Разработка урока:"Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Садовская Светлана Викторовна

Интегрированный урок по физике - математике в 11 классе при подготовке ЕГЭ. На уроке рассