технологическая карта урока физики
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Желнина Татьяна Александровна

по теме: "Давление газа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhelnina_urok_po_fizike.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

в 7 классе на тему «Давление газа»

Дата проведения урока: 15 декабря 2011 года

Количество часов по теме: третья глава «Давление твердых тел, жидкостей и газов» на которую отводится 25 часов.

Место урока в данной теме: тема урока «Давление газа» третий урок по этой теме.

Тип урока: изучение нового материала

Формы обучения: Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.

Практический – решение задач и лабораторные опыты, исследовательский, проблемное изложение

Методы обучения: словесный, демонстрационный

Цель урока: В ходе изучения данной темы учащиеся будут знать что давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызываются ударами молекул газа. Давление газа зависит: от числа молекул, от их размера, от температуры и степени сжатия газа

Задачи урока:

-Привлечь учащихся к активной деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин. Используя физические опыты, побудить учащихся, самим выяснить причины давления газа и его зависимость от других физических величин.

 -Создать условия для выяснения физической природы давления газа, причины его возникновения. Создать условия для определения зависимости давления газа от других физических величин.

Образовательная . Побудить учащихся на уроке к активной деятельности, по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин.

Воспитательная  Формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знаний.

Развивающая. Развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы, проводить мыслительный эксперимент.

Этапы урока

(целеполагание)    

Задачи урока

для учителя

Задачи для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Записи на доске (в тетрадях)

Прогнозируемый

результат

В

р

е

м

я

Организационный

Подготовить психологически учащихся к обучению

Подготовиться психологически к обучению

Обеспечивает благоприятный настрой

Настраиваются на работу

Психологическая готовность учащихся к работе

1

м

и

н

Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала

Правильно ответить на заданные вопросы

Задает вопросы.

1. Приведите примеры использования больших площадей опоры для уменьшения давления.

2. Зачем у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?

3. Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

Отвечают на вопросы.

1.Для уменьшения давления используют опоры мостов, фундаменты зданий.

2.Широкие колеса делают для того чтобы, с помощью увеличения площади, уменьшить давление на мягкий грунт.

3.Потому что при уменьшении площади, увеличивается давление.

Правильно выполненное

Домашнее задание

5

м

и

н

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Самостоятельно сформулировать цель урока

Вступление: Ребята!

В руках у меня надутый воздушный шарик вопрос?

Что же будет объектом нашего изучения?

 А чем наполнен шарик?

Чем еще кроме воздуха можно заполнить воздушный шар?

Делаем вывод, что речь пойдет не только о воздухе, но и о газах вообще.

Предлагаю вам  попробовать сжать шарик.

Что вам мешает при сжатии?

Что действует на оболочку шарика?

Что  по вашему мнению мы будем изучать?

После вариантов ответов обобщаем: Газ давит на оболочку т. е. создает давление. Изучение давления газа и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке, мы будем выяснять причины и факторы вызывающие давление, объясняющую давление газа. Это важная тема, задание по этой теме встречаются на ГИА. Открываем тетради записываем число, тему урока

Ответ ученика (воздушный шарик)

Ответ ученика (воздухом)

Ответ ученика (гелием, водородом)

Ребята пробуют сжать приготовленные воздушные шары и отвечают на вопросы.

При сжатии нам мешает воздух находящийся в шарике.

На оболочку шарика действуют молекулы воздуха.

Сегодня на уроке мы будем изучать давления  воздуха, и других газов.

Целью нашего урока будет изучение давления газа.

Число 15.12.11г.

Тема: Давление газа.

Приложение. Слайд№1

Самостоятельно формулируют цель урока.

3

м

и

н

Актуализация

Создать ситуацию «успеха» путем проверки усвоения учебного материала прошлых уроков.

Проверить опорные знания

Задает вопросы

1.Вспомним, из чего состоит вещество?

2.Какие три состояния вещества вы знаете?

3.Объектом нашего изучения является газ. Вспомните, что отличает газ, от других состояний, как ведут себя молекулы газа?

Отвечают на вопросы

Вещество состоит из мельчайших частиц, молекул.

Твердое, жидкое и газообразное.

Газ не имеет формы и объема. Молекулы в газе расположены далеко друг от друга.

Правильные ответы на вопросы. Обобщение. Приложение.

Слайд №2

Быстрая проверка опорных знаний

4

м

и

н

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Самостоятельно сформулировать причины возникновения давления газа

Задает вопрос

Есть ли отличие в оказании давления?

 Что необычного?

Но ведь в газе тоже молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору ? (проблемная ситуация).

ЭКСПЕРИМЕНТ    Перед классом три ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.

Ответы учеников. Отличие есть – в случае давления жидких и твердых тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.

