«Теплопроводность. Конвекция. Излучение» урок физики 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Лущ Валерий Иванович

«Теплопроводность. Конвекция.  Излучение» урок физики 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»

Технологическая карта

Урока физики в 8класс : Пёрышкин А.В. «Физика  8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012 г.

Тема урока: «Теплопроводность. Конвекция.  Излучение»

Составил: Лущ В.И,

учитель физики

        2013

Технологическая карта

 Учебный предмет

Физика

класс

8

Тема урока

Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цель урока:

 Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о способах теплопередачи и их роли в природе, быту, технике.

Необходимое техническое оборудование

Компьютер, проектор, презентация подготовленная учителем, ЭОР из Единой коллекции  http://school-collection.edu.ru

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование представлений о способах теплопередачи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся

Развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника

Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ход урока

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

                              1. Организационный этап

Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы.

Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения.Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока .Мотивация учебной деятельности учащихся

На прошлом уроке мы узнали, что внутренняя энергия тела может изменяться без совершения работы над телом, то есть передаваться от одного тела другому или от одной части тела к другой.

(слайд презентации с разными видами теплопередачи).

Одинаковыми ли способами передается тепло от одного тела к другому? Сколько видов теплопередачи можно выделить? Чем они отличаются? Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели.

Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное Ставит проблемные вопросы

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Виды теплопередачи».

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

3. Актуализация знаний

«Давайте построим энергосберегающий дом».

На столе у каждого ученика три набора картинок по теме: теплопроводность, конвекция, излучение. Ученик выбирает понравившийся набор картинок.

Теплопроводность.

1. Выберете материал для строительства стен дома.

2.Выберете материал для отопительной системы

3. Объясните, почему вы сделали такой выбор?

Конвекция.

1.Расположите окна с проветривающей системой в квартире и выберете их дизайн.

2.Расположите отопительную систему в квартире.

3. Объясните, почему вы сделали такой выбор?

Излучение.

1.Выберете цвет оконного стекла для стеклопакетов..

2. Подберите цвет внешней и внутренней отделки дома и квартиры.

3. Объясните, почему вы сделали такой выбор?

Даёт задания обучающимся.

Следит за самостоятельностью выполнения заданий.

Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач.

Показывает практическую значимость изучаемого материала.

Актуализирует субъектный опыт учащихся

Выбирают задание,

Работают с раздаточным материалом.

Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях.

Рецензируют ответы товарищей.

Компетенция обучающихся в области физики.

Сотрудничают с учителем и сверстниками.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слушание учителя и свертников.

Умение выражать свои мысли.

Развитие монологическая речь

Регулирование своего поведение и поведения товарищей.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в группах.

Регуляция учебной деятельности.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

4. Первичное усвоение новых знаний

Теплопроводность - процесс передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от более нагретой части тела к менее нагретой благодаря тепловому движению и взаимодействию частиц.

  1. Приведите примеры наблюдения теплопроводности.
  2. Одинаково ли все вещества проводят тепло? Как это проверить?

Демонстрация 1. Теплопроводность медного, алюминиевого и стального стержней.

Вывод: Разные металлы обладают разной теплопроводностью.

Демонстрация 2. Нальём в пробирку воду и будем нагревать верхнюю часть пробирки. Когда вода у поверхности закипит, нижняя часть пробирки только слегка нагреется.

Вывод: жидкости обладают плохой теплопроводностью.

Демонстрация 3. Наденем пробирку на палец и нагреем донышко пробирки (пробирку располагаем горлышком вниз). Тепло до пальца почти не доходит, хотя донышко пробирки сильно нагрелось.

Вывод: газы обладают плохой теплопроводностью.

Мы выяснили, что жидкости имеют плохую теплопроводность.

  • Почему же чайник на плите закипает достаточно быстро?

Демонстрация 4. Наблюдение нагрева жидкости в стеклянном сосуде или в стеклянной трубке в виде квадрата. На дно сосуда помещает кристаллы марганцовки.

Вывод: Процесс нагрева  жидкости сопровождается переносом вещества. Нижние нагретые слои поднимаются вверх, а холодные опускаются вниз.

Конвекция – это процесс переноса энергии потоками жидкости или газа.

Демонстрация 5. Подержим руку над пламенем свечи (не ниже 20 см от пламени).

Вывод: Горячий воздух от свечи поднимается вверх.

Мы выяснили, что тепло (энергия) может передаваться в результате теплопроводности или конвекции. В обоих случаях необходимо вещество: при теплопроводности тепло передаётся в результате движения и взаимодействия молекул, а при конвекции переносится струями жидкости или газа.

