Конспект урока в 11 классе "Двойственность природы света"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Луканичева Виктория Николаевна

Используется как заключительный обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoystvennaya_priroda_sveta.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Двойственная природа света

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель урока: показать двойственность природы света

Задачи: 1) обучающие

  • обобщить и повторить знания учащихся по темам «Световые волны» и «Световые кванты», углубить эти знания;            
  • дать объяснение повседневным явлениям с точки зрения теорий света;
  • сформулировать понятие двойственной природы света;
  • показать связь изучаемого материала с профессией «портной»;
  • выяснить значение света в жизни человека;

               2) развивающие

  • развивать умения учащихся обобщать и систематизировать учебный материал;
  • развивать умения применять теоретический материал к решению практических задач;

               3) воспитывающие

  • воспитывать любовь к профессии через повторение материала курса физики;
  • создавать целостную картину мира;
  • воспитывать аккуратность.

План: 1) организационные моменты и формулировка цели;

           2) повторение и систематизация знаний учащихся (заполнение                             таблицы:  

  • выяснение значения света в жизни человека (доклад  учащегося), заполнение схемы;
  • современные теории на природу света (фронтальный опрос и заполнение таблицы);
  • рассмотрение практических задач на основе представлений о природе света (выяснение свойств света);
  • заполнение таблицы;

             3) выводы;

             4) домашнее задание.


  1. Организационные моменты и формулировка цели

У-ль: Изучая темы «Световые волны» и «Световые кванты» мы рассмотрели историю возникновения, развития и суть двух теорий на природу света. Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные при изучении этих теорий, заполнив сводную таблицу, которая будет отражать смысл этих теорий, и которая поможет вам при подготовке к экзамену. В конце урока мы должны сделать вывод, какая из двух теорий справедлива и сформулировать четкое определение «свет».

  1. Повторение и систематизация знаний учащихся (заполнение                             таблицы)

У-ль: Перед вами на столах расположен скелет этой таблицы. В течение урока вы должны заполнить пустые клетки. Итак, начнем. Свет в жизни человека, не для кого не секрет, играет огромную роль, сейчас  об этой роли нам расскажет Маша. Вы должны внимательно слушать его и заполнять схему «Свет в жизни человека».

 Уч-к:   Делает доклад «Свет в жизни человека», остальные учащиеся прослушивают и заполняют таблицу.

После доклада остальные учащиеся дополняют своими примерами.

У-ль: Как мы видим, свет в жизни человека играет огромную роль в жизни человека. Но можем ли мы ответить на вопрос: «Что мы знаем о природе света?»

Уч-к: Существуют две теории на природу света корпускулярная и волновая.

У-ль: Кто был основоположником этих теорий?

Уч-к: Основоположником волновой теории был Гюйгенс, а корпускулярной – Ньютон.

          У-ль: В чем сущность этих теорий?

          Уч-к: С точки зрения волновой теории свет – это электромагнитная волна, а с точки зрения корпускулярной теории свет – это поток частиц идущих от источника во все стороны.

          У-ль: Давайте вспомним и повторим, какие свойства света объясняет та или иная теория. Начнем с волновой теории.

          У-ль: О каком  свойстве идет речь: «Световой  луч, встретив на своем пути стеклянную пластину поворачивается в противоположную сторону».

        Уч-к: Речь идет об отражении.

У-ль: Давайте  сформулируем определение отражения.

Уч-к: Отражение – это явление изменения направления распространения света на противоположное на границе раздела двух сред.

Учащиеся записывают данное определение в таблицу.

(показать схемы и задать вопрос на каких правильно изображен ход отраженного луча и почему)         

У-ль: Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с отражением света, и как это свойство применяется в технике?

Уч-к: - человек видит благодаря отражению света, различает цвета

Уч-к: На явлении отражения основываются зеркала, а они в свою очередь используются в автомобилях, швейных машинах, в медицине, в оптоволоконной оптике.        

У-ль: Таким образом, отражение света закономерно и имеет большое практическое значение. Следующее свойство?

 Уч-к: Преломление – это явление изменения направления распространения светового луча на границе раздела двух сред, обусловленное изменением скорости.

 У-ль: Теперь вы, зная свойства отражения и преломления можете, ответить на такой вопрос: «Почему в светлое время суток, при ярком солнечном свете, окна домов кажутся черными?». Ответ объяснить построениями на доске. Все остальные отвечают на вопрос: «Почему карандаш в стакане кажется изогнутым?»; « Почему, когда мы купаемся в реке, то наше тело нам кажется меньше, чем есть на самом деле?». Далее проверяем ответ на первый вопрос и построения на доске.

У-ль: Теперь давайте подумаем, где данное явление может применятся, в науке и технике.

Уч-к: Для определения рода вещества по показателю преломления, для расчета линз.  

