Урок повторения и обобщения теоретических знаний по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества» на примере воды
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Мыльникова Наталья Владимировна

Урок для учащихся 8 класса проводится в форме интеллектуального телешоу "умницы и умники".  На уроке обобщаются и повторяются теретические знания по теме "Изменение агрегатных сотояний вещества". Для проведения данного урока необходимо подготовить соответствующий реквизит (разноцветные квадраты, медали, грамоты)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Перегребинская СОШ №1»

Урок повторения и обобщения

теоретических знаний по теме:

«Изменение агрегатных состояний вещества»

на примере воды

физика 8 класс

интеллектуальная игра «УМНИЦЫ И УМНИКИ»G:\открытое по физике\8 класс\images.jpg

«Радость видеть и понимать

есть величайший дар природы»

А. Эйнштейн

C:\Documents and Settings\Hozain\Рабочий стол\Открытый урок ФИЗИКА, 8 класс\фото\SAM_0810.JPG

                        

Урок подготовила учитель

физики и математики

Мыльникова

Наталья Владимировна

                                                                

2014 год

                                                                «Радость видеть и понимать

                                                                есть величайший дар природы»

                                                                                А. Эйнштейн

Цели урока:

дидактические – создать условия для обобщения и систематизации теоретических знаний, используя игровую форму.

образовательные – формировать понятие о тепловых явлениях в природе; формировать понимание протекания тепловых процессов в природе;

развивающие – формировать представление о процессе научного познания;

воспитательные – прививать культуру умственного труда.

Оборудование

Для учителя: компьютер, презентация урока, фрагмент видеозаставки телеигры «Умницы и умники», медали, грамоты, ступени красной, желтой и зеленой дорожек, модели строения твердых тел, жидкостей и газов;

План урока.

1. Организационный момент                                                1 минута

2. Погружение в тему                                                        2 минуты

3.Постановка цели                                                        1 минута

4. Объяснение правил                                                        3 минуты

5. Обобщение материала                                                10 минут

6. Динамическая пауза                                                        3 минуты

7. Финал                                                                        10 минут

8. Подведение итогов урока                                                5 минут

9. Рефлексия                                                                5 минут


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Встанем, дети! Приумолкнем!

На мгновение замрем

Здравствуйте! Садимся тихо

Наш урок сейчас начнем!

видеозаставка

Учитель: Сегодня наш урок пройдет в форме телеигры «Умницы и умники». Что это за игра?

Ученик: Игра была создана в 1992 году Юрием Вяземским, который является бессменным ведущим. Это игра в вопросы и ответы для 11-классников по заранее выбранной теме. Победитель игры поступает без экзаменов в Московский государственный Институт международных отношений (МГИМО), для финалистов предоставляются льготы на вступительных экзаменах.

Учитель: Но у нас игра для всех, здесь нет зрителей, вы все ее участники. А тема - «Изменение агрегатных состояний вещества».

  1. Погружение в тему.

Учитель: Ребята, скажите, какое вещество можно встретить на Земле одновременно во всех трех агрегатных состояниях? ВОДА

Ученик: Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается… в море.

Моря пополняют запас океанов,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

  1. Постановка цели.

Учитель: Итак, цель нашего урока: повторить и обобщить теоретические знания по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» на примере воды.

  1. Объяснение правил.

Учитель: Ну что, тема задана, игроки определены, Давайте ознакомимся с правилами игры.

Правила игры

  1. Чтобы получить орден умника, вы должны правильно ответить на вопрос.
  2. Получив орден, вы становитесь «теоретиками».
  3. Те из участников, кто наберет большее количество орденов, выходят в финал.
  4. Финальный тур определит победителя – «Умника».
  5.  «Теоретики», получившие 1 или 2 ордена получают четверки.
  6. «Теоретики», получившие три и больше орденов получают пятерки.
  7. Финалисты получают пятерки и награждаются грамотами.

А победителю – честь и хвала.

Итак, начнем!

  1. Обобщение материала.
  1. Молекулы вещества в разных агрегатных состояниях движутся по-разному. Какие условные названия они получили вследствие этого? (бродяги, кочевники, оседлые)
  2. Что можно сказать о внутренней энергии вещества в разных агрегатных состояниях при одинаковых условиях? (у пара – самая высокая, у льда – самая низкая)
  3. Что такое сублимация? (испарение льда)
  4. Лед, который таял, перенесли в помещение с температурой 00 С. Будет продолжаться таяние? (нет, лед прекратит таять и будет находиться в воде)
  5. Что происходит с внутренней энергией пара при конденсации? (уменьшается)
  6. Может ли вещество находиться одновременно в трех агрегатных состояниях? (да, если лед поместить в воду при 00 С, вода будет испаряться, т.к. испарение происходит при любой температуре)
  7. Почему плавление происходит при одинаковой температуре? (потому что энергия расходуется не на повышение внутренней энергии, а на разрушение кристаллической решетки)
  8. Почему зимой у родника мы ощущаем тепло? (т.к. температура воды выше, за счет этого нагревается окружающий воздух)
  9. Почему в жарких странах питьевую воду держат в глиняных кувшинах? (испарение происходит через стенки сосуда, поэтому температура воды понижается, также нет теплообмена с окружающей средой, т.к. глина пористая и плохо проводит тепло)
  10. Почему даже в жаркий день выйдя из воды, человек ощущает холод? (т.к. происходит интенсивное испарение воды с поверхности тела, которая уносит часть внутренней энергии, поэтому холодно)
  11. Как быстрее высохнет белье во время дождя: при открытой форточке или при закрытой (при закрытой, т.к. при открытой форточке влажность высокая из-за дождя)
  12. Вода кипит, а картошка не варится. Объясните. (при низких давлениях кипение происходит при низких температурах)
  13. Почему ожег паром опаснее, чем ожег водой? (пар обладает большей внутренней энергией, поэтому разрушающая способность молекул пара выше)
  14. Почему снежная зима менее опасна для растений, чем бесснежная? (снег – плохой проводник тепла, поэтому под снегом растения не вымерзают)
  15. Отчего трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее, чем трава, скошенная в лесу? (В лесу ветер менее интенсивен, испарение замедленное)
  16. Для чего разрезают на дольки фрукты при сушке? (площадь испарения увеличивается)
  17. Почему после дождя цветы пахнут сильнее? (интенсивнее происходит испарение с поверхности цветов)
  18. Почему удар молнии часто расщепляет дерево? (после попадания молнии, вода в порах быстро закипает и пар разрывает дерево)
  19. Почему в сильные морозы деревья трещат? (вода на морозе замерзает, увеличивается и разрывает волокна дерева)
  20. Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались? (потому что с потом испаряется энергия и тело охлаждается)
  21. Почему зимой очки запотевают? (водяной пар конденсируется на холодных стеклах)
  22. Почему малину пригибают на зиму? (под снегом ей тепло)
  23. Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, после того, как услышал по радио, что ночью будет заморозок? (т.к. вода имеет большую теплоемкость, то она не даст замерзнуть земле)
  24. Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает чуть ниже температуры в комнате? (т.к. при испарении температура понижается)
  25. Почему сырые дрова горят хуже, чем сухие. (Потому что часть энергии идет на выпаривание воды)
  26. Почему сильная жара легче переносится в сухую погоду, чем во влажную? (Потому что испарение с тела интенсивнее, поэтому температура тела ниже, чем во влажную погоду)
  27. Почему вспотевшую на морозе от работы лошадь покрывают одеялом или шубой? (вспотевшая лошадь теряет много тепла на испарение, поэтому может простудиться)

  1. Динамическая пауза.

Учитель: Я прошу всех встать. Давайте изобразим, как движутся молекулы льда. Ученики должны построиться рядами, изображая кристаллическую решетку и танцевать на своем месте. Изобразите, как движутся молекулы воды. Учащиеся меняются местами, не соблюдая порядка. Изобразите, как движутся молекулы пара. Ребята перемещаются по классу.

  1. Финал.

