Физика в сказке. Урок-спектакль.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Мачульская Людмила Васильевна

Организация и постановка спектакля по  мотивам   сказок, с включением учебного материала курса Физика 7. 

Задачи 

1.Обобщить изученный материал по темам «Взаимодействие тел», «Первоначальные   сведения о строении вещества», «Давление».

2. Развивать творческие способности школьников посредством  проведения

   уроков в нетрадиционной форме.

3.Совершенствовать навыки связной речи  с использованием научной

   терминологии.

4.Воспитывать умение совместно работать над постановкой, выступать вместе  с коллективом сверстников.

В проекте представлена технология  подготовки и проведения урока – обобщения учебного материала  в нетрадиционной форме (урок-спектакль).

Совместная творческая деятельность помогает провести повторение важных разделов физики в непринуждённой обстановке, а также вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_v_skazke.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Физика в сказке.

7 класс

Урок – спектакль.

01.В гостях у сказки

Вступительное слово Учителя.

Презентация №1: греческие пейзажи, фото учетных, фоном – греческая музыка 02.Греческая.

Играет музыка  Греческий мотив +слайды Греция, Аристотель, Александр  Македонский, Афины

Появляется из лаборатории кабинета физики Аристотель, в тоге, с венком на голове

03.Греческая - Сиртаки на выход

Аристотель:

-Здравствуйте, ребята!

-Я уверен, что вы меня узнали. Это значит, что вам нравится физика, и вы пытаетесь больше узнать о физических явлениях, о физических телах.

-Я, Аристотель, жил в Древней Греции в 4 веке до н.э., был наставником самого Александра Македонского, о котором вы знаете из уроков истории. И когда знаменитый  македонец  вел свои войска на восток, побеждал соседние государства, я, его старый учитель, прогуливался по тенистым аллеям основанного мною в Афинах Лицея. Я учил уже своих новых учеников рассуждать о том, что такое мир, время, движение.

-Именно в это время  и была написана «Физика».

-После смерти Александра Македонского меня изгнали из Афин, и я поселился на одном из островов.

Незнайка:

Сидит с  Знайкой за партой в классе, вскакивает

-О, я знаю, Аристотель живёт там и сейчас

Знайка:

Успокаивая, поглаживая Незнайку, поправляя очки        

-Ты всё путаешь, Незнайка.

-Величайший мыслитель  жил более двух тысяч лет тому назад.

-Предание о его смерти гласит, что он бросился с утёса в море, отчаявшись выяснить причину приливов и отливов.

-Аристотеля уже нет в живых. Мы сейчас с тобой в сказке, а в сказке всё возможно.

-Вот поэтому мы разговариваем с Аристотелем.

Сели за парту, наблюдают за происходящим.

Аристотель:

-Да, ребята, моё время было двадцать три века назад.

А вот недавно я узнал из древних книг, что вы собираетесь сегодня проводить занятие «Физика в сказке».

Я не смог высидеть в моём времени и решил переселиться в будущее.

И вот я у вас.

Я полагал, что на этом занятии встречусь с моими любимыми сказочными героями, но никого не вижу.

Впрочем, кажется, кто-то есть. Кто здесь?

04.Выход молекулы

Вбегает Молекула, делает реверанс, в платье в горошек, держит в руках кувшин «с Джином»

Молекула:

-Это я, Молекула!        

Аристотель:        

-Почему я тебя не заметил раньше?

Молекула:

-А это потому, что я маленькая!

Аристотель:        

-Действительно, маленькая!

-А что ты здесь делаешь одна?

Молекула:

- Я не  одна. Я с фокусником Джином!!!

 Аристотель:        

-А где же Джин? Я его не вижу.

Молекула:

-Он в кувшине, я его сейчас вызову!

05.Появление джина

Молекула забегает на сцену, ставит на стол кувшин, натирает его и говорит заклинание.        

Из- под стола появляется Джин, в плаще.

06.Песня Джина

Джин обходит стол, проходит, кланяется, останавливается у окна, одной рукой придерживая плащ, закрывает край стола.

Молекула из  под стола достаёт тела разной формы, объёма.

Аристотель:        

-Здравствуй, Джин!

-Молекула сказала, что ты фокусник. И ты  можешь нам сейчас продемонстрировать свои фокусы?

Молекула:

-Да, да, он покажет нам фокусы, которые можно будет разгадать, зная физику!

Джин:       (молекуле)

-О да, моя госпожа!! С удовольствием!

Аристотель:

-Пожалуйста, Джин!

Аристотель с Молекулой уходят за ряд парт у двери, садятся за парту, где сидят ученики в разноцветных шапочках(молекулы).

06.Песня Джина 

Джин открывает край стола, убирает руку с плащом

Джин:

-Перед вами ребята, находятся различные предметы.

