рабочая программа по физике 11класс
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Ховричева Мария Леонидовна

Рабочая программа по физике 11 класс. Базовый уровень. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11fizika2014-2015.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №353

Московского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по физике для 11 класса (10-11 классов)

Срок реализации программы –

РЕКОМЕНДОВАНА

к использованию педагогическим советом школы

Протокол №        от  «__» _______ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №         от «__» _____ 20___ г.

Директор __________ / ________ /

Ховричева Мария Леонидовна,

учитель физики  _____________ категории

г. Санкт-Петербург

2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:

Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы ГЯ Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 - 11 классы  / П.Г.Саенко,В.Г.Данюшенков,О.В.Коршунова, Н.В.Шаронова, Е.П.Левитан, О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. – М:.  Просвещение. 2007).

Изменения, внесенные в примерную (авторскую) рабочую программу.

Колебания и волны.

В раздел «Электромагнитные колебания» включены темы: «Резонанс в электрической цепи», «Распространение радиоволн. Радиолокация», т.к. они имеют большое практическое значение в быту и технике; добавлена контрольная работа по разделу «Механические и электромагнитные колебания», зачет по разделу «Колебания и волны» заменен на контрольную работу.  

Оптика. Теория относительности.

Лабораторная работа «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» не проводится, в силу отсутствия оборудования; добавлены 2 часа на  изучение темы «Дифракция и интерференция механических и световых волн».

Строение и эволюция Вселенной.

Раздел сокращен с 11 до 9 часов. Объединены темы: «Строение Солнечной системы»  и «Система Земля-Луна», т.к. материал простой и понятный; темы: «Жизнь и разум во Вселенной»  и «Физическая картина мира» вынесены на итоговый семинар по астрономии.  

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №4 2008 г.)

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. содержание (140 – 136 часов)

Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

Общая характеристика учебного предмета, курса:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды. 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Электродинамика

Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:

  •  при использовании: микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
  • для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Наблюдение и описание небесных тел.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

Тематическое планирование по дисциплине «Физика 11 класс».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них:

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Зачет, семинар

1

Электродинамика                

10

2

1

-

2

Колебания и волны

13

1

2

-

3

Оптика. Элементы теории относительности 

14

2

1

-

4

Квантовая физика

13

-

1

-

5

Строение и эволюция Вселенной

9

-

-

1

6

Обобщающее повторение

9

-

-

-

Итого

68

5

5

1

Перечень контрольных работ и зачетов (по темам)

  • Контрольная работа по теме «Основы электродинамики»
  • Контрольная работа по теме «Механические и электромагнитные колебания
  • Контрольная работа по теме «Механические и электромагнитные волны»
  • Контрольная работа по теме «Оптика»
  • Контрольная работа по теме «Квантовая физика»

  • Итоговый семинар по теме «Астрономия»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

№ урока, дата

Тема

Содержание урока

Вид деятельности учащихся

Экспериментальная поддержка

Домашнее задание

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА(10ч)

1/1

Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

Взаимодействие токов. Опыт Эрстеда.  Вектор магнитной индукции. Правило буравчика. Линии магнитной индукции.

Понимать опыт Эрстеда об образовании магнитного поля вокруг проводника  с током, взаимодействие параллельных токов. Знать  и понимать физический смысл понятий: магнитное поле, вектор магнитной индукции  

Демонстрация магнитного поля тока

§1,2

2/2

Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Л/р №1.

«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Единица магнитной индукции.  Электроизмерительные приборы.

Знать обозначение и единицы измерения модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера;

Понимать принцип работы электроизмерительных приборов;

Уметь качественно описывать наблюдаемое физическое явление

Л/р №1.

«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

§3,4

3/3

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

Модуль силы Лоренца. Заряженная частица в однородном магнитном поле.

Знать понятия: вихревой характер магнитного поля;

Уметь рассчитывать модуль вектора В и определять направление силы Лоренца по правилу левой руки.

§6

4/4

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.Правило Ленца

Открытие электромагнитной индукции М. Фарадеем. Магнитный поток. Правило Ленца

Знать  опыты Фарадея;

уметь объяснять изменение направления индукционного тока по правилу Ленца;

Демонстрация опытов Фарадея по обнаружению электромагнитной индукции; правила Ленца

§8-10, упр.2(1,3)

5/5

Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.

ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Индукционные токи в массивных проводниках.

Знать причины возникновения индукционного тока  и объяснять изменение направления индукционного тока Уметь выбирать направление обхода контура;

§11,12

6/6

ЭДС индукции в движущихся проводниках

ЭДС индукции в движущихся проводниках. Формула расчета ЭДС индукции в движущемся проводнике.

Уметь  объяснять  причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции.

Демонстрация поворота рамки с током в магнитном поле.

§13, упр.2(4)

7/7

Самоиндукция. Индуктивность

Самоиндукция. Индуктивность. Единицы измерения. ЭДС самоиндукции. Аналогия между самоиндукцией и инерцией.

Знать явление самоиндукции и причины его возникновения, его роль в технике, понятие индуктивности, единицы измерения

Уметь рассчитывать индуктивность контура и катушки

§15, упр.2(6)

8/8

Л/р №2. «Изучение явления электромагнитной индукции». Решение задач 

Л/р №2. «Изучение явления электромагнитной индукции»

Уметь качественно описывать наблюдаемое физическое явление;

уметь решать типовые задачи на расчет ЭДС индукции, индуктивности и т.п.

Л/р №2. «Изучение явления электромагнитной индукции»

9/9

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

Гипотеза Максвелла о возникновении магнитного поля при изменении электрического.. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

Знать понятие электромагнитное поле.

Уметь рассчитывать энергию поля.

§16,17, упр2(7)

10/10

Контрольная работа №1 по теме: «Магнитное поле и Электромагнитная индукция»

Контрольная работа №1 по теме: «Магнитное поле и Электромагнитная индукция»

Применять знания к решению задач

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (13 ч.)

11/1

Механические колебания.

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Уравнение движения тела , колеблющегося под действием сил упругости и тяжести.

Знать виды колебаний и колебательных систем;

Понимать причины, вызывающие колебания.

Демонстрация колебаний тела на пружине, тела на нити .

§18-21, упр.3

12/2

Гармонические колебания. Резонанс. Л/ р №3.

«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Гармонические колебания. Резонанс. Амплитуда, период и частота гармонических колебаний. Круговая частота. Фаза колебаний. Представление гармонических колебаний с помощью графика косинуса и синуса.

Знать понятия: амплитуда, период, частота, фаза.

Знать общее уравнение колебательных систем. Уметь выделять, наблюдать и описывать механические колебания физических систем;

Уметь анализировать график гармонических колебаний

Демонстрация резонанса.

Л/ р №3.

«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

§22-26

13/3

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии в нем.

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии в нем.

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Период незатухающих колебаний.(Формула Томсона)

Знать схему колебательного контура., формулу Томсона. Знать,  как происходит превращение энергии в колебательном контуре, согласно закону сохранения энергии

§27-30

14/4

Переменный электрический ток

Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения.

Понимать принцип действия генератора переменного тока.

Демонстрация получения переменного  тока при вращении проводника в магнитном поле.

§31,32

15/5

Резонанс в электрической цепи. Решение задач.

Условия резонанса в цепи переменного тока

Знать условия резонанса в цепи переменного тока

§35, упр.4

16/6

Генерирование электрической энергии.

Трансформаторы 

Генерирование электрической энергии.

Трансформаторы. Устройство и назначение.

Знать устройство и принцип действия индукционного генератора  и трансформатора переменного тока, уметь рассчитывать мощность трансформатора

Демонстрация  работы трансформатора

§37,38

17/7

Производство, передача и использование   электроэнергии Решение задач на тему:

«Электромагнитные колебания» 

Производство, передача и использование электроэнергии. ГЭС, ТЭС, АЭС.

Понимать основные принципы производства и  передачи электроэнергии, уметь рассчитывать потери мощности при передаче электроэнергии

§39,40, упр.5

18/8

Контрольная работа №2 по теме:

«Механические и электромагнитные колебания»

Контрольная работа №2 по теме:

«Механические и электромагнитные колебания»

Применять полученные знания при решении задач.

19/9

Механические волны.

Механические волны. Скорость волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Уравнение гармонической бегущей волны. Звуковые волны.

Знать  понятие период, частота, длина волны, условия и причины  возникновения  и распространения механических волн, их виды и особенности,

Демонстрация распространения механических волн

§42-46, упр.6

20/10

Электромагнитные волны

Электромагнитные волны. Открытый колебательный контур. Опыты Герца. Скорость э-м. волны

Знать о взаимосвязи переменных электрического и магнитного полей и существовании единого э-м. поля, о э-м. волне и передаче э-м. Взаимодействий;

§48,49

21\11

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Телевидение.  

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция. Детектирование. Телевидение.  

Знать об изобретении радио Поповым;

Понимать принципы работы телевизионных и радиоприемников

§51,52,57

22/12

Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация.