Причиной же давления газа является действие всех молекул на стенки сосуда, оно и создает давление газа.

Приложение

Слайд№3

Устанавливают различие давления производимыми твердыми телами, жидкостями и газами.

3

м

и

н

Изучение нового материала

Создать условия (способствовать деятельности учащихся) для самостоятельного  выяснения причины возникновения давления газа и от каких физических величин оно зависит.

Самостоятельно выяснить от чего зависит давление газа.

 ЭКСПЕРЕМЕНТ. Под колокол воздушного насоса помещаем завязанный воздушный шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачивают воздух из под колокола. Оболочка шарика постепенно раздувается и принимает форму шара. Почему? Что происходит?

Итак можно сделать вывод, почему возникает давление газа?

Теперь я предлагаю, на практике установить от чего зависит давление газа? В тетради записываем давление газа зависит?

Сравним удары по «стенке» маленькими шариками и большими.

ЭКСПЕРЕМЕНТ.

Насосом накачиваем шарик. Или просто надуваем что происходит?

Чем больше количество молекул, тем выше давление.

ЭКСПЕРЕМЕНТ.

На горлышко бутылки надеты воздушные шарики. Одну бутылку поливаем горячей водой, а другую холодной. Что происходит?

ЭКСПЕРИМЕНТ. Берем шприц без иголки. Прикроем отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружите увеличение давления. Ответьте на вопрос: В чем причина увеличения давления? Ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?(создание проблемной ситуации)

В каждую точку теперь попадает больше молекул, и получается, что они теперь чаще ударяются. Видим одно, что изменение объема, приводит к тому что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов.

Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

Ответы учеников. Из под колокола откачиваем воздух, значит, число молекул под колоколом становится меньше. В шарике же число молекул остается прежним, их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки. Воздух  в шарике будет стремиться занять весь предоставленный объем. Так как под колоколом создается разряжение.

Ответ учеников. Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул.

Записывают в тетради

При ударах большими шариками давление больше.

При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше.

На бутылке , которую поливают горячей водой шарик начинает надуваться. Так как воздух в бутылке нагревается, молекулы начинают быстрее двигаться расстояние между молекулами увеличивается. Давление становится больше

Ответ: Уменьшается объем.

Чем больше сжатие,  тем выше давление и наоборот

Приложение Слайд№4 Записывают определение.

Давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа.

От чего зависит давление газа?

Чем больше масса, тем выше давление. Приложение .Слайд№5

Чем больше количество молекул, тем выше давление. Приложение .Слайд№6

Чем выше температура, тем выше давление (вспомним, что при повышении температуры увеличивается скорость движения молекул) Приложение .Слайд№7

Чем больше сжатие,  тем выше давление и наоборот. Приложение Слайд№8

Самостоятельно выводят определение. Устанавливают зависимость от других физических величин.

15

м

и

н

Контроль и самопроверка (подведение итогов, рефлексия)

Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса

Усвоить материал урока

Закрепление материала с использованием программы VOTUM

Вопрос1. от чего зависит давление газа?

1)  от числа молекул  

2)  от температуры газа  

3)  от объема

4)От всех названных величин

Вопрос2. при уменьшении объема сосуда,  в котором находится газ давление

1)  уменьшится  

2)  не изменится  

3)  увеличится  

Вопрос3. Как изменится расстояние между молекулами газа при уменьшении объема сосуда, в котором находится газ?

1)  увеличится  

2)  не изменится  

3)  уменьшится  

4)  правильного ответа нет

Вопрос4. При уменьшении температуры  газа расстояние между молекулами?

 1)  Увеличится

2)  Уменьшится

3)  Не изменится

Отвечают на вопросы с помощью пультов голосования.

Тест в системе VOTUM

Качественно усвоенный материал урока

6

м

и

н

Закрепление

Провести анализ теста.

Правильно ответить на вопросы.

Задает дополнительные вопросы

Отвечают на вопросы

Приложение Слайд№9

Качественно усвоенный материал урока

6

м

и

н

Подача домашнего задания (необходимая информация по домашней работе)

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Понять содержание домашнего задания и правильно его записать.

Задает и поясняет домашнее задание

Понимают и записывают домашнее задание, задают вопросы.

Приложение Слайд№10

§35 вопросы на стр. 85 Л-464,470 Найти в сети интернет « Природные явления иллюстрирующие давления газа».

Правильно выбранная сложность.

2

м

и

н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"

Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»

Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...

Технологическая карта урока физики в 11 классе

Технологическая карта урок изучения нового материала по теме «Постулаты Н.Бора», разработан в   соответствии базовой программой  по физике для учителей, работающих по учебнику  Г. Я. Мя...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества»   ...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...