ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
статья по физике на тему

Соловьёва Светлана Николаевна

Статья на конференцию Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой  "Образовательные технологии в школе XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_obrazovat_tekhnologii.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

С.Н.Соловьёва

МБОУ СОШ № 15, г. Владимир

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

В период перехода школы на новые образовательные стандарты, ориентированные на внедрении компетентностного подхода, особую роль играет организация деятельности учащихся на каждом этапе урока. Новые условия требуют от учителя освоения новых технологических приёмов, в том числе современных образовательных технологий. Их внедрение в образовательный процесс позволит обеспечение нового качества образования, а именно сделают  обучение вариативным, мобильным и самообразовательным.

Педагогическая технология – это совокупность методов и методических приёмов, а также форм организации учебной деятельности. Рассмотрим Проблемное обучение как средство организации активной деятельности  учащихся на этапе освоения новых знаний.

В современном обществе информационное пространство развивается  высокими темпами. Вне школы учащиеся свободно  ориентируются в огромных потоках информации. Имея свободный доступ к информационным ресурсам, молодые люди зачастую не умеют обрабатывать информацию, не хотят, зачастую  потому что не могут, воспринимать её в больших объёмах. С одной стороны, расширение образовательного пространства играет положительную роль в образовании, а с другой, накладывает определённые условия на организацию учебного процесса. Мы часто говорим о том, что ученики не хотят нас слушать, не понимают, не выполняют наши требования и т.д.  Предлагаю посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения современных условий.

Урок освоения новых знаний. Интуитивно учитель стремится  передать ученикам как можно больше информации по данной теме. Учащиеся слушают монолог учителя, делают записи. Чтобы сделать этот важный этап урока технологичным и продуктивным, необходимо включить учащихся в деятельность, а учителя из ретрослянционного источника превратить в помощника и  организатора ученика в самообразовательной деятельности. Педагогу необходимо преодолеть в первую очередь свои стереотипы, пересмотреть свою роль на уроке, «уйти на второй план», оставив за собой функцию руководителя.

Вход в урок. Тема урока не должна сообщаться учителем. Пусть это будет зашифрованное слово, словосочетание или предложение. Пусть это будет продолжением предыдущего разговора с учащимися, ответом на вопрос, ассоциативный ряд и т.д. Преимущества налицо: учащиеся вовлечены в поисковый процесс, возник интерес. Пришло время для постановки проблемы. Это может быть эксперимент, видиофрагмент, отрывок произведения, материал параграфа, задача и т.д. Самое главное на этом этапе, чтобы ученики сформулировали проблему как собственную, их заинтересовавшую и значимую для каждого из них в данный момент. Далее учитель просит  учащихся спланировать деятельность по разрешению проблемы. Составляется совместный план работы учителя с учениками. Учитель выступает уже в роли соратника, помощника, советника. Принимая предложения от учеников, учитель вносит и свои коррективы к планированию дальнейшей работы на уроке. Хорошо работает приём, когда педагог предлагает включить в план зашифрованный пункт в виде знака или символа. Такая интрига позволяет поддержать внимание учеников на всём протяжении урока. Дальнейшая совместная работа по разрешению проблемы строится таким образом, чтобы учащиеся были максимально включены в самостоятельную поисковую деятельность. По сложившимся стереотипам мы – педагоги,  к сожалению, на уроках минимально используем материал учебника, оставляя эту работу для самостоятельной работы дома. Но, как правило,  большинство учащихся работать с текстами затрудняются или не умеют. Максимальное использование материала учебника на уроке позволяет учащимся включаться в самостоятельный поиск информации, превратить учебник в понятный, доступный и необходимый источник информации. Но для эффективной работы  данную деятельность необходимо организовать: к материалу параграфов надо обращаться дробно, просить учащихся ставить вопросы, выделять главное, составлять план ответа, конспектировать. Учить определения, формулы, озвучивать правила надо давать возможность ученикам на уроке.  Если есть условия, то для поиска информации можно воспользоваться сетевыми ресурсами. Конечно, важна роль учителя на уроке как главного советника, координатора и организатора деятельности учащихся по разрешению проблемы. В процессе совместной работы учащиеся внимательно следят за этапным продвижением   в соответствии с составленным планом. При подведении итогов успешного совместного разрешения проблемы, учащиеся оценивают свою работу на уроке. Таким образом, создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, способствует продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению пр...

Проблемное обучение как средство организации работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

5 лет я руковожу ШМО гуманитарного цикла, куда входят учителя русского языка и литературы,  истории, обществознания и права, английского языка.Методическая тема нашего ШМО: «Развитие п...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания  на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....

Проблемное обучение как средство организации работы с одарёнными детьми на уроках математики

Подготовка проблемного урока – занятие не простое, трудоемкое, требующее большой подготовки от учителя к каждому уроку, умение организовать проблемные ситуации, активизирующие умственную деятель...