Свойства электромагнитных волн: поглощение, отражение, преломление, поперечность э-м волны. Распространение радиоволн. Радиолокация.

Знать свойства электромагнитных волн;

Уметь объяснять явление распространения э-м. Волн;

Понимать принципы работы радиолокаторов и их применение.

Демонстрация свойств электромагнитных волн;

§54-56, упр.7

23/13

Контрольная работа №3 по теме:

«Механические   и электромагнитные волны»

Контрольная работа №3 по теме:

«Механические   и электромагнитные волны»

Применять полученные знания к решению задач.

ОПТИКА(12 ч)

24/1

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Угол падения. Угол отражения

Знать принцип Гюйгенса и закон отражения света;

Демонстрация закона отражения

§59,60

25/2

Закон преломления света. Полное отражение 

Закон преломления света. Угол падения. Угол преломления. Показатель преломления. Оптическая плотность среды. Полное отражение 

Знать закон преломления света и  понятие полное отражение;

Использовать знания из курса математики и физики при расчете угла и коэффициента преломления

анализировать результаты, полученные при решении задач

Демонстрация закона преломления и полного внутреннего отражения.

§61,62, упр.8

26/3

Л/р №4.

«Измерение показателя преломления стекла»

Л/р №4.

«Измерение показателя преломления стекла»

—измерять углы падения и преломления;

—анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

—представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

Л/р №4.

«Измерение показателя преломления стекла»

27/4

Линзы. Построение изображения в линзе. Формула тонкой собирающей линзы.

Линзы. Оптический центр. Фокус. Фокусное расстояние. Фокальная плоскость. Собирающая и рассеивающая линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения в линзе. Формула тонкой собирающей линзы. Увеличение линзы.

Знать основные характеристики линзы и лучи, используемые для построения изображений;

Уметь применять формулу тонкой собирающей линзы  для решения качественных и расчетных задач

Демонстрация построения изображения в линзе.

§63-65, упр.9

28/5

Дисперсия света.

Дисперсия света. Спектр.

Знать явление «дисперсия света».

Демонстрация работы светофильтров

§66

29/6

Интерференция механических волн. Интерференция света.

Интерференция механических волн. Условия максимумов и минимумов. Когерентные волны Интерференция света. Условие когерентности световых волн. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона.

Знать о явлении интерференции, понятие когерентности, находить максимумы и минимумы амплитуды

Демонстрация интерференции в тонких пленках

§67-69

30/7

Дифракция механических волн. Дифракционная решётка.

Дифракция механических волн. Теория Френеля. Дифракционная решётка. Период решетки.

Знать и уметь объяснять причины дифракции

Демонстрация дифракционной решётки.

§70-72

31/8

Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света.

Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света.

Знать о естественном и поляризованном свете, применение поляризации в технике;

уметь доказывать поперечность световых волн, свойства поляризованного света,

§73,74, упр.10

32/9

Л/р №5.

«Измерение длины световой волны»

Л/р №5.

«Измерение длины световой волны»

  • измерять длину световой волны с помощью дифракционной решетки;
  • анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;
  • представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

Л/р №5.

«Измерение длины световой волны»

33/10

Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ

Тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция. Непрерывные, линейчатые, полосатые спектры. Спектры поглощения. Спектральный анализ

Знать виды излучений, виды спектров, принцип и применение спектрального анализа

§80-83

34/11

Шкала электромагнитных волн

Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных волн

Знать основные характеристики излучений.

§84-86

35/12

Контрольная работа №4 по теме:

«Оптика»

Контрольная работа №4 по теме:

«Оптика»

Применять полученные знания к решению задач.

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (2 ч.)

36/1

Постулаты СТО. Следствия из постулатов СТО

Постулаты теории относительности Относительность одновременности.

Относительность расстояний. Относительность времени. Закон сложения скоростей.

Уметь объяснять противоречие между классическими механикой и электродинамикой, постулаты СТО, относительность одновременности и линейных размеров тела, об увеличении интервалов времени в движущейся СО

§75-78

37/2

Элементы релятивистской динамики

Связь энергии с массой. Релятивистский импульс. Релятивистская энергия частицы. Принцип соответствия

Знать об изменении массы и импульса движущегося тела, понятие массы покоя;

уметь рассчитывать массу и импульс движущегося тела

§79, упр.11

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13 ч.)

38/1

Теория фотоэффекта. Фотоны.

