Конспект урока "Своободное падение тел"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Чащина Вера Александровна

Тема урока «Свободное падение тел»

Цель урока:  Обучающая цель: сформировать понятие у учащихся о свободном падении тел через проведение исследований, показывающих несоответствие их житейского опыта и научных знаний. Развивающая цель: развить умения у ребят логично и аргументировано доказывать правоту своих суждений. Воспитательная цель: создать условия для воспитания у ребят толерантности, чувства такта при обсуждении поставленной проблемы.

Тип урока:  урок открытия  новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_svobodnoe_padenie_tel.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Класс (ы):  9 класс

Тема урока «Свободное падение тел»

Цель урока:  Обучающая цель: сформировать понятие у учащихся о свободном падении тел через проведение исследований, показывающих несоответствие их житейского опыта и научных знаний. Развивающая цель: развить умения у ребят логично и аргументировано доказывать правоту своих суждений. Воспитательная цель: создать условия для воспитания у ребят толерантности, чувства такта при обсуждении поставленной проблемы.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемое оборудование:  трубка Ньютона, два листа бумаги, теннисный шарик, пластмассовый шарик, презентация

Краткое описание:  Урок с элементами эвристической беседы, где учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, пытаются сделать "маленькие открытия".

 План урока.

1.       Организационный момент (3 мин)

2.      Изучение нового материала (20 мин)

3.      Закрепление материала(30 мин)

4.     Решение задач на повторение.(17 мин)

5.      Задание на дом. Подведение итогов (10 мин)

 Ход урока.

1.  Приветствие учащихся. Запись темы урока.

2.  - А вы знаете, что, не имея специальных приборов, можно определить залежи полезных ископаемых? Не знаете?! Сегодня вы узнаете об этом, изучив новый материал "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

(Цель урока) Тема урока оглашена, как вы думаете, что на уроке вы должны узнать? Запишите в тетради несколько слов, в состав которых входил бы корень пад с лексическим значением падения. (Листопад, камнепад, снегопад, водопад, падалица.)

Все эти слова являются примерами падения тел на земле. Первое общеизвестное учение о падении тел принадлежит Аристотелю, который считал, что тяжелый камень падает быстрее сухого листа.

-От чего зависит скорость падения тел по Аристотелю? Первое общеизвестное учение о падении тел принадлежит Аристотелю, который считал, что тяжелый камень падает быстрее сухого листа.

-От чего зависит скорость падения тел по Аристотелю? ( От массы.)

- Проверим справедливость этого утверждения на опытах.

ОПЫТ. - Посмотрите у меня в руках книга и тетрадь.

Ребята, как вы думаете, что быстрее упадёт тетрадь или книга? (книга) А почему книга упадёт быстрее? (потому, что она тяжелее). Вот именно такого мнения придерживался Аристотель, известный учёный того времени. Итак, данным давно люди считали, что чем больше вес тела, брошенного с высоты, тем больше его скорость, а значит, оно быстрее достигнет земли.

ОПЫТ. Посмотрите,  я вам покажу сейчас другой опыт. Кладу тетрадь на книгу и бросаю. Что наблюдаем? (что они упали одновременно),

проблемный вопрос: Так почему же в этом случае тетрадь и книга упали одновременно? (на тетрадь и книгу действие воздуха было одинаковым). Какой вывод можно сделать? (падение тел не зависит от их массы)

ОПЫТ. Два бумажных листа одинаковой формы, один из которых сминают в ходе эксперимента, бросают с одинаковой высоты. Какой из листов быстрее достигнет Земли. Почему? (В данном опыте видно, что действуют силы сопротивления воздуха.)

ОПЫТ. Два диска разной массы, бросают с одинаковой высоты. Какой из дисков быстрее достигнет Земли. Почему? (В данном опыте видно, что действуют силы сопротивления воздуха.) Диски достигают поверхности не одновременно.

Почему? Какие силы действуют на диски? Ученики: Сила тяжести. Сила сопротивления. m1> m2,       ,                       так как Fc1= Fc2. Поэтому диски с большей массой падают быстрее.

Опыты Галилея-презентация.

Итальянский учёный Г. Галилей, чтобы доказать правильность своих выводов демонстрировал опыты на "падающей" башне в г. Пиза.

 - А если поставить такой же опыт в вакууме, как вы думаете,  упали бы эти тела одновременно? (да), Давайте убедимся в этом, поставив опыт с трубкой Ньютона.

