Методическая разработка урока "Физика за чайным столом"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Урок обобщения, систематизации и углубления знаний по теме "Тепловые явления" для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Смольковская средняя школа»
Урок обобщения и систематизации знаний
«Физика за чайным столом»
(для 8 класса)
Разработала: учитель физики
Балашова Ольга Николаевна
с. Смольки
Урок обобщения и систематизации знаний
«Физика за чайным столом»
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Тепловые явления».
Задачи:
- развитие умения видеть физические явления в окружающем мире;
- развитие мышления, внимания, логических и речевых способностей обучающихся.
Форма проведения урока: беседа-обсуждение.
Оборудование: необходимая посуда и продукты для чаепития (чайник, чашки с блюдцами, чайные ложки, нож; кипяток, чай, сухари, хлеб свежий, варенье и т. д.).
Подготовка:
Парты устанавливаем, образуя круг. Расставляем посуду и сладости. На доске красочная надпись: «Физика за чайным столом». На перемене дежурные помогают вскипятить воду, заварить чай, а во время урока – наполнить чашки чаем.
Ход урока
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно, а за чашкой чая, поэтому прошу всех к столу.
Интересные факты. Согласно китайской легенде чай был открыт в 2737 году до н. э. китайским императором Шен Нунгом, которому случайно в чашку с горячей водой упал лист чайного дерева. Император попробовал и был поражен вкусом. Однако это миф, в истории такого императора не существовало. Тем не менее, уже в IX веке китайцы вовсю чаевничали. В Европу чай привезли португальцы в XVI веке. В России чай появился столетие спустя – в 1638 году монгольский Алтын-хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу 4 пуда чайного листа. Новый напиток понравился царю и придворным. Постепенно и простые люди вошли во вкус. В 1679 году с Китаем заключили договор о постоянных поставках чая в Россию, и чай стал продаваться повсеместно.
Итак, начнем. Ежедневно мы с вами наблюдаем множество физических явлений и даже не задумываемся об этом. Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся увидеть, как можно больше различных явлений и объясним их. За каждый правильный ответ, дополнение или интересный факт из истории чайной церемонии будет вручаться жетон в виде сушки. В конце урока подведем итоги и определим, кто стал победителем.
Наливайте себе чай.
1)А знаете, когда я кипятила самовар, то услышала, что он «поет». Как вы думаете, почему это происходит?
(особенности процесса кипения, связанные с образованием пузырьков воздуха и их поднятием на поверхность воды)
2)Посмотрите, постепенно чай приобретает удивительный золотистый цвет. Какое явление лежит в основе этого процесса? (диффузия)
3)А от чего зависит скорость протекания диффузии в жидкости? (от температуры жидкости)
Интересные факты. А знаете ли вы, что чай бывает разного цвета: зелёный чай, белый, жёлтый, красный, чёрный чай и бирюзовый. Но от чего же зависит цвет чая?
Цвет чая - свойство, которое зависит от особенности процесса ферментации. Вы знаете, что это такое? Я не знаю, так давайте разберёмся вместе.
Итак, процесс ферментации чая - это прожарка скрученных листочков чая и окисление их воздухом. Смятые листочки чая истекают соком, при этом в результате окисления происходит брожение, которое останавливают с помощью прожарки. Между началом брожения и его прекращением от прожарки проходит вполне определённый интервал времени. Этот интервал и определяет степень ферментации чая.
По степени ферментации чай можно разделить на три группы.
- Слабоферментированные чаи. К этой группе относятся зелёный чай (минимальная ферментация), белый и жёлтый чай. По действию на человеческий организм можно сказать, что слабоферментированные чаи успокаивают, расслабляют и охлаждают.
- Полностью ферментированные чаи. К этой группе относятся индийские, цейлонские, красные чаи (по китайской классификации; мы привыкли называть их чёрными). Чаи этой группы тонизируют, возбуждают, согревают.
- Постферментированные чаи. Эти чаи как дорогое вино - с годами только лучше и полезнее. Постферментированные чаи выдерживаются годами. Именно эта группа в Китае классифицируется как чёрные чаи. Наиболее известны из них - пуэры. Со временем они становятся лучше и полезнее. Такой чай снижает сахар в крови, чай воздействует на организм как антиоксидант и адсорбент. Очень полезны при гастритах, язвах желудка и двенадцатипёрстной кишки.
Юля, угощай всех сухариками. А может быть кто-нибудь хочет свежего хлеба с вареньем?
Сережа, порежь, пожалуйста, хлеб.
4)Почему острым ножом легче резать, чем тупым?
(увеличение давления за счет уменьшения площади)
5)Ребята, а вы обратили внимание, что свежий хлеб тяжелее, чем сухой. Почему? (увеличение плотности из-за присутствия влаги)
6)Хорошо варенье! Скажите, а какой мешалкой лучше пользоваться при варке варенья, чтобы не обжечь руки?
(деревянной лучше, чем металлической, разница в теплопроводности, дерево – плохой проводник тепла из-за наличия пор)
7)Ой, а у меня чай уже остыл. А у вас? Почему чай в чашке остывает быстрее, чем в стакане?
