Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Стенина Ирина Викторовна

по учебнику Перышкина, Гутник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma9fizika.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Рассмотрено:                         Согласовано:

на заседании МО                  Зам. директора по УВР

Протокол № __                      _______Е.А. Сергачева                  

от «___» ______ 20__г.         от «__»_______20___г.

Председатель МО

Утверждаю:

Директор МБУ СОШ № 85

____________Н.Н.Гриценко

Приказ № ______________

 от  «___» _______ 20___ г.

        ______________________

                                                                       

Рабочая программа

по физике

для 9 класса

на 2014-2015 гг.

Количество часов:

Общее:68

В неделю:2

 

Учитель: Стенина И.В.

                       первая квалификационная категория

                                                                                 

Тольятти,

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ  УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4.МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ)

5.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

6.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ  9  КЛАСС

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Физика. 9 класс» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта «Основное общее образование. Физика» (стандарт по физике), примерной программы основного общего образования по физике Временного научного коллектива «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ, опубликованной в 2007 г. в «Сборнике нормативных документов. Физика. / Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев».  При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник А.В. Перышкина, Е.М. Гутник для общеобразовательных учреждений «Физика. 9 класс»

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих основных целей:

  • освоение знаний  о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Планируемые результаты:

знать:

-смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, невесомость, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, спектр;

-смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, период, частота, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, длина волны, звук, резонанс, , магнитный поток, самоиндукция, конденсатор, колебательный контур, электромагнитные колебания и электромагнитные волны, свет,  дисперсия, фокусное расстояние линзы;

-смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии,  прямолинейного распространения света, отражения света, преломления света;

-понятия: радиоактивность, зарядовое и массовое число, ядерные силы, энергия связи, период полураспада;

-планетарную модель атома, строение атомного ядра;

закон радиоактивного распада;

-экологические проблемы работы атомных электростанций и влияние радиоактивных излучений на живые организмы;

уметь:

-описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

-понимать и объяснять относительность движения, свободное падение тел, движение искусственных спутников, принцип реактивного движения;

-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, ускорения, силы, периода колебаний;

-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебания груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,  угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

-выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

-приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

-решать задачи на применение изученных физических законов;

-объяснять принцип работы электродвигателя, трансформатора, конденсатора, колебательного контура, детектора и модулятора, принцип осуществления радиосвязи, понятие и применение спектрального анализа, свойства и распространение электромагнитных волн;

-составлять уравнения ядерных реакций, уравнения радиоактивного распада, решать задачи на применение закона радиоактивного распада;

- описывать по фотографиям треки заряженных частиц;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), его обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

Система оценки планируемых результатов

Для  оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля:  самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Место предмета в базисном учебном  плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 9 классе – 68 часов в год, из расчета 34 учебные недели, 2 учебных часа в неделю.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 7 часов  для реализации авторских подходов учителя при составлении календарно-тематического планирования с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов и технологий обучения и учета имеющихся реальных возможностей школьного кабинета физики.

2.СОДЕРЖАНИЕ:

Физика и физические методы изучения природы ( 1 ч)

Физические законы. Физический эксперимент и физическая теория. Моделирование физических явлений и объектов. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Роль физики в формировании научной картины мира.

Механические явления (16 ч)

Система отсчета. Перемещение.

Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при  прямолинейном равноускоренном движении. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Невесомость.

Закон всемирного тяготения.

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Искусственные спутники Земли. Период и частота обращения.  

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель.

Закон сохранения механической энергии.  

Механические колебания. Свободные колебания нитяного и пружинного маятников. Амплитуда колебаний. Период и частота колебаний. Затухающие и вынужденные колебания. Колебания в природе и технике. Резонанс.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Звук. Ультразвук и инфразвук. Высота звука. Тоны и обертоны. Тембр звука. Громкость звука. Скорость звуковых волн. Звуковой резонанс.

Демонстрации

1. Равноускоренное движение. 2. Относительность движения. 3. Второй закон Ньютона.               4. Третий закон Ньютона. 5. Свободное падение тел в трубке Ньютона. 6. Направление скорости при равномерном движении по окружности. 7. Закон сохранения импульса. 8. Реактивное движение.             9. Механические колебания. 10. Механические волны. 11. Звуковые колебания. 12. Условия распространения звука.

Лабораторные опыты

1. Изучение зависимости пути от времени при равноускоренном движении.

Лабораторные работы

1. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

2.  Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

3. Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

4. Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Электромагнитные колебания и волны (17 ч)

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.  Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Колебательный контур. Электромагнитные колебания.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Детектирование и модуляция.

Элементы волновой оптики

Свет - электромагнитная волна. Интерференция света. Закон преломления света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Демонстрации

1. Электромагнитная индукция. 2. Правило Ленца. 3. Самоиндукция. 4. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. 5. Устройство генератора постоянного тока. 6. Устройство генератора переменного тока. 7. Устройство трансформатора. 8. Передача электрической энергии. 9. Устройство и принцип действия конденсатора. 10. Энергия заряженного конденсатора. 11. Электромагнитные колебания. 12. Свойства электромагнитных волн. 13. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. 14. Принципы радиосвязи. 15. Дисперсия белого света. 16. Получение белого света при сложении света разных цветов.

         Лабораторные опыты

1. Изучение принципа действия трансформатора. 2. Наблюдение явления дисперсии света.

Лабораторные работы

4.Изучение явления электромагнитной индукции.

Квантовые явления (23 ч)

Оптические спектры. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома.

Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения атомных ядер. Методы регистрации ядерных излучений. Открытие протона. Открытие нейтрона.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

Ядерные реакции.  Деление ядер урана. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации

1. Модель опыта Резерфорда. 2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. 3. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные опыты

1. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

3. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром

Лабораторные работы

5. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

Резерв свободного учебного времени (11 ч)

Часы резервного времени отведены на изучение следующих тем:

4 часов - Механические явления

6 часов - Электромагнитные колебания и волны

1 час - Повторение

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п.п

Название раздела

Количество часов

1

Физика и физические методы изучения природы

1

2

Механические явления

20

3

Электромагнитные колебания и волны

23

4

Квантовые явления

23

5

Повторение

1

Итого

68

4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика 9», Москва, Дрофа, 2012г.

2. Гутник Е.М., Шаронина Е.В., Э.Н.Доронина «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина и Гутник Е.М.  физика 9 класс». Москва, Дрофа, 2007г.

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.

4.Техническое обеспечение учебного процесса:

        4.1 компьютер – 1шт.

        4.2 принтер – 1 шт.

Список литературы для учителя

1.Сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике . / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.

2.Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика 9», Москва, Дрофа, 2012г.

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.

4.Гутник Е.М., Шаронина Е.В., Э.Н.Доронина «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина и Гутник Е.М.  физика 9 класс». Москва, Дрофа, 2007г.

5.Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика. 9 класс». Москва, Дрофа, 2006г.

6.Шевцов В.А. «Дидактический материал. Разрезные карточки. Физика. 9 класс». Волгоград, «Учитель», 2007г.

7. Алмаева Л.В. «Тесты. Физика. 9 класс». Саратов, Лицей, 2006г.

8.Кирик А.А. «Физика 9. Самостоятельные и контрольные работы». Москва, Илекса, 2006г.

9.Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлеченных». Ростов – на – Дону, «Феникс», 2005г.

10.Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 класс. Сост. Ю.В.Щербакова. Москва, Глобус, 2008г.

11.«Решение задач по физике. Справочник школьника», сост. Власова И.Г. Москва, Ключ-С, 2005г.

Список литературы для учащегося

1.Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика 9», Москва, Дрофа, 2012г.

2.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Москва, Просвещение, 2010-2014гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...