        У-ль: Идем далее. Я прочитаю высказывание, а вы определите о каком свойстве света здесь идет речь:  « В 1802 году Томас Юнг провел следующий опыт: он взял черную ширму, проколол  дырку, направил на нее пучок света, за ней поставил еще одну ширму, в которой проколол 2 дырки, а за этой ширмой расположил экран, на котором наблюдал чередующиеся черные и белые полосы».

        Уч-к: Интерференция

        У-ль: Дайте определение интерференции.

        Уч-к: Интерференцией называется сложение двух когерентных волн, вследствие которого наблюдается усиление или ослабление результирующих световых колебаний в различных точках пространства.

(учащиеся записывают данное определение в таблицу).

        У-ль: Может ли происходить интерференция света при сложении световых пучков, источниками которых являются:

        А) два прожектора

        Б) звезды

        В) отраженный от двух зеркал свет, идущий от одной электрической лампы

        Г) два лазера

        Уч-к: Интерференция может происходить только в последних двух случаях, так как данное явление справедливо только для когерентных источников.

        У-ль: Пойти к доске показать мыльный пузырь и объяснить его окраску.

        Учащийся выходит к доске показывает мыльный пузырь и объясняет его окраску, остальные слушают и дополняют.

        У-ль:  Где еще, в жизни, в быту  мы сталкиваемся с интерференцией в тонких пленках?

         Уч-к: Пленки бензина на асфальте, масляные пятна на воде, крылья насекомых.

        У-ль: Как в технике применяется явление интерференции?

        Уч-к: Для проверки качества обработки поверхностей.

У-ль: Все вы бывали в лесу, собирали грибы, ягоды, при этом уходили далеко друг от друга. Из-за деревьев вам было не видно своих спутников, но вы могли их слышать. Почему?

 Уч-к: Так как свет не может обогнуть такие препятствия как деревья, а звук может.

У-ль: Почему?

Уч-к: Так как в данном случае наблюдается явление дифракции, а она возможна только в том случае, когда размеры препятствия сравнимы с длиной волны.

 У-ль: Назовите средний размер длины световой волны.

Уч-к: 600 нм, а размер дерева в миллиарды раз больше.

У-ль: Таким образом, дифракция это - …

Уч-к: Дает определение и записывает в таблицу.

У-ль: Можем ли мы наблюдать дифракцию световых волн?

Уч-к: Можем, но только в том случае, когда размеры препятствия сравнимы с длиной волны, то есть очень маленькие.

У-ль: Зная данное явление, давайте выясним как изготавливают перламутровые пуговицы и почему?

Уч-к: На пуговицы наносят мельчайшую штриховку. Таким образом, теперь пуговица представляет собой дифракционную решетку. Лучи света, попадая на нее, дифрагируют, а в результате дифракции, по принципу Гюйгенса-Френеля, происходит интерференция, то есть сложение двух волн, в результате которого мы наблюдаем либо радужные пятна (максимумы) или просто белые пятна (минимумы).  

У-ль: Таким образом, разбирая всевозможные примеры и жизненные ситуации, мы можем с уверенностью сказать, что свету присущи все волновые свойства, а значит свет – это электромагнитная волна. Теперь разберемся, присущи ли сету корпускулярные свойства: излучение и поглощение. Какое явление доказывает корпускулярные свойства света?

Уч-к: Фотоэффект – это явление испускания электронов  с поверхности металла под действием света.

 У-ль: Таким образом, при фотоэффекте происходит полное поглощение световой частицы, которая называется…

 Уч-к: Фотоном.

У-ль:  Вычислим энергию фотонов, вызывающих фотосинтез растений. Фотосинтез в зеленых листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света с длиной волны 0,68×10-6 м. Вычислим энергию соответствующих фотонов. Объясним зеленый цвет листьев. (решаем задачу на доске). Кто справится с этой задачей раньше, выполняйте дополнительную.

У-ль: Где применяется явление фотоэффекта?

Уч-к: В уличном освещении, в метро (турникеты), в пультах дистанционного управления. 

У-ль:  Какие свойства света  отражены в данных химических реакциях? ( показывать распечатки по одной 1) разложение хлора, 2) основа фотографии, 3) фотосинтез, 4)болотные огни).

Уч-к: в первых трех случаях поглощение света, а в последнем – излучение.

У-ль: Каким образом можно объяснить излучение и поглощение света?

 Уч-к: Излучение световых квантов происходит атомами в возбужденном состоянии, при переходе их с более высокого на более низкий энергетический уровень, при поглощении наоборот.

 У-ль: Какие линии изображают излучение, а какие – поглощение? Какие линии изображают излучение видимых лучей, то есть света? (Определить по схеме).

Учащиеся определяют.

У-ль: Таким образом, мы видим, что свету присущи и корпускулярные свойства. Теперь разберем еще ряд ситуаций, в которых попытаемся найти волновые или корпускулярные свойства. 1) В одежду какого цвета вы посоветуете одеваться летом, а в какую зимой? 2) Равен ли день ночи во время равноденствия? Астрономические вычисления указывают, что во время равноденствия продолжительность дня и ночи одинакова. Однако истинная продолжительность дня всегда больше той, которую дают астрономические вычисления. Например, 23 сентября 1968 года продолжительность дня составляла 12 часов 11 минут. Нет ли здесь противоречия?    

 Уч-к: Вследствие преломления лучей света в земной атмосфере Солнце видно восходящим несколько раньше, а заходящим несколько позже, поэтому во время равноденствия фактически день несколько продолжительнее, чем ночь.        

 

3) Вывод

У-ль: Таким образом, мы с вами убедились в том, что справедливы обе теории. Следовательно, свет имеет двойственную природу. Попытаемся сформулировать определение «свет».

Свет – это сложная структура, которая при распространении ведет себя как волна, а при взаимодействии с веществом как поток частиц.

4) Домашнее задание

У-ль: Попытайтесь отыскать вокруг себя то или иное световое явление и объясните это явление с точки зрения свойств света.


ЗАДАЧИ

  1. Фотосинтез в зеленых листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света с длиной волны 0,68×10-6 м. Вычислить энергию соответствующих фотонов. Объяснить зеленый цвет листьев.
  2. Для уничтожения микробов в операционном помещении используют бактерицидные лампы. Вычислить энергию кванта излучения такой лампы, если длина его волны 0,25 ×10-6 м. Почему видимый свет не оказывает бактерицидного действия?

ЗАДАЧИ

  1. Фотосинтез в зеленых листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света с длиной волны 0,68×10-6 м. Вычислить энергию соответствующих фотонов. Объяснить зеленый цвет листьев.
  2. Для уничтожения микробов в операционном помещении используют бактерицидные лампы. Вычислить энергию кванта излучения такой лампы, если длина его волны 0,25 ×10-6 м. Почему видимый свет не оказывает бактерицидного действия?

ЗАДАЧИ

  1. Фотосинтез в зеленых листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света с длиной волны 0,68×10-6 м. Вычислить энергию соответствующих фотонов. Объяснить зеленый цвет листьев.
  2. Для уничтожения микробов в операционном помещении используют бактерицидные лампы. Вычислить энергию кванта излучения такой лампы, если длина его волны 0,25 ×10-6 м. Почему видимый свет не оказывает бактерицидного действия?

ЗАДАЧИ

  1. Фотосинтез в зеленых листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света с длиной волны 0,68×10-6 м. Вычислить энергию соответствующих фотонов. Объяснить зеленый цвет листьев.
  2. Для уничтожения микробов в операционном помещении используют бактерицидные лампы. Вычислить энергию кванта излучения такой лампы, если длина его волны 0,25 ×10-6 м. Почему видимый свет не оказывает бактерицидного действия?

ЗАДАЧИ

  1. Фотосинтез в зеленых листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света с длиной волны 0,68×10-6 м. Вычислить энергию соответствующих фотонов. Объяснить зеленый цвет листьев.
  2. Для уничтожения микробов в операционном помещении используют бактерицидные лампы. Вычислить энергию кванта излучения такой лампы, если длина его волны 0,25 ×10-6 м. Почему видимый свет не оказывает бактерицидного действия?

ЗАДАЧИ

  1. Фотосинтез в зеленых листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света с длиной волны 0,68×10-6 м. Вычислить энергию соответствующих фотонов. Объяснить зеленый цвет листьев.
  2. Для уничтожения микробов в операционном помещении используют бактерицидные лампы. Вычислить энергию кванта излучения такой лампы, если длина его волны 0,25 ×10-6 м. Почему видимый свет не оказывает бактерицидного действия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Дисперсия света" в 11 классе

Представлен конспект урока формирования знаний по теме "Дисперсия света" .Цель урока: в результате экспериментального исследования изучить явление дисперсии света....

Конспект урока по теме "Луч света в зелёном царстве" (фотосинтез)

Цели урока:Образовательная – раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле, опираясь на имеющиеся знания учащихся,Развивающая – развитие логического мышления, развитие умени...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

конспект урока по физике "Источники света. Распространение света"

Представлен план проведения урока по теме :Источники света. Распространение света...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"

Цели урока:·         образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения св...

Презентация. УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА СВЕТА. ЗАКОНЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКИ».

Презентация. УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА СВЕТА. ЗАКОНЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКИ». Преподаватель физики СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды» Чередниченко Е.Ю.Предлагаемая презентация ...