Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Стенина Ирина Викторовна

по учебнику Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma8fizika.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Рассмотрено:                         Согласовано:

на заседании МО                  Зам. директора по УВР

Протокол № __                      _______Е.А. Сергачева                

от «___» ______ 20__г.         от «__»_______20___г.

Председатель МО

Утверждаю:

Директор МБУ СОШ № 85

____________Н.Н.Гриценко

Приказ № ______________

 от  «___» _______ 20___ г.

        ______________________

                                                                       

Рабочая программа

по физике

для 8 класса

на 2014-2015 гг.

Количество часов:

Общее:68

В неделю:2

 

 

 

Учитель: Стенина И.В.

                       первая квалификационная категория

                                                                                 

Тольятти,

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ  УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4.МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ)

5.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

6.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ  8  КЛАСС

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Физика. 8 класс» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта «Основное общее образование. Физика» (стандарт по физике), примерной программы основного общего образования по физике Временного научного коллектива «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ, опубликованной в 2007 г. в «Сборнике нормативных документов. Физика. / Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев».  При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник А.В. Перышкина для общеобразовательных учреждений «Физика. 8 класс».

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих основных целей:

  • освоение знаний  о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Планируемые результаты:

Обучающимся необходимо:

знать:

-понятия: температура, внутренняя энергия, количество теплоты, теплопередача, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, испарение, конденсация, кипение;

-закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса, закон сохранения импульса;

-формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатного состояния вещества;

-применение теплообмена в природе и технике, изобретение двигателя и его использование;

-понятия: электризация, электрический заряд, электрический ток, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, конденсатор, проводники, диэлектрики, электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление, магнитное поле, силовые линии магнитного поля; знать принцип действия электромагнита и телеграфной связи, электродвигателя и электрогенератора; знать принцип передачи электрической энергии на расстоянии, знать действия магнитного поля на движущийся заряд, на проводник с током, на рамку с током;

-законы последовательного и параллельного соединения, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

-формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, силы тока и напряжения;

-практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах (электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах);

-знать состав атома и атомного ядра;

 -знать понятия свет, прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, линза, фокусное расстояние и оптическая сила линзы;

-знать закон прямолинейного распространения света, отражения света и преломления света;

уметь:

-применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности, плавления тела, испарения жидкостей, охлаждении жидкости при испарении;

-пользоваться термометром и калориметром;

-читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании;

-определять КПД тепловых двигателей, определять влажность воздуха;

- решать задачи на расчет количества теплоты, на применение уравнения теплового баланса; на расчет КПД тепловых двигателей.

- применять положения электронной теории для объяснения электрических явлений;

- чертить схемы простейших электрических цепей, собирать электрические цепи по схеме;

- измерять силу тока и электрическое напряжение с помощью амперметра и вольтметра, уметь пользоваться реостатом;

- решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, длина проводника и площади его поперечного сечения, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, стоимости израсходованной электроэнергии;

- описывать взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов.

-уметь получать изображение предмета с помощью линзы, строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе;

-уметь решать расчётные и качественные задачи на законы отражения  и преломления света;

-уметь выражать результаты измерений и вычислений в единицах Международной системы;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, её обработку и представление в разных формах.

Система оценки планируемых результатов

Для  оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля:  самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Место предмета в базисном учебном  плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 8 классе – 68 часов в год, из расчета 34 учебные недели, 2 учебных часа в неделю.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 часов  для реализации авторских подходов учителя при составлении календарно-тематического планирования с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов и технологий обучения и учета имеющихся реальных возможностей школьного кабинета физики.

2.СОДЕРЖАНИЕ

Тепловые явления (25 ч)

Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Гигрометр. Психрометр.

Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.  КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Удельная теплота сгорания. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

1. Модель хаотического движения молекул. 2. Принцип действия термометра. 3. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче. 4. Теплопроводность различных материалов. 5.Конвекция в жидкостях и газах. 6. Теплопередача путем излучения. 7. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. 8. Явление испарения. 9. Кипение воды. 10. Постоянство температуры кипения жидкости.11. Явления плавления и кристаллизации. 12. Измерение влажности воздуха психрометром и гигрометром. 13. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. 14. Устройство паровой турбины.

Лабораторные опыты

1. Измерение температуры. 2. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. 3. Измерение влажности воздуха.

Лабораторные работы

1. Изучение явления теплообмена.