Это и шар и колба, и стеклянная палочка,..

-Как в физике называют все эти предметы?

-Правильно, физическими телами.

-А как называют то, из чего сделано физическое тело?

-Конечно же веществом!!

Молекула 1 (вскакивая с места,  рядом сидят сестрички-молекулы в ярких шапочках):

-А всякое вещество состоит из нас, из молекул! Мы очень маленькие, нас даже не видно невооружённым глазом. Вот и Аристотель меня ни сразу заметил.

Садится молекула 1, встаёт молекула 2

Молекула 2:        

-Наш  диаметр  приблизительно равен 10 в минус 10 степени метров.

Молекула 3:

-А ещё измерена наша масса!

Молекула 4:

-А ещё создано устройство, при помощи которого нас можно сфотографировать.

Это устройство называется электронный микроскоп.

Молекула 1:

-Как вы думаете, я и мои родственнички – мы все одинаковые?

………………………………………………

-Правильно, молекулы одного и того же вещества одинаковые, а разных веществ разные.

Молекула 2:

-А как вы думаете, молекулы льда, воды и пара одинаковые или разные?

………………………………………………..

-Правильно, одинаковые, только ведут себя по-разному.

Молекулы сели за стол

Джин:

-Вы отвечаете на все вопросы, а сможете ли вы разгадать мои фокусы?

07.Фокусы Джина

Джин под музыку, без слов, используя лишь ловкость рук, демонстрирует два фокуса:

- расширение жидкости при нагревании (колба с подкрашенной жидкостью опускается в более широкий сосуд с тёплой водой, через время вода поднимается выше отметки, заранее приготовленной на колбе)

-бутылка+ яйцо + спички + бумага - действие атмосферного давления (под руководством учителя)

-В чем секрет моих фокусов?

……………………………………………………

Молекула 1

-Дорогой Джин, мы приготовили для тебя сюрприз.

Попробуй отгадать, о чём мы хотим рассказать тебе на языке танца!!

Родственнички, за мной!!!

08.Танец молекул

Молекулы выстраиваются в ряд и исполняют танец, состоящий из трёх частей (марш, вальс, фокстрот)

Джин:

-Конечно это молекулы твёрдых тел, жидкостей и газов!

Молекула1:

Молодец, я дарю тебе свободу!!!

Джин:

-Я свободен!!!!!

09.Я свободен

Убегает под музыку « я свободен».

Молекулы садятся на свои места.

Играет греческий мотив.

Аристотель: (с места, ёжится)

10.Выход Снежной королевы

-Что-то стало прохладно. Странно. О, у нас новая гостья. Какая-то королева, и вся в белом!

Снежная Королева:

-К вам пожаловала Снежная Королева! Я живу среди вечных снегов и нетающих льдов.

Скажите, почему они не тают?

........................................

-Ребята, скажите а чем отличается лед от пушистого снега ?

…………………………………….

-И что у них общего ?

……………………………………

-Правильно. Снег и лёд - это одно и то же вещество (вода) в твёрдом состоянии. Но лёд-это сплошное тело, а снег - сыпучее. Плотность снега меньше плотности льда.

-Холодно и пустынно в сверкающих залах моего королевства.

Посередине самого большого снежного зала круглое замерзшее озеро, которое даже поднялось выше уровня бывшей в нем воды.

-Почему это произошло?

……………………………………………………….

-Плотность льда меньше плотности воды, а значит при одинаковой массе воды и льда, лёд занимает больший объём. Вот почему поверхность льда выпятилась.

-В сердце у меня кусок льда. Такое сердце не чувствует ни радости, ни грусти.

Ваши жаркие ответы и искренняя человеческая доброта способны растопить даже кусок льда. Я ухожу в своё королевство. Как напоминание о себе я оставляю вам мои ледяные сувениры.

Снежная королева раздаёт чупа- чупсы тем, кто отвечал на её вопросы и уходит в лаборантскую, а потом тихо возвращается в класс.

Аристотель:

-Да, действительно, от Королевы с ледяным сердцем веет холодом. Но я слышу шум какой-то. Кто это ещё спешит к нам в гости?

11.Малыш и Карлсон

Вбегает с жужжанием Карлсон

-Добрый день! К вам пожаловал, Великий Карлсон!

-Вы узнали меня по пропеллеру!

Аристотель:

-Карлсон, ты прилетел на урок к ребятам?

Карлсон:

-Нет, нет, сегодня у моего друга Малыша день рождение! Я прилетел к нему! Где он?

Выходит малыш с соской на шее.

Малыш:

-Вот я, добрый Карлсон!

 Обнимаются, Карлсон принюхивается.

Карлсон:

-Что-то я чувствую вкусный запах!!