(известно, что чем больше площадь свободной поверхности жидкости, тем больше скорость испарения, а при испарении поверхность жидкости покидают в первую очередь молекулы с большей энергией, и верхний слой жидкости в пиале остывает быстрее)
Интересные факты. А знаете ли вы, что наши чашки очень похожи на специальную чайную посуду, которой пользуются на Востоке и в Азии. Эту посуду называют пиалы. Пиала имеет большое зеркало поверхности, т.е. форма пиалы такова, что верхний слой налитой в нее жидкости благодаря большой площади свободной поверхности жидкости остывает быстрее, чем слои у дна, и его можно пить, не обжигаясь.
8)Как было сказано выше, кроме чашек сейчас для чаепития широко используют стаканы. Но при наливании в них горячей воды, они часто трескаются. Почему?
(наливая воду в стакан, он начинает расширяться; внутренняя и внешняя часть стакана расширяются не одинаково, и поэтому стакан лопается)
9)А какой стакан лопнет быстрее – тонкий или толстый?
(толстый)
10)Что же нужно сделать, чтобы наливая кипяток в стакан, он не лопнул?
(положить в него металлическую ложечку; металлическая ложка (особенно серебряная), будучи прекрасным проводником тепла, поглощает значительное количество теплоты, которое должно быть сообщено стеклу стакана, поэтому стакан с положенной в него ложечкой нагревается не так быстро и не так сильно)
11)Ребята, посмотрите, какой у нас красивый самовар – блестящий. Как вы думаете, это случайно или нет?
(излучение с блестящей поверхности идет хуже, вода дольше не остывает)
Именно по этой причине и сейчас чайники делают блестящими. Вода в них быстрее закипает и медленнее остывает.
12)Смотрите, а ручки у самовара сделаны не из металла, а из дерева. Почему?
(дерево - плохой проводник тепла, а металл - хороший. Если бы ручки у самовара были металлическими, они бы, когда вода в самоваре закипает, нагревались так, что до них невозможно было бы дотронуться рукой)
13)Скажите, пожалуйста, почему вода в чайнике, которым пользуются длительное время, закипает медленнее, чем в новом?
(это связано с тем, что на дне и стенках чайника со временем образуется накипь, которая и тормозит процесс нагревания воды)
14)Может быть, кто-нибудь знает, что такое накипь и как она образуется?
(причиной появления накипи в чайнике является слишком жесткая вода и содержащийся в ее составе карбонат кальция, который всегда присутствует в водопроводной воде в виде раствора. В процессе кипячения воды карбонат кальция выпадает в осадок, которые распределяется по дну и стенкам чайника, а также задерживается на его нагревательном элементе)
15) Что заставляет чай вливаться в наш рот, когда мы пьем из полного стакана или чашки?
(прикоснувшись губами к чаю и вытянув глубоким дыханием воздух из полости рта, вы достигнете того, что жидкость под влиянием наружного атмосферного давления начнет переливаться туда, где давление меньше, то есть в полость рта)
Ну вот, наше чаепитие, а точнее урок, подошло к концу. А теперь послушайте домашнее задание: подумайте, какие физические явления были не замечены нами во время чаепития и объясните их.
А теперь подведем итоги.
Интересные факты.
Правила заваривания чая
Воду для чая надо снимать с огня в тот момент, когда она закипит “белым ключом”, то и совершенно побелеет от массы бегущих со дна пузырьков, но ещё не успеет забурлить. В передержанном на огне кипятке разрушается чайный букет.
Вкус чая зависит от температуры, при которой он заварен. Чем выше температура в момент заварки, тем чай вкуснее, его букет более полный, поэтому перед заваркой чайник Один-два раза в час ополаскивают кипятком. Однако перегревать его не надо – от этого чай горчит.
Лучше использовать чайник из фарфора, а не из металла. Фарфоровый чайник обладает меньшей теплопроводностью, поэтому остывает медленней и лучше сохраняет тепло.
Черного чая следует брать полную (с верхом) чайную ложку, т.е. два-три грамма на два стакана кипятка. Всыпав чай, в чайник наливают кипяток, закрывают крышкой и укутывают грелкой, чтобы она закрывала отверстие на носике и крышке. Это нужно в основном не для тепла (чай преть не должен), а для уменьшения утечки с паром ароматических веществ. Наполнять чайник можно сразу доверху.
Настаивать чай нужно четыре-пять минут. Все ароматические вещества и экстракты переходят за это время в настой. Долго настаивать чай не следует - в него попадают и вредные вещества(алкалоид гуанин), ухудшается вкус, теряется аромат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физика за чайным столом
Проект представлен в виде викторины т.е. в виде игры в вопросы и ответы. Его можно использовать в любой школе, как для пропедевтики предмета физики, привития интереса к предмету, развития наблюдательн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/14/picture-67368.jpg)
Конспект интегрированного с воспитателем занятия для обучающихся 5 класса по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»
Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразным...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602266-1425231182.jpg)
Методическая разработка по теме "Сервировка стола. Этикет"
В методической разработке по теме "Сервировка стола. Этикет" даются рекомендации по проведению занятий. Представлена историческая справка по данной теме, рассказывается об общих правилах сервировки ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-424437-1395650516.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Круглый стол "Как стать успешным".
Данное мероприятие имеет важное место в учебно-воспитательном процессе.Мероприятие входит в целый комплекс занятий по профориентации и самоопределению....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/04/picture-79676-1551697408.jpg)
Методическая разработка открытого занятия «Чайный сервиз пластовым способом»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТУЛУНА"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "КРИСТАЛЛ" Методи...
Методическая разработка занятия "Поведение за столом"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....