2. Измерение удельной теплоемкости вещества.

Электрические и магнитные явления (30 ч)

Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, диэлектрики и полупроводники.  

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Строение атома.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Электрическая цепь. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Резисторы. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Использование теплового действия тока в технике.

Магнитные явления. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.  Электродвигатель.

Демонстрации

1. Электризация тел. 2. Два рода электрических зарядов. 3. Устройство и действие электроскопа. 4. Проводники и изоляторы. 5. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. 6. Делимость электрического заряда. 7. Устройство и принцип действия конденсатора. 8. Энергия заряженного конденсатора. 9. Источники постоянного тока. 10. Составление электрической цепи. 11. Тепловое действие электрического тока. 12. Электрический ток в электролитах. 13 Электрический ток в полупроводниках. 14. Электрический разряд в газах. 15. Устройство и принцип действия амперметра. Измерение силы тока амперметром. 16. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. 17. Устройство и принцип действия вольтметра. Измерение напряжения вольтметром. 18. Построение графика зависимости силы тока от напряжения на участке электрической цепи,. 19. Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. 20. Реостат. 21. Опыт Эрстеда. 22. Магнитное поле тока прямого проводника с током и катушки с током. 23. Действие магнитного поля на проводник с током. 24. Устройство и принцип действия электродвигателя.

Лабораторные опыты

1. Наблюдение электрического взаимодействия тел. 2. Измерение силы тока и напряжения при последовательном соединении проводников. 3. Измерение силы тока и напряжения при параллельном соединении проводников. 4. Изучение принципа действия электромагнитного реле. 5. Наблюдение взаимодействия постоянных магнитов.

Лабораторные работы

3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5. Регулирование силы тока реостатом.

6. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

7. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

8. Сборка электромагнита и исследование зависимости направления магнитного поля от направления и величины тока.

9. Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления. Элементы геометрической оптики (12 ч)

Закон прямолинейного распространения света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Явление преломления света. Закон преломления света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения в линзе. Формула линзы.

Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Очки. Фотоаппарат.

Демонстрации

1. Источники света. 2. Прямолинейное распространение света. 3. Закон отражения света.                   4. Изображение в плоском зеркале. 5. Преломление света. 6. Ход лучей в собирающей линзе. 7. Ход лучей в рассеивающей линзе. 8. Получение изображений с помощью линз. 9. Модель глаза.              10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Лабораторные опыты

1. Изучение явления распространения света. 2. Исследование зависимости угла отражения от угла падения. 3. Изучение свойства изображения в плоском зеркале. 4. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. 5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Лабораторные работы

10. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Резерв свободного учебного времени (1 ч)

Часы резервного времени отведены на изучение следующих тем:

1 час - Повторение

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п.п

Название раздела

Количество часов

1

Тепловые явления

25

2

Электрические и магнитные явления

30

3

Световые явления. Элементы геометрической оптики

12

4

Повторение

1

Итого

68

4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Перышкин А. В., «Физика 8», Москва, Дрофа, 2012г.

2. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Е.В. Шаронина «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина физика 8 класс». Москва, Дрофа, 2007г.

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.

4.Техническое обеспечение учебного процесса:

        4.1 компьютер – 1шт.

        4.2 принтер – 1 шт.

Список литературы для учителя

1.Сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике . / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.

2.Перышкин А. В., «Физика 8», Москва, Дрофа, 2012г.

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.

4. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Е.В. Шаронина «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина физика 8 класс». Москва, Дрофа, 2007г.

5.Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика. 8 класс». Москва, Дрофа, 2006г.

6.Алмаева Л.В. «Тесты. Физика. 8 класс». Саратов, Лицей, 2006г.

7. «Решение задач по физике. Справочник школьника», сост. Власова И.Г. Москва, Ключ-С, 2005г.

8.Пайкес В.Г., Ерюткин Е.С., Ерюткина С.Г. «Дидактические материалы по физике». Москва, Аркти, 2006г.

9. «Физика. Контрольные работы 7-8 классы». Сост. В.А.Шевцов. Волгоград , «Учитель», 2006г.

10.Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлеченных». Ростов – на – Дону, «Феникс», 2005г.

11.Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 класс. Сост. Ю.В.Щербакова. Москва, Глобус, 2008г.

Список литературы для учащегося

1.Перышкин А. В., «Физика 8», Москва, Дрофа, 2012г.

2.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...