силы Ампера 1)направление силы индукции поля; 2)направление тока; 3)направление силы Ампера | 1 | ||||||||||||||||||||
А.7 | Что показывают четыре вытянутых пальца левой руки при определении силы Ампера 1)направление силы индукции поля; 2)направление тока; 3)направление силы Ампера | 1 | ||||||||||||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Инструкция к заданию № В.1 Задание на установление соответствия позиций, представленных в четырех множествах | ||||||||||||||||||||||
В.1 |
| 2 | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданию № В.2 - № В.3 Решение задачи на применение закона (формулы) по данной теме и записать ответ . | ||||||||||||||||||||||
В.2 | В однородном магнитном поле перпендикулярно вектора магнитной индукции движется провод длиной 1,5 м со скорость 4 м\с. При этом возникает ЭДС индукции 0,3 В. Определить модуль вектора индукции магнитного поля. | 2 | ||||||||||||||||||||
В.3 | Электрон влетает в магнитное поле перпендикулярно вектору магнитной индукции со скоростью 1* 107 м\с. Найдите индукцию поля, если электрон описал в поле окружность радиусом 1 см. | 2 | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданиям № С.1 Решение задач на применение одного - двух законов (формул) Решить задачи, используя полную запись решения | ||||||||||||||||||||||
С.1 | Катушку радиусом 3 см с числом витков 1000 помещают в однородное магнитное поле. Индукция поля изменяется со скоростью 10 мТл\с. Определите заряд на конденсаторе, если его емкость равна 20 мкФ. | 3 | ||||||||||||||||||||
Итого | 16 баллов |
Вариант 4
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
№ п/п | Задания | баллы | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданиям № А.1- А.7 К каждому из заданий А.1 – А.7 даны 3- 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ и запишите соответствующую букву. | ||||||||||||||||||||||
А.1 | Что наблюдается в опыте Эрстеда? 1)проводник с током действует на электрические заряды; 2)магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током; 3)магнитная стрелка поворачивается заряженного проводника | 1 | ||||||||||||||||||||
А.2 | Движущийся электрический заряд создает: 1)только электрическое поле; 2)как электрическое поле, так и магнитное поле; 3)только магнитное поле | 1 | ||||||||||||||||||||
А.3 | На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током 1)А; 2) Б; 3) В | 1 | ||||||||||||||||||||
А.4 | В однородном магнитном поле с индукцией 0,82 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции расположен проводник длиной 1,28 м. Определителе силу, действующую на проводник, если сила тока в нем равна 18 А. | 1 | ||||||||||||||||||||
А.5 | В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник? 1)вправо; 2)влево; 3)вверх; 4) вниз | 1 | ||||||||||||||||||||
А.6 | Индукционный ток возникает в любом замкнутом проводящем контуре, если: 1)Контур находится в однородном магнитном поле; 2)Контур движется поступательно в однородном магнитном поле; 3)Изменяется магнитный поток, пронизывающий контур | 1 | ||||||||||||||||||||
А.7 | На прямой проводник длиной 0,5 м, расположенный перпендикулярно силовым линиям поля с индукцией 0,02 Тл, действует сила 0,15 Н. Найдите силу тока, протекающего по проводнику. | 1 | ||||||||||||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Инструкция к заданию № В.1 Задание на установление соответствия позиций, представленных в четырех множествах | ||||||||||||||||||||||
В.1 |
| 2 | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданию № В.2 - № В.3 Решение задачи на применение закона (формулы) по данной теме и записать ответ . | ||||||||||||||||||||||
В.2 | В однородном магнитном поле перпендикулярно вектора магнитной индукции движется провод длиной 2 м со скорость54 м\с. При этом возникает ЭДС индукции 01 В. Определить модуль вектора индукции магнитного поля. | 2 | ||||||||||||||||||||
В.3 | Пылинка, заряд которой 10 мкКл и масса 1 мг, влетает в однородное магнитное поле с индукцией 1 Тл и движется по окружности. Определите частоту движения частицы по окружности. | 2 | ||||||||||||||||||||
Инструкция к заданиям № С.1 Решение задач на применение одного - двух законов (формул) Решить задачи, используя полную запись решения | ||||||||||||||||||||||
С.1 | Катушка диаметром 4 см находится в переменном магнитном поле, силовые линии которого параллельны оси катушки. При изменении индукции поля на 1 Тл в течении 6,28 с в катушке возникла ЭДС 2 В. Сколько витков имеет катушка | 3 | ||||||||||||||||||||
Итого | 16 баллов |
Система оценивания тестовых заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный обучающимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания первой части работы оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания В.1 оцениваются в 2 балла, если верно указаны четыре элемента ответа, в 1 балл, если правильно указаны два элемента, и в 0 баллов, если в ответе отсутствуют элементы правильного ответа. Задания В.2 ,В 3 оцениваются в 2 балла, если решение задач выполнено и дан полный ответ. Задания С.1 оценивается в 3 балла, если решение задач выполнено и дан полный, правильный ответ, 1-2 балла, если правильно указаны один или два закона (формулы) в решении задач , и в 0 баллов, если в ответе отсутствуют элементы правильного ответа.
Эталоны ответов на тестовые задания по учебной дисциплине «Физика» по теме: «Основы электродинамики»
Ответы оцениваются по пятибалльной шкале с учётом коэффициента усвоения знаний и умений.
Шкала оценок:
Ку (коэффициент усвоения) | Оценка |
от 0,93 до 1 | 5 (отлично) |
от 0,73 до 0,87 | 4 (хорошо) |
от 0,47 до 0,67 | 3 (удовлетворительно) |
от 0,27 до 0,4 | 2 (неудовлетворительно) |
до 0,2 | 1 |
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов – 11
Таблица перевода баллов в оценку
Число баллов | менее 6 | 6-7 | 8-9 | 10-11 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Таблица ответов к заданиям
№ п/п | Эталоны ответов | источник | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | ||
А.1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1, стр. 3 |
А.2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1, стр. 17-18 |
А.3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1, стр. 10-14 |
А.4 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1, стр. 10-14 |
А.5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1, стр. 12-13 |
А.6 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1, стр. 10-14 |
А.7 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1, стр. 14 |
В.1 | 231 | 143 | 214 | 312 | 1, стр. 10-14, 30-31, 39-41, 45-46 |
В.2 | 0,3 В | 1 В | 50 мТл | 0,1 Тл | 1, стр. 10-14, 39-41 |
В.3 | 6,3 с | 1 мм | 5,6 мТл | 1,6 Гц | 1, стр. 14 |
С.1 | 10 А,20 В | 30 | 0,48 | 1000 | 1, стр. 39-41, 45-46 |
Решение заданий части С
Вариант 1
Используя закон электромагнитной индукции получаем = 10 А.
Энергия магнитного поля = 20 В
Вариант 2
ЭДС индукции в движущихся проводниках →
(1) (2) = 2 м; совместное решение (1) и (2) получим ; α= 300
Вариант 3
По закону электромагнитной индукции: N; N = 0,48 с
Вариант 4
По закону электромагнитной индукции ; (1)
Магнитный поток (2); (3).
Решая совместно (1), (2) и (3), получим N= 10000 витков
Перечень учебной литературы
Основной источник:
- Мякишев Г.Я. Физика 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни Просвещение, 2011 г (классический курс)
- Дмитриева В.Ф. Задачи по физике : учеб. Пособие для студ. Образов. Учреждений сред. Проф. образования / В.Д. Дмитриева. – 5-е изд., - М. : Издательский центр «Академия», 2011.