Открытие фотоэффекта. Законы фотоэффекта Ток насыщения. Задерживающее напряжение. Уравнение Эйнштейна. Работа выхода. Красная граница. Фотоны. Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Волна де Бройля.

Знать законы Столетова и уметь объяснять их на основе уравнения Эйнштейна для фотоэффекта

§87-90

39/2

Давление света. Химическое действие света. Фотография.

Давление света. Опыты Лебедева. Химическое действие света. Фотография

Знать явление давления света.

Понимать принцип получения фотографий

§91,92. упр.12

40/3

Строение атома. Опыты Резерфорда

Модель атома по Томсону, опыт Резерфорда, планетарная модель атома, анализ опыта Резерфорда и  выводы из него

Знать о противоречиях между ядерной моделью атома Резерфорда и законом сохранения энергии.

§93

41/4

Квантовые постулаты Бора. Гипотеза де Бройля. Лазеры.

Квантовые постулаты Бора. Гипотеза де Бройля. Лазеры

Знать квантовые постулаты Бора;

уметь рассчитывать частоту излучения и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения

§94-96, упр.13

42/5

Физика атомного ядра. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц

Физика атомного ядра. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц

Знать устройство и принцип действия счетчика Гейгера, камер Вильсона и пузырьковой,

§97

43/6

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.  Радиоактивные превращения.

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.  Радиоактивные превращения. Правило смещения.

Знать историю открытия радиоактивности, суть явления, состав излучения Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада.

§98-100

44/7

Закон радиоактивного распада. Изотопы. Открытие нейтрона.

Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Открытие нейтрона

Знать закон радиоактивного распада, уметь рассчитывать количество радиоактивных ядер в любой промежуток времени. Знать об активности образца

§101-103

45/8

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи.

Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи.

Уметь определять зарядовое и массовое число

Понимать энергию связи нуклонов

§104, 105

46/9

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

Понимать условия и механизм ядерных реакций

§106-108

47/10

Ядерный реактор. Применение ядерной энергии.

Ядерный реактор. Применение ядерной энергии. Критическая масса.

Понимать важнейшие факторы. Определяющие перспективность различных направлений развития энергетики, в том числе термоядерной

§109, 111

48/11

Термоядерные реакции. Биологическое действие  радиоактивных излучений.

Термоядерные реакции. Биологическое действие  радиоактивных излучений. Доза излучения. Рентген. Защита организма.

Понимать важнейшие факторы. Определяющие перспективность различных направлений развития энергетики, в том числе термоядерной

§110, 113, упр.14

49/12

Элементарные частицы.

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

Иметь представление об элементарных частицах и античастицах.

§114, 115

50/13

Контрольная работа №5 по теме:

«Квантовая физика»

Контрольная работа №5 по теме:

«Квантовая физика

Применять полученные знания к решению задач.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (9 ч.)

51/1

Предмет астрономии

Предмет астрономии. Видимые движения небесных тел. Эклиптика. Небесный экватор. Экваториальная система координат. Астрономическая единица, параллакс.

Знать понятия: Эклиптика. Небесный экватор. Склонение. Прямое восхождение. Астрономическая единица, параллакс.

§116

52/2

Законы движения планет

Законы Кеплера. Решение задач.

Знать законы Кеплера.

Уметь решать задачи на применение третьего закона Кеплера.

§117

53/3

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна.

Планеты земной группы, планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы. Видимое движение Луны. Солнечные и лунные затмения. Приливы и отливы.

Знать строение Солнечной системы, причины возникновения приливов и отливов;

Понимать явления смены фаз Луны, затмений.

§118, 119

54/4

Солнце

Солнечная постоянная. Светимость Солнца. Закон Стефана-Больцмана. Строение Солнца. Солнечная активность.

Знать строение Солнца и причины солнечной активности

§120

55/5

Звезды.

Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. Массы и размеры звезд. Источник энергии звезд.

Иметь представление о различных параметрах звезд главной последовательности.

§121

56/6

Строение и эволюция звезд.

Строение звезд. Гиганты и сверхгиганты. Белые карлики. Пульсары и нейтронные звезды. Черные дыры.

Знать этапы и причины эволюции звезд.

Понимать зависимость эволюции звезды от ее массы.

§122, 123

57/7

Наша Галактика. Галактики.

Млечный путь. Планетарные туманности. Эллиптические, спиральные, неправильные галактики. Квазары. Закон Хаббла.

Знать понятие красное смещение;

Иметь представление о видах галактик.

§124, 125

58/8

Строение и эволюция Вселенной.