  • Как же тепло от Солнца доходит до Земли через космическое пространство?

Излучение - процесс переноса энергии невидимыми лучами.

Демонстрация 6. Зависимость способности тела поглощать тепло от цвета поверхности.

Опыт с теплоприёмником и манометром.

Вывод: Тела с чёрной поверхностью поглощают излучение лучше, чем с белой или серебристой поверхностью. Объясняет новый материал.

Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний

Слушают учителя.

Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

5. Первичная проверка понимания

Задание. Составьте классификацию данных вещества и материалы по степени их теплопроводности: газы, гранит, вода, жир, серебро, подсолнечное масло, медь, кирпич, шерсть, золото, железо, пух, мрамор, мех, солома, опилки, снег, ртуть, войлок, стекловата, олово, железобетон.

Даёт учащимся задание работать с учебником и таблицами (по желанию - индивидуально или в группах).

Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.

Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала.

Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Заполняют таблицы.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизируют учебный материал.

Анализ содержания параграфа. Выделение существенной информации.

Логические умозаключения.

Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном и групповом режиме.

Инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации

Принимают решение и его реализуют.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Осуществляют самоконтроль понимания вопросов. Вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Работа в группах. Учащимся выдаются карточки с вопросами о разных видах теплопередачи.

Теплопроводность:

  1. Выскажите гипотезу, от чего может зависеть теплопроводность данного вещества.
  2. Какие опыты надо провести, чтобы проверить эти гипотезы?
  3. Какие вещества имеют хорошую теплопроводность? Где это приходится учитывать?
  4. Почему сиденья не делают каменными или металлическими?
  5. В чём причина плохой теплопроводности пористых тел? Где и для чего их применяют?
  6. В каком доме теплее в железобетонном монолите, кирпичном или деревянном?
  7. Хорошо ли проводят тепло жидкости и газы?
  8. Почему газы имеют плохую теплопроводность?
  9. Что можно сказать о теплопроводности вакуума?
  10. Как животные готовятся к зиме?
  11. Какое практическое значение имеют полученные вами знания об излучении?

Формулирует условие задания.

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях.

Закрепляет методику изучения нового материала.

Распознают и воспроизводят изученный материал.

Принимают участие в обсуждениях.

Ставят вопросы своим товарищам и учителю

Объясняют более слабым учащимся непонятные места.

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Рецензирование ответов товарищей.

Оценивание ответов и их корректировка.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

7. Домашнее задание(информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению)

Д/З  Прочитайте §4,5,6 стр.10-18 Упр.1стр.13 Подготовьте презентацию по одной из тем: «Учёт и использование разных видов теплопередачи в быту», «Что такое парниковый эффект?», «Теплопередача и животный мир».

  1. Подготовьте презентации по темам «Образование бризов», «Проветривание помещений», «Тяга», «Водяное отопление».
  2. Предложите и обоснуйте модель «Тёплый дом».

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Мотивирует выполнение домашнего задания.

Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Создает условия для выбора учащимися домашнего задания.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы).

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Осознают качество и уровень усвоения.

Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Составляют план и последовательность действий.

Регуляция учебной деятельности.

Мотивация волевой саморегуляции.

8. Рефлексия(подведение итогов занятия)

  1. Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?
  2. Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают?
  3. Чему вы научились?
  4. Как вы можете использовать на практике полученные знания?

Формулирует вопросы.

Подводит итоги учебного занятия.

 Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «Фруктовый сад».

На дерево вешаются фрукты в зависимости от настроения. Цвет: красный –  восторженное;  желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное;

Отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме.

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме.

Понимают на слух ответы обучающихся.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе по теме "Виды теплопроводности"

разработка урока физики в 8 классе по теме "Виды теплопроводности" с использованием электронных образовательных ресурсов. обучение ведется по учебнику Перышкина А.В. "Физика 8" ...

Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

Поурочный план, ЦОР нового материала, тесты, дополнения к уроку....

Урок 8 класс. Конвекция. Излучение

Раскрыть механизм передачи энергии в жидкостях и газах. Объяснить явление излучения и его особенности....

Разработка урока «Конвекция. Излучение».

Цели и задачи: • обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий «теплопроводность, конвекция, излучение»;• организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного...

Технологическая карта урока "Конвекция. Излучение"

Технологическая карта  урока "Конвекция. Излучение."...

Тест физика 8 класс по теме "Теплопроводность, конвекция, излучение""

Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...

Урок по теме "Теплопроводность. Конвекция .Излучение"

Урок проводится в 7 (8) классе. К конспекту приложена презентация....