Учитель: Итак, у нас определились финалисты, задача которых пройти по одной из трех дорожек. Кто первый пройдет – тот ПОБЕДИТЕЛЬ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОРОЖКИ

  1. Почему огурец всегда на 1-20С холоднее окружающей среды? (Огурец на 98% состоит из воды. Непрерывно испаряющаяся вода охлаждает его)
  2. Почему при выпекании хозяйки прокалывают верхний слой пирога? (чтобы испаряющаяся влага не разорвала пирог, а беспрепятственно выходила наружу)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

  1. Если закрыть банку крышкой, то уровень воды в ней не будет понижаться. Означает ли это, что крышка «задерживает» испарение воды? Объясните. (Испарение продолжается до тех пор, пока пар не станет насыщенным, т.е. до динамического равновесия)
  2. Когда чайник с кипящей водой стоит на газовой горелке, то над ним почти не видно пара. Но стоит только выключить горелку, как на некоторое время пар становится видимым. Объясните это явление. (По прекращении работы горелки пар, выходящий из чайника, охлаждается частично конденсируется, образуется туман)
  3. Осенью часто бывает так: выпал снег. Прошел день, другой – наступило потепление, снег растаял. Но несмотря на то, что был мороз, многие растения остались зеленые. Как им это удалось, ведь они на 80% состоят из воды? (Во-первых, соки растений – это не чистая вода, а растворы солей, которые замерзают при более низких температурах, во-вторых, снег – плохой проводник тепла, поэтому растения не промерзли сильно)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

  1. Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате? (Уши у лисиц – орган, отводящий тепло от тела животного. Т.к. на севере необходимо уменьшить теплоотдачу, то в процессе биологического отбора наиболее приспособились к жизни в условиях Крайнего севера лисицы с меньшими ушами)
  2. Турист вернул первоначальную форму помятой металлической фляге, наполнив ее частично водой, плотно закрыв и подержав некоторое время над костром. Объясните. (При нагревании воды и пара в плотно закрытой фляге внутренняя энергия увеличилась, также увеличилось давление. За счет этого фляга приняла первоначальную форму)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

1. На дачном участке летом стояла палатка. Когда начались морозы, палатку сняли, а участок решили перекопать. Оказалось, что сухая земля непосредственно под палаткой успела промерзнуть сильнее, чем окружающая влажная земля. Как это объяснить? (Почва под палаткой была более сухая. При замерзании воды в более влажной почве выделилось тепло, которое обогрело влажный участок и замедлило его промерзание)

  1. Подведение итогов, награждение.

Церемония награждения, выставление оценок.

Учитель: Дорогие ребята, мы с вами повторили и обобщили теоретические знания по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Я очень рада, что вы оказались такими эрудированными и ни один вопрос не оставили без ответа.

Закончить наш урок мне хотелось бы словами А.Энштейна: «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы». Желаю и Вам испытывать радость. Радость видеть, понимать и объяснять происходящее вокруг Вас.

  1. Рефлексия.

При одинаковых условиях пар обладает самой большой внутренней энергией.

Поэтому, если Вам игра понравилась – оставьте знак у модели газа.

Игра не понравилась – у модели твердого тела, т.к. внутренняя энергия меньше всего.

Не могу определиться – у модели жидкости.

На этом урок окончен, до новых встреч!

Литература

  1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 8 класс. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ВАКО, 2012
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7 – 9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкин и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – 11-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"

Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...

Урок-обобщение по теме "Изменение агрегатных состояний вещества" 8 класс

Систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Изменениеагрегатных состояний вещества». Сформировать навыки расчёта количества теплоты при измененииагрегатного состояния вещества. Развитие...

Урок по физике 8 класс. Обобщение материала по теме: "Изменения агрегатных состояний вещества"

Тип урока - комбинированный ( урок закрепления умений и навыков и одновременно урок овладения умениями и навыками, требующими длительной подготовки с элементами урокаобобщения и систематизации знаний)...

Урок-повторение на тему "Изменение агрегатных состояний вещества"

При разработке данного материала применялись рекомендации по созданию "современного урока"...

«О многообразии использования дидактических форм проверки и усвоения знаний на примере изучения темы «Изменение агрегатных состояний вещества».

Из урока в урок я стараюсь пробудить у учеников интерес к своему предмету, раскрыть возможности, способности, таланты каждого ребенка через призму физики. Ведь каждый ребенок уникален. Каждого ребенка...

Конспект урока по теме Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества»

Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс...

Технологическая карта урока "Повторение темы "Изменение агрегатных состояний вещества""

Технологическая карта и план-конспетк урока "Повторение темы "Изменение агрегатных состояний вещества"" 8 класс...