Использование информационных технологий в формировании ключевых и профессиональных компетентностей обучаемых
статья по физике на тему

Обобщен опыт применения информациооных технологий на занятиях естесственного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новикова Т.Г.,

преподаватель физики Нижневартовского социально - гуманитарного колледжа, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации

Использование информационных технологий в формировании ключевых и профессиональных компетентностей обучаемых.

В современных условиях социально – экономических преобразований, вариативности спроса на рынке труда специалистов различного уровня квалификации возникла объективная потребность в подготовке конкурентно способных кадров,  

Каким должен быть современный специалист?!

Это самостоятельный, ответственный, творческий, коммуникабельный человек, способный видеть и решать проблемы, готовый и способный постоянно учиться новому на работе и в жизни, самостоятельно находить и использовать нужную информацию и т.д. Эти свойства и качества и называются ключевыми (базовыми) компетентностями – наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Помимо ключевых компетенций будущий специалист должен владеть и профессиональными компетентностями – совокупностью профессиональных знаний, умений, необходимых в какой – либо конкретной области.

Перед любым образовательным учреждением стоит задача – обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию  на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

Современный век – это век высоких технологий во всех сферах человеческой деятельности. Эти технологии развиваются очень стремительно. Мы имеем практически открытый доступ к огромному объему информации, который возрастает с каждым годом. Для отслеживания этой информации и ее дифференциации требуются подчас серьезные усилия со стороны пользователей этой информацией.

Умение работать с информацией действительно становится ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и просто культурной компетенции. Поэтому ключевой задачей современной системы образования должна стать задача формирования этого умения. Причем речь идет об информации разных видов и на разных носителях:: текстовой, иллюстративной, графической, мультимедийной и пр. Это задача любого образовательного учреждения.

Процесс обучения в настоящее время ориентирован на индивидуальное развитие человека, успешную его социализацию и адаптацию в меняющемся мире.

Выпускник должен обладать достаточными знаниями о мире, а также владеть способами добывания этих знаний. Все это требует от преподавателя образовательного заведения, применения разнообразных форм организации учебного процесса на основе современных педагогических технологий, в том числе и информационных. Совокупность педагогических технологий с новыми информационными помогут получить желаемый результат. Безусловно, использование компьютера – требование сегодняшнего дня.

ПК – универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных занятий. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Задачи применения ПК в обучении:

  1. обеспечение обратной связи в процессе обучения;
  2. обеспечения индивидуализации обучения;
  3. повышение наглядности учебного процесса;
  4. поиск информации из различных источников;
  5. моделирование изучаемых процессов и явлений;
  6. организация коллективной и групповой работы.

Компьютеризация образования является велением времени. Компьютер стал повседневным техническим средством в процессе обучения.

Владеть компьютерной грамотностью – это значит уметь находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать  связи в гиперсреде, включающие в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера. Она является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоит информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. «Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира» (Первин Ю.А. Информационная культура. 1 – 11 классы. //Информатика. – М., 1999. – с.79).

Компьютеризация обучения позволяет уменьшить разрыв между тем, что дает выпускникам школы (ВУЗ), и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом.

Компьютерная компетентность человека – вот требование сегодняшнего дня.

В сфере образования ПК выступает в разных функциях, но нужно выделить следующие:

  • как средство в учебно – воспитательном процессе;
  • как средство научно – педагогической деятельности.

Академик А.П.Ершов составил классификацию видов применения компьютера и информационных технологий (их 8).

В преподавании физики нашли широкое применение следующие виды:

  1. Учебное – использование ПК и ИТ как средства обучения с применением педагогических программных средств специального назначения.
  2. Досуговое – все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения, развлечения). Досуговое использование компьютера, охватывает разнообразные виды внеклассной работы:

     проведение самостоятельной исследовательской работы, расширение       кругозора, самоконтроль знаний, умений и т.д.

  1. Учительское – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно – методической и организационно – методической, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и т.д.).

Внедрение информационных технологий предполагает наличие современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения.

В настоящее время выпущены электронные мультимедийные издания, которые можно использовать как на уроке, так и при самостоятельном изучении, при организации внеклассных мероприятий, дополнительных занятий и т.д.

Мультимедийные издания используются:

  • для иллюстрации во время объяснения нового материала;
  • для закрепления нового материала;
  • для организации учебно-познавательной деятельности студентов;
  • для контроля знаний;
  • для домашних заданий;
  • для обучения извлечения необходимой информации;
  • для развития кругозора.

Студенты используют мультимедийные издания для того чтобы:

  • подготовиться к зачету, экзамену;
  • получить дополнительную информацию по изучаемой теме;
  • удовлетворить свою любознательность, свой интерес к изучению предмета;
  • проверить свои знания;
  • создать свои творческие работы (готовя сообщения, доклады, презентации и т.д.).

                                                     (Инф. и образ. № 4, 2008, стр 59)

Методическая информационная база может быть расширена за счет ресурсов, созданных самим преподавателем или студентами.

Так мною созданные учебно-методические материалы по подготовке к зачетам, экзаменам, контрольным работам перенесены на диски и находятся в читальном зале колледжа и любой из студентов может ими воспользоваться. Многие практические работы набраны в электронном виде и хранятся в лаборатории физкабинета. Студенты имеют возможность воспользоваться ими в кабинете или осуществить запись нужного материала на свои электронные носители (диски, и т.д.) и работать дома.

Студенты специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», в прошлом году, выполняя контрольную работу по предмету «Концепции современного естествознания», создавали презентации и весь материал «Выдающиеся ученые ХХ столетия» разместили на тематическом диске.

Разные электронные издания можно успешно использовать в учебном процессе, а для этого всего-то надо иметь компьютер и мультимедийный проектор и человек, который будет оказывать помощь в работе. Чрезвычайно важно, чтобы все аудитории были  соответствующим образом оборудованы (мультимедийные диапроектры и т.п.).

Компьютерные технологии значительно:

  • индивидуализируют учебный процесс;
  • увеличивают скорость и качество усвоения материала;
  • позволяют освободить преподавателя от рутинной работы при подготовке учебного занятия;
  • сократить время на закрепление учебного материала;
  • оперативно провести контроль знаний, умений;
  • организовать обратную связь.

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Используя новые информационные технологии, преподаватель действует на свой страх и риск, не имея подчас достаточной подготовки, необходимых знаний ни в области средств информационных и коммуникационных технологий, ни в области методики их использования. Несмотря на внедрение в школьную практику программы информатизации, не сделано главного: государственной программы обучения всех учителей школ и Вузов в обязательном порядке, бесплатно навыкам работы на компьютере.

Несмотря на большие трудности, которые испытывает отечественное образование, компьютерная техника и компьютерные технологии начинают широко внедряться в учебный процесс. УМК предмета дополняются новыми мулитимедийными средствами.

И на вопрос, обозначенный в теме конференции можно дать однозначный ответ: «Использование информационно-коммуникационных технологий   на учебном занятия является способом развития ключевых компетентностей обучаемых».

1. Открытая физика (версия 2.6) – в 2-х частях

Полный мультимедийный курс физики

  • иллюстрационный учебник
  • более 1200 схем, графиков
  • 108 интерактивных учебных моделей
  • 26 лабораторных работ
  • более 1500 вопросов и задач
  • систему составления контрольных работ
  • итоговые тесты
  • справочные материалы
  • биографии ученых физиков
  • путеводитель по интерне – ресурсам.

2. Виртуальный практикум по физике

Содержит практикум по основным учебным программам и учебникам (всего 25 работ).

3. Интерактивный курс «Физика, 7 – 11 классы»

Полный мультимедийный курс по различным разделам физики и астрономии

  • иллюстрированный конспект
  • около 100 видеофильмов
  • более 150 виртуальных лабораторий и интерактивных моделей
  • вопросы и задачи для самоподготовки
  • справочные таблицы
  • каталог Интернет – ресурсов по физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модульной технологии для развития ключевых и предметных компетентностей на уроках географии

Уникальность работы состоит в том, что я обединила для достижения цели и задач модульную технологию с компетентностным подходом в обучении.Модульное обучение – альтернатива традиционному обучению. Его...

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Использование модульной технологии для формирования ключевых компетенций на уроках географии.

Использование данной технологии на уроках  формирует у учащихся системы знаний о единой географической картине мира, геоэкологической культуры и нравственности; в профильных классах и группах угл...

Практика использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике

Развитие цифровой техники позволяет сегодня использовать в качестве средства срочной информации цифровое изображение двигательного действия, которое получено с помощью видеокамеры, для осуществления ...