Малыш:

-У меня сегодня день рождения, и мама испекла пирожки.

Карлсон:

-А почему я чувствую очень приятный запах?

Малыш:

-Пирожки с ванилином. Это такой вкусно пахнущий порошок.

-Молекулы ванилина проникли между молекулами воздуха, произошло явление диффузии, вот и вкусно пахнет.

Карсон:

-Хорошее явление – диффузия!

Малыш:

-Хочешь чаю с вареньем?

Приглашает Карлсона к заранее приготовленному столу, на столе чашки, сахар, варенье, ложки, всё накрыто салфеткой, скатерть, пирожки.

Карлсон:

-Да, очень хочу варенье с чаем!!

Малыш наливает в стакан чай, добавляет варение.

Карлсон:

-Ой, что это такое? Что произошло?

Малыш:

-Произошла диффузия варенья и чая. Молекулы из варенья проникли между молекулами веществ чая – и вода изменила окраску.

Карлсон:

- Ой, какая вкусная диффузия!!

Смотрит на пирожки.

- А с чем пирожки?

Малыш:

- А ты сам догадайся с чем!

Карлсон:

-Пахнет яблоками и малиной. Здесь диффузия яблочно-малиновая.

Молекулы из яблок и малины проникли между молекулами воздуха. Вот почему так вкусно пахнет!!

 Малыш:

-Я вижу, ты хорошо усвоил явление диффузии!

Карлсон:

-Под действием вкуснейшей диффузии, предлагаю пролететь над городом и полюбоваться его красотами!!

-До свидания ребята! До новых встреч!!

Малыш цепляется за Карлсона и они улетают в лаборантскую, затем тихо возвращаются в класс, присаживаются на свои места.

Аристотель:

-Какой вкусный, сладкий эпизод был у нас на уроке!

-Ребята, я слышу какую-то мелодию!

Прислушивается.

12.Выход Чиполино

Чиполлино, выбегает, оглядываясь, раздавая лук зрителям, за спиной авоська лука.

Чиполлино:

-Здравствуйте, меня зовут Чиполлино, по - русски…Лук!

-Я появился на свет из-под пера итальянского писателя Джанни Родари..Он рассказал всему миру о моих приключениях. Помните, как лил слёзы синьор Помидор?

-Видимо я не только литературный герой, но и имею прямое отношение к физике!

-Помните загадку? Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает!

-Почему это бывает?

……………………………………………

 Причина всему -  диффузия !

-Почему, если меня положить в холодную воду, то действие моих «плачущих» молекул ослабеет или вовсе прекратится?

………………………

-Ослабевает концентрация «луковых» паров.

- Вода задерживает в себе мои «плачущие» молекулы, они диффундируют между молекулами воды и меньше испаряются.

-Вот вам на память мои фирменные конфетки «луковые слёзки», а мне пора!!!

Убегает

13.Красная шапочка

Аристотель:

-Ребята, сегодня у нас сказочный урок. Воспользуемся сказочным аппаратом  и посмотрим, что происходит сейчас в доме одной из ваших подружек.

Смотрит в «фантастическую» трубу в угол класса, где сидят Красная шапочка и мама.

Мама:

Бабушку бы навестить надо.

Красная шапочка:

Мамочка, давай я схожу.

Мама:

Не так это просто как ты думаешь, доченька. Бабушка живет в избушке, дорога к которой проходит через Физическую страну. А с жителями этой страны надо объясняться с помощью физических терминов.

Красная шапочка:

Мамуленька, я начала изучать физику с моими одноклассниками. Думаю, они мне помогут.

Мама:

Хорошо, доченька. Вот тебе корзиночка, в которой гостинец для бабушки – пирожки.

Красная шапочка:

Ой, какие красивые пирожки! Мамуленька, научи меня готовить такие.

Мама:

Хорошее желание, доченька. Знание и умение всегда пригодятся в жизни.

Красная шапочка.

Берет корзинку и отправляется в путь.

Путь – это расстояние, пройденное вдоль траектории за определенный промежуток времени. А выражается он в метрах или километрах. Ой, что же я не спросила у мамы, где именно бабушкина избушка !

Плачет. Появляются две старушки.

14.Выход бабушек

Бабушка Груня:

Девочка, что ты плачешь ? Кто ты такая и куда путь держишь ?

Красная шапочка:

Зовут меня Красная шапочка. Несу я бабушке Насте гостинцы, да вот беда: я поспешила и не спросила у мамы где она живет.

Бабушка Груня:

Знаем мы твою бабушку. И подскажем, где она живет, если ты ответишь на 2 вопроса.

Бабушка Фёкла:

Чтобы добраться до домика бабушки ты должна будешь мерить расстояние шагами. А что значит измерить физическую величину ?

Красная шапочка:

Измерить…измерить… забыла. Ребята, помогите мне, подскажите, пожалуйста.

………………………………………..

Спасибо, ребята, выручили.

Бабушка Груня:

Ответь мне, пожалуйста, в чем заключается основное свойство механического движения ?

Красная шапочка:

Знаю, знаю, в его в относительности.

Бабушка Груня:

Молодец. Иди по этой тропинке 100 шагов до старого пня, а затем относительно него иди в право 70 шагов до векового дуба. Счастливо добраться.

Красная шапочка:

До свиданья, бабушки.

Красная шапочка идет в другую часть класса.

Аристотель:

-Мы уверены, что Красная шапочка обязательно найдет дом своей бабушки и в этом ей помогут знания по физике.

-Кто это к нам катится, ребята ?

15.Колобок

Колобок выбегает из лаборантской, обходит стол, стоящий  по середине класса, подходит к доске.

Колобок:

-Жили-были старик со старухой. Испекла старуха Колобок и колобок укатился в лес. И вот я прикатился к вам, ребята. Здравствуйте.

-Катился я с некоторой скоростью, но не всегда мое движение было равномерным: на кочках я поднимался вверх и скорость моего движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е. скорость моя увеличивалась.

Колобок подходит к доске. Берет мел и пишет условие задачи.

-На одну кочку длиной 50см я поднимался равномерно 25 сек. Какова была моя скорость при подъеме ? Помогите мне в расчетах.

…………………………Ответ: 2см/сек.

А как называется линия которую я описывал при своем движении?

…………………………Ответ: траектория.

-Судя по вашим ответам, вы уже начали изучать физику. Удачи вам, ребята, в изучении этого удивительно интересного предмета.

Аристотель:

Какая приятная встреча был, ребята.

Но кто-то там еще бродит среди деревьев в лесу. Понаблюдаем, наблюдения играют важную роль при изучении физики.

16.Песня Лешего

Леший:

Ох, ох, слаб я, стар я. Где это я ?

Как много детей! Да и те что поодаль сидят – вылитые учителя.

Аристотель:

Дедушка, вы на уроке физики. К нам сегодня приходят сказочные герои и рассказывают интересные истории из своей жизни.

Леший:

Я одинокий старик. А зовут меня просто Леший.

В моей истории много сказочного, не правдоподобного. Кто найдет в ней больше не правдоподобий, а по вашему физических ошибок, тот получит мой, Лешенский подарок.

Итак….

Вчера, Утром, в 19-30, меня пригласят к себе в гости мой друг Древнегреческий ученый  Демократ. В тридесятое царство, в тридесятое государство, под названием Алукелом. Жителей этого царства зовут Малёкулы. Это он, Демократ, их изобрел. Эти все  Молёкулы образуют домики под названием Атомы. Ой сколько их там! Там тесно, что эти Молёкулы сидят неподвижно, даже не шевелятся. А это все потому, что если они будут двигаться, то будет холоднее в этом царстве. Между ними полное безразличие, равнодушие, их даже не тянет друг к другу. Но все равно мне очень понравилось в гостях у Демократа.

Аристотель:

Ну как ребята, нашли физические ошибки в этой невероятной истории ? Как называется эта страна ? Что напутал наш Леший ?

……………………………….

Леший дает трубочки за ответы.

Приходите, ребята, в лес, будем пить берёзовый сок.

03.Греческая - Сиртаки на выход

Аристотель:

Спасибо, вам ребята за ваше приглашение на такой необычный урок «Физика в сказке». Я думаю, что мы еще встретимся с вами в физической стране.

Заключительное слово учителя.

17.Финал

Выход на поклон всех артистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказке" для учащихся 7 класса

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказках" для учащихся 7 класса". Задачи составлены с использованием сюжетов из "Сказки народов мира". Данный материал можно и...

внеклассное мероприятие по физике 7 класс "физика в сказке"

Н.К. Крупская отмечала, что игра есть потребность детского организма, игра для детей это учеба, труд и серьезная форма воспитания.Внеклассные занятия по предмету - это творчество и результативно...

физика в сказках

Для того что бы урок прошел интересней, использую литературные произведения на своих уроках...

Физико-химическая сказка

Этот вечер "Путешествие в страну физики и химии" был подготовлен и проведен учащимися 11-го класса для 6-7- классников с целью формирования познавательного интереса к изучению есественных наук....

Урок игра.Физика в сказке.

Учитель. Ребята! Мы завершили изучение разделов физики, посвященных строению вещества и механическому движению. Начав изучать  новый предмет,  мы обнаружили, что физические явления окружают ...

Презентация "Физика в сказках"

Презентация может быть использована на уроке физики для 7 класса по теме "Масса, плотность и объем"...