Теория Фридмана. Радиус и возраст Вселенной. Теория Большого взрыва. Модель «Горячей Вселенной»

Знать основные положения различных космологических теорий.

§126, упр.15

59/9

Итоговый семинар по теме «Астрономия»

60/1

Обобщающее повторение

61/2

Обобщающее повторение

62/3

Обобщающее повторение

63/4

Обобщающее повторение

64/5

Обобщающее повторение

65/6

Обобщающее повторение

66/7

Обобщающее повторение

67/8

Обобщающее повторение

68/9

Обобщающее повторение

  1. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и .двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

  1. Мякишев Г.Е.,  Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс, - М.: Просвещение, 2013 год.
  2. Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11  - М.: Просвещение, 2004.
  3. Рымкеевич А.П. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрова, 2001
  4. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
  5. ЕГЭ 2014. Физика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 370 дополнительных заданий части 3(С)/О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов, С.Б.Бобошина, О.И.Громцева.- М.: Издательство «Экзамен», 2014.-310с.
  6. Гусев Е.Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии.- М.: Просвещение, 2002.
  7. Кирик Л.А., Бондаренко К.П. Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы.-М: Илекса, -2002
  8. Фрадкин В.Е., Лебедева И.Ю.Школьная физика: самое необходимое. – С-Пб.:Авалон, Азбука-классика, 2006.
  9. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 11 класс /сост. Н.И.Зорин. – 2-е изд., перераб. – М.:ВАКО, 2014. – 112с.
  10. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 11 класс.: Сборник заданий и самостоятельных работ.- М.: Илекса, 2006. – 256 с.
  11. Физика. Поурочные разработки. 11 класс (автор Сауров Ю.А.).( М.: Просвещение, 2010. - 256 с. - ISBN 978-5-09-020230-5.)

MULTIMEDIA-поддержка предмета.

  1. Школьный комплект DVD-дисков по физике.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Интернет портал PROШколу.ru
  4. http:/school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Оценочные средства обучения физике в 11 классе.

Тип оценочного средства

Тема

Содержание

Цель проведения

1.

Контрольная работа

«Основы электродинамики»

Подборка задач или тестовые задания по теме

Проверить умение учащихся применять полученные знания при решении задач

2.

Контрольная работа

«Механические и электромагнитные колебания»

Подборка задач или тестовые задания по теме

Проверить умение учащихся применять полученные знания при решении задач

3.

Контрольная работа

«Механические и электромагнитные волны»

Подборка задач или тестовые задания по теме

Проверить умение учащихся применять полученные знания при решении задач

4.

Контрольная работа

«Оптика»

Подборка задач или тестовые задания по теме

Проверить умение учащихся применять полученные знания при решении задач

5.

Контрольная работа

«Квантовая физика»

Подборка задач или тестовые задания по теме

Проверить умение учащихся применять полученные знания при решении задач

6.

Контрольная работа

«Электродинамика»

Подборка задач или тестовые задания по теме

Проверить умение учащихся применять полученные знания при решении задач

7.

Семинар

Итоговый семинар по астрономии

Доклады учащихся по астрономии

Обобщить и систематизировать астрономические знания, полученные в курсе физики.

8.

Лабораторная работа

«Наблюдение действия магнитного поля на ток» 

Лабораторная работа №1 в учебнике, стр. 383

Проверить практические навыки учащихся при постановке эксперимента и умение оформлять результат измерений.

9.

Лабораторная работа

«Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №2 в учебнике, стр. 383

Проверить практические навыки учащихся при постановке эксперимента и умение оформлять результат измерений.

10.

Лабораторная работа

«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Лабораторная работа №3 в учебнике, стр. 384

Проверить практические навыки учащихся при постановке эксперимента и умение оформлять результат измерений.

11.

Лабораторная работа

«Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №4 в учебнике, стр. 386

Проверить практические навыки учащихся при постановке эксперимента и умение оформлять результат измерений.

12.

Лабораторная работа

«Измерение длины световой волны»

Лабораторная работа №6 в учебнике, стр. 390

Проверить практические навыки учащихся при постановке эксперимента и умение оформлять результат измерений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочая программа по физике 11класс

В программе есть пояснительная записка.Цели и задачи курса.учебно- тематическое планированирование.Требование к уровню знаний....

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике 7-9,10-11классы

Рабочие программа по физике для 7-9 классы составлена на основе «Примерной    программы основного общего образования по физике. 7-9 классы»  под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабар...

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

рабочая программа по физике 11класс

Автор учебника Г.Я.мякишев, Б.Б.Буховцев, 2 часа в неделю...