Исследовательская деятельность учащихся - основа образовательного проекта
учебно-методический материал по физике на тему

Чащина Вера Александровна

Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения,   воспитания и развития учащихся, подготовки их к труду и жизни.Развитие интереса к физике и усиление влияния учебного процесса на становление личности ученика обеспечиваются различными методическими приемами и средствами, среди которых важное место занимает метод проектно-исследовательской деятельности учащихся.  Метод проектов   способствуют повышению интереса к физике,  формирует  у учащихся навыки сбора необходимой информации и самостоятельной работы с ней, умения ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы. Проектно-исследовательская деятельность способствует  успешной социализации учащихся, приобретаются такие качества, как коммуникабельность,  владение речью, умение работать в  команде. Отличие урока с использованием метода проектов от традиционного заключается в том, что меняется роль учителя. Учителю принадлежит  не доминирующая роль, а помогающая, направляющая. Обучающийся сам отбирает нужную ему информацию, определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся - основа образовательного проекта

Модернизация общего образования в целом включает реформирование физического образования. При разработке образовательных стандартов по физике ставились задачи создания условий для ликвидации перегрузки обучающихся и обеспечения условий для развития их познавательных и творческих способностей при сохранении фундаментальности физического образования и усилении его практической направленности. Образовательный стандарт направлен на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов. Образовательный стандарт по физике включает систему знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

         Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения,   воспитания и развития учащихся, подготовки их к труду и жизни. Развитие интереса к физике и усиление влияния учебного процесса на становление личности ученика обеспечиваются различными методическими приемами и средствами, среди которых важное место занимает метод проектно-исследовательской деятельности учащихся.  Метод проектов   способствуют повышению интереса к физике,  формирует  у учащихся навыки сбора необходимой информации и самостоятельной работы с ней, умения ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы. К примеру, можно выбрать любой аспект жизнедеятельности человека и природы, но рассмотреть его с точки зрения протекания физических процессов, влияния физических процессов на природу и жизнь человека.  Изучение физики перестает в таком случае быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни. Проектно-исследовательская деятельность способствует  успешной социализации учащихся, приобретаются такие качества, как коммуникабельность,  владение речью, умение работать в  команде. Отличие урока с использованием метода проектов от традиционного заключается в том, что меняется роль учителя. Учителю принадлежит  не доминирующая роль, а помогающая, направляющая. Обучающийся сам отбирает нужную ему информацию, определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта. Если в традиционном обучении ученик получает готовые, систематизированные знания, подлежащие усвоению, то при использовании метода проектов систематизация, приведение знаний в порядок – дело и забота самого ученика. Ученик не усваивает готовые представления и понятия, а самостоятельно, из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире. Самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся - основа проектного урока. Такие проекты, которые укладываются в один урок или несколько занятий наиболее востребованы в школе и интересны с методической точки зрения. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного плана. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

         Для учителя физики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

Применительно к школьному курсу физики система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  • Связь проекта с учебными темами (на уроке).
  • Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Физика – наука экспериментальная, поэтому наиболее удачные проекты связаны с проведением эксперимента, с изготовлением прибора или модели какого-либо устройства (механизма). Для того чтобы поставить необходимый опыт, нужно иметь приборы и измерительные инструменты. Во многих случаях исследовательские установки сооружаются самими исследователями. Конструирование прибора, макета также является проектной работой. При изготовлении прибора, макета, схемы  появляются широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования, работать с ручным материалом, справочной литературой. Такая работа открывает широкие возможности развития познавательной и творческой деятельности учащихся. Школьники, конструирующие приборы, модели  и другие технические установки на базе знаний, получаемых в школе, гораздо глубже понимают и усваивают учебный  материал. При разработке конструкторских заданий нужно позаботиться о том, чтобы их выполнение требовало от учащихся творческого подхода.

   При разработке конструкторских заданий необходимо руководствоваться  следующими требованиями:

  • проекты могли быть выполнены на базе уже изученного материала
  • изготовление прибора, макета  и т.д. можно было осуществить из самых простейших, доступных и не очень дорогих материалов  (бумага, пенопласт, клей, строительные материалы, проволока, жесть, пластиковый стакан, пластиковые бутылки, катушки, свечи парафиновые, медицинские шприцы и системы и т.д.)

Обязательно соблюдение техники безопасности, изготовленные макеты должны быть экологически безопасны, не быть слишком тяжелые, громоздкие  или хрупкие.

При  этом каждая поставленная проблема решается в несколько этапов, характерных для творческого процесса.

Первый этап: нахождение   идеи и построение  эскиза прибора, установки, макета.

Второй этап:  разработка эскиза проекта в целом.

Третий этап:  математический расчет.

Четвертый этап:  материальное воплощение проекта и его     экспериментальная проверка.

Выполнение каждого из этих этапов учителем проверяется отдельно. При этом необходимо поощрять каждый успешный шаг похвалой или отличной оценкой. Неудачные задания не осуждаются. Приветствуется помощь родителей и старших помощников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьное научное общество - форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.

Востребованность исследовательского обучения, продиктованная материалами федерального государственного образовательного стандарта, требует подготовленности педагогического коллектива к его реализации ...

Исследовательская деятельность учащихся - основа образовательного проекта

Развитие интереса к физике и усиление влияния учебного процесса на становление личности ученика обеспечиваются различными методическими приемами и средствами, среди которых важное место занимает...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...

Презентация по технологии "Исследовательская деятельность учащихся при выполнении проекта "Моя комната - мой мир"

В этой презентации представлен проект ученицы на тему "Моя комната-мой мир"...

Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности

В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...

" Организация исследовательской деятельности учащегося в образовательном учреждении"

Данная презентация расскажет об организации исследовательской деятельности учащегося в образовательной организации....