Таким образом, падение тел в вакууме, которому ничего не мешает, называют свободным падением.

- Ребята! А как вы думаете, к какому виду движения можно отнести свободное падение тел?  Вот, к примеру, я держу книгу. Чему равна её начальная скорость? (нулю). Я отпускаю книгу, её скорость увеличилась? (да). К какому виду движения мы можем отнести свободное падение? (к равноускоренному). А если это движение равноускоренное, значит, существует у падающих тел ускорения, которые в последствие стали называться ускорениями свободного падения (g),     Галилей сумел рассчитать ускорение свободного падения. Его измерения показали, что g =9,8 м/с2 . Запишите. В течение долгого времени оставалось загадкой то, что это ускорение одинаково для всех тел.

Итак, ускорение свободного падения - величина векторная и численно равная g=9,8 м/с2 Ускорение свободного падения всегда направлено вертикально вниз, даже если тело подбрасываем вверх, т.к. все тела, брошенные с какой-либо высоты пли подброшенные вверх всегда испытывают земное притяжение. Теперь давайте сделаем рисунок поднимающегося вверх и падающего вниз тела. Показать направление скорости, ускорения свободного падения.

Итак, мы знаем, что       g = 9,8 м/с2 , а это есть среднее значение ускорения свободного падения, т.к. ускорение свободного падения в разных местах отличается. Например, на полюсе Земли значение " g    " больше среднего, на экваторе меньше среднего.

Так как свободное падение – это равноускоренное движение, значит, характеристики движения можно определить по формулам (OX направлена вертикально вверх)

 

Падающее тело (V0= 0)        Подброшенное вверх тело (V0не равна 0)

Vу= g уt                                      Vу= V0у+ g уt

Sу= (gуt2)/ 2                                  Sу= Vt+ (gуt2)/ 2

 Вернемся к вопросу, заданному в начале урока.

-Как же, не имея специальных приборов, можно определить залежи полезных ископаемых? (Используя отклонения значения ускорения свободного падения от средней величины,  можно определять наличие полезных ископаемых в недрах земли).

3. Подведение итогов.

Давайте ещё раз вспомним:

- какое падение называют свободный? (падение в вакууме, которому ничто не мешает, называют свободным падением тел);

- к какому виду относится свободное падение (свободное падение - это равноускоренное движение);

- как обозначается ускорение свободного падения,

- каково его численное значение и как оно направлено? (ускорение свободного падения обозначается g имеет, численное значение g=9,8 м/с2)

Каковы особенности свободного падения? ( Это движение с постоянным ускорением направленным постоянно вниз.)

Запишите уравнения, по которым меняются величины, характеризующие свободное падение.

если v0 = 0.

Какой опыт показывает, что все тела на Земле падают с одинаковым ускорением? ( Опыт с трубкой Ньютона)

3.Решение задач по теме «Свободное падение» см. методическое пособие.

4. Решение задач на повторение:

1. Движение двух велосипедистов описывается уравнениями х1= 12t и х2= 120 – 10t. Опишите характер движения каждого велосипедиста, найдите модуль и направление их скоростей, определите место и время встречи этих велосипедистов.

2.Уравнение координаты тела имеет вид х = 20 + 5t + t2, величины измерены в единицах СИ: а) опишите характер движения тела; б) найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости, модуль и направление ускорения; в) напишите уравнение v(t), постройте график скорости; г) постройте график х(t).

3.График движения двух тел представлен на рисунке, написать уравнение х(t) б) Заменить х на u.

Защита решенных задач у доски, вызываются по желанию три ученика.

Они комментируют решенные задачи. Остальные следят за решением и фиксируют у себя в тетради. Самооценка учащихся.

5.   Домашнее задание. §13-14, упр.13(1,2) Оценки учащимся. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока новейшая история + англ.язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"

Конспект интегрированного урока новейшая история + английский язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"  представляет собой набор заданий по истории и англ...

Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"

Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....

Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".

•      Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...

Конспект беседы по правилам поведения на улице в весенний период «Осторожно! Падение снега с крыш. Гололед».

Цели:Познакомить обучающихся с правилами безопасного поведения при гололеде, дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подч...

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....

Конспект урока "Решение задач по географии на определение падения, уклона и расхода реки"

Данный материал содержит теорию решения и примеры задач по географии по теме "Гидрография. Определение падения, уклона и расхода реки" (8 класс). Также есть справочный материал для составлен...