Конспект урока по физике на тему "Архимедова сила" (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

1. Алёнкина Ольга Васильевна

В конспекте урока «Архимедова сила» расписаны все этапы урока. Урок «Архимедова сила» опирается на материал, изученный на предыдущем уроке. Изучение нового материала на уроке опирается на эксперимент. В ходе урока используется групповая работа над мини-проектами по исследованию зависимости силы Архимеда от 6 величин: объёма тела, погружаемого в жидкость;

объёма жидкости, в которую погружают тело;

глубины погружения тела в жидкость;

от рода жидкости, в которую погружают тело;

формы погружаемого тела;

плотности вещества, из которого изготовлено тело.

Закрепление проводится при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arkhimedova_sila.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Троицкая СОШ  им. Г.К. Жукова»

Целинного района

Республики Калмыкия

Конспект урока физики

 «Архимедова сила» 

 7 класс

Перышкин А.В.

учитель физики и информатики

Алёнкина Ольга Васильевна

с. Троицкое - 2015

ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить закон Архимеда.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
  • Установить от каких факторов зависит, и от каких не зависит выталкивающая сила.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникабельность (умение слушать учителя и товарищей);
  • Воспитывать умение отстаивать свое мнение в тактичной форме. Развивающие:
  • Развивать умение анализировать увиденное;
  • Научить делать правильные выводы из результатов проделанного опыта;
  • Развивать интерес к физике.

НА ДОСКЕ: записана дата и тема урока; начерчена таблица.

ОБОРУДОВАНИЕ: ведерко Архимеда, штатив, мензурка, сосуд с водой (для демонстрации); сосуды с пресной и соленой водой, маслом, динамометры, тела разные по объему, но изготовленные из одного вещества; тела разные по форме, но изготовленные из одного вещества и одинакового объема; одинаковые тела, но изготовленные из различных веществ.

ход урока:

  1. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос по вопросам к §50).
  2. Изучение нового материала (запись в тетрадь даты, темы урока).

Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, при этом сила выталкивающая тело из жидкости или газа равна весу, вытесненной жидкости и направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу.

Убедимся в этом на опыте с ведерком Архимеда.

Почему данный прибор называется так?

Его назвали так в честь человека первым, открывшего существование выталкивающей силы. Им был Архимед и именно в его честь, выталкивающую силу стали называть силой Архимеда. А вот когда и при каких условиях она была открыта, желающие могут прочитать дома в учебнике «Легенду об Архимеде» на странице 151.

Проделаем опыт.

Вывод: Fa=Pb.ж.

Но не всегда можно определить вес вытесненной жидкости. Поэтому мы сейчас определим силу Архимеда иначе. Определим вес тела в воздухе  Р1 и в воде Р2 , оказывается P1 > Р2 так как на тело в воде действует сила Архимеда. Значит FA = P1 - Р2. Результаты измерений занесем в таблицу.

Номер опыта

Вес тела в воздухе

р1

Вес тела в воде Р2, Н

Сила Архимеда Fa=P1-P2,H

1

Но оказывается очень часто нельзя определить не только вес вытесненной жидкости, но и вес тела. Например: нельзя определить вес вытесненной воды кораблем в реке, а также вес самого корабля. Поэтому мы сейчас выясним, от чего зависит и от чего не зависит сила Архимеда.

Работа по группам (у каждой группы отдельное задание).

Задание 1.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый, стальной и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.

  1. Определите Архимедовы силы, действующие на каждое тело.
  2. Сравните плотности тел и архимедовы силы, действующие на тела.
  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Задание 2. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить.

  1. Определите Архимедовы силы, действующие на каждое тело.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Задание 3.

Оборудование: сосуды с пресной и соленой водой, с маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр из набора тел для калориметра, нить.

  1. Определите Архимедовы силы, действующие на тело в пресной воде, соленой воде, затем в масле.
  2. Чем отличаются эти жидкости?
  3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
  4. Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание 4.

Оборудование: мензурка с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр из набора тел для калориметра, нить.

  1. Определите Архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.
  2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

Задание 5.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, кусочек пластилина, нить.

  1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
  2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
  3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

Задание 6.

Оборудование: сосуды с разным количеством водой, динамометр, железный цилиндр из набора тел для калориметра, нить.

  1. Определите Архимедовы силы, действующие на полностью погруженное в воду тело, если объем жидкости разный.
  2. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных случаях?
  3. Установите зависимость архимедовой силы от количества  жидкости.

После получения результатов каждая группа, устно, сообщает о результатах своей работы и сделанных выводах. Выводы записываются учащимися в тетрадь, а учителем на доске в виде граф - схемы:

Архимедова сила

Не зависит:

Зависит:

  1. формы тела;

1. объема тела;

  1. плотности        тела;

2. плотности жидкости.

  1. Глубины погружения тела, если оно полностью погружено в воду.

  1. Количества жидкости, в которую полностью погружают тело.

Таким образом, мы выяснили, что FA зависит от объема тела и плотности жидкости, в которую оно погружено.

Ну а теперь сделаем вывод формулы для силы Архимеда.

РА = Рж = mg = g ρ ж Vт.

FA= g ρ ж Vт

3.Закрепление. Решение задач.

  1. Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.
  2. На дороге лежит камень массой 26 кг и объемом 10 дм3 , какую силу нужно приложить, чтобы поднять его? Какая выталкивающая сила будет действовать на этот камень, если его полностью погрузить в воду? Какую силу должен был бы приложить водолаз при подъеме этого камня со дна реки?

Подведение итогов урока: выставление оценок и запись домашнего задания.

Домашнее задание: §51; упр.26(3); подготовиться к л/р № 8. Желающие могут повторить подвиг Архимеда, решив задачи:

  1. Слиток золота и серебра имеет массу 300 г. При погружении в воду его вес равен 2,75 Н.  Определите  массу серебра и массу золота в этом слитке.

2. Возьмите украшение из золота (белого – сплав золота и никеля или красного –  медно-золотой сплав) и определите содержание золота и примеси. Все необходимые данные определите самостоятельно с помощью бытовых измерительных приборов.

Список использованной литературы

  1. Перышкин А.В. Физика – 7. – М.: Дрофа, 2014. 
  2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика – 7. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 77 – 8 кл. – М.: Просвещение, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".

план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....

План-конспект урока по физике по теме "Сила" 7 класс

План-конспект урока по физике в 7 классе с использованием сингапурских обучающих структур....

конспект урока по физике "реактивное движение" 9 класс

Конспект урока по физике в 9 классе разработан по теме «Закон сохранения импульса» с применением ЭОР (в конце имеются ссылки).Главной целью урока является изучение закона сохранения импульса и Необход...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 8-м классе по теме: «ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА»

Образовательная цель: - закрепить понятия: испарение, конденсация, кипение;- проверить знания учащихся по теме, уровень обученности;- ввести понятие о влажности воздуха: абсолютной и относительной, сп...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»

Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»Задачи урока:1.     Обобщить знания учащихся по теме...

План-конспект урока по физике по теме "Сила упругости" 7 класс

План-конспект урока по физике в 7 классе. Конспект составлен с учетом требовний ФГОС....