Обобщающий урок по теме «МКТ и термодинамика»
учебно-методический материал по физике (10 класс) на тему

Романова Елена Дмитриевна

Урок обобщения и систематизации знаний по основам  темам "Основные положения МКТ и термодинамика". Форма проведения: урок-соревнование. Вид деятельности:групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme._molekulyarnaya_fizika.doc940.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «МКТ и термодинамика»

Предмет: физика

Класс: 10 класс

Автор урока: Романова Е.Д., учитель физики

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9, г. Гуково Ростовской области

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: создание условий для повторения, обобщения и закрепления теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теме « Молекулярная физика и термодинамика».

Задачи урока:

  1. Закрепить теоретические знания и практические умения по теме «Молекулярная физика и термодинамика».
  2. Способствовать формированию  и развитию умений применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в  окружающем мире, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
  3. Способствовать развитию речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сферы личности
  4. Способствовать формированию и развитию коммуникативных навыков и  навыков сотрудничества в процессе работы в группах.
  5. Способствовать формированию самооценки и критического мышления.

Знания, которые актуализируют и закрепят ученики в ходе урока: основные положения МКТ, непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества, количество вещества, моль, число Авогадро, тепловое равновесие, абсолютная температура, связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой, внутренняя энергия и способы её изменения, первый закон термодинамики, КПД теплового двигателя, идеальный газ, связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа, уравнение Менделеева- Клапейрона, изопроцессы, плавление и кристаллизация, парообразование и конденсация.

Умения и навыки, которые актуализируют и закрепят ученики в ходе урока:

  • вычислять изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы;
  • определять характер изопроцесса по графикам в координатах p и V, V и T, p и T;
  • описывать преобразование энергии при изменении агрегатного состояния вещества;
  • делать выводы на основе данных, представленных графиком
  • выдвигать гипотезы для объяснения предъявленных фактов.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, доска Smart

Форма проведения занятия: интерактивная игра с использованием ИКТ. 

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа: 

  • Воспроизведение материала на большом экране доступно для восприятия всего класса.
  • Воспроизведение вопросов с экрана зрительно воспринимается лучше, есть возможность осмысления вопросов за разное время.
  • В презентацию введена дополнительная информация, которой нет в учебнике.  
  • Экономия времени учителя для воспроизведения материала.

Подготовка к занятию: Класс делится на группы, равные по силе и количеству учащихся. Количество членов команды не должно быть большим (не более 5). Право выполнить задание переходит от одного участника группы к другому.

Слайд 1. 

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

 Стремится от земли в зенит?

 Как может быть, чтоб мёрзлый пар

 Среди зимы рождал пожар?

Михаил Ломоносов

Ребята, сегодня мы в очередной раз попытаемся ответить на вопросы, которые ставит перед нами  природа. И сделаем мы это в ходе соревнования.  Сегодня каждому из вас представится возможность применить те знания, которые вы накопили при изучении темы «Молекулярная физика и термодинамика» для объяснения различных явлений, протекающих вокруг нас и для решения различного вида задач.

Игра  состоит из трёх туров, подробнее о каждом из них мы поговорим позже.  За каждый тур начисляется определённое  количество баллов. В итоге побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Пояснение: Группа раздаются листы с заданиями и на выполнения которых  отводиться фиксированное время.(3 минуты) по истечению которого к доске вызываются по очереди учащиеся из каждой группы.

1.Знатоки формул.

А)Необходимо записать недостающую букву в формулы.

Б). Сопоставить формулу и измеряемую величину перемещая объекты.

2. В результате тепловых явлений происходит теплообмен между телами, имеющими разную температуру,  результате которого устанавливается таловое равновесие.  Направление теплообмена указано на слайде. Определите температуру каждого бруска. (Отвечает та команда, которая первая справилась с заданием на рабочим месте. Необходимо перенести предполагаемую температуру в фигуру).

  1. При тепловых процессах меняется не только температура, но и другие макропараметры, такие как объём, давление.  Нагляднее всего эти изменения можно представить в виде графиков. Используя инструмент «перо»  укажите, вид изопроцесса при переходе газа из одного состояния в другое.  
  2. Графики могут нам поведать о многом, если уметь их  читать.  Вот  к примеру знакомая зависимость температуры вещества от времени  из задачника  по физике для  8 класса. Составьте  вопросы к этому графику.  ( Форма проверки: фронтальная. Блиц-опрос.)

  1.  На графики мы видим различные состояния вещества. Что происходи с внутренней энергией.  Отразите своё мнение , выполнив тест- сопоставления используя инструмент « стрелка». Обоснуйте свой выбор.

  1. Графики нам позволяют не только анализировать процессы, но и количественно определять физические величины. Приглашаются лидеры команд, набравших наибольшее число баллов для битвы капитанов.  Вам необходимо решить задачи.

. Подведение итогов.

Тобой жива Земля,

Жив воздух, живы воды.

Душа времён и вещества!

А. Сумароков.

Ребятам предлагается заполнить две таблицы (выдаются каждому учащемуся):

  1. Рефлексия действий:

Что делал

Что получил

Почему

Заполнение данной таблицы – не простое возвращение назад, а анализ прожитого занятия и осуществлённой работы. В ходе такого анализа человеку становиться ясно, почему ему не удались некоторые операции, в чём причина затруднений, всегда ли он действовал осмысленно. Такой анализ высвечивает и достижения, и пробелы в знаниях и умениях, помогает наметить пути устранения недочётов. Важно, что человек сам анализирует свою работу, сам подводит итоги, сам даёт оценку свое деятельности в целом и на каждом её шагу.

  1. Рефлексия чувств:

В работе меня радовало

В работе меня огорчало

Другие чувства, которые у меня появились

что

почему

что

почему

Многие виды работ на уроке и дома, особенно самостоятельные, связанные с эмоциями. Положительные эмоции, сопровождающие занятия, полезны, так как они усиливают активность человека. Поэтому  педагогу важно выявлять интересные для учеников задания и сократить скучные, а ребятам – осознать свои предпочтения.

Использованные источники и литература

  1. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. И под ред. Э.М. Браверман: Пособие для учителей и методистов.-М: Ассоциация учителей физики, 2003. – 400 с.: ил.
  2. 100 игр по физике: Кн. для учителя. / И.Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1995.– 224 с.: ил.
  3. Я иду на урок физики. 10 класс: Молекулярная физика: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 272 с.: ил.
  4. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями / И.М. Гельфгат, Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик. – М.:Илекса, 2001. – 352 с.
  5. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Ю.И. Дик, И.К. Турышев, Ю.И. Лукьянов и др.; Под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева. – М.: Просвещение, 1987.-191с.:ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

Открытый урок по теме "Первое начало термодинамики" 10 класс

Открытый урок по теме "Первое начало термодинамики" 10 класс...

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Урок по теме: "Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов"

Содержание: конспект урока (указана ссылка на видео), прзентация, опорный конспект...

Технологическая карта урока по теме: "Первый закон термодинамики"

Технологическая карта урока ФГОС "Первый закон термодинамики" в 10 классе....

Открытый урок по теме "Первый закон термодинамики" 10 класс

Цель данного урока создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе актуализации ранее изученного материала и освоения новой темы, способствовать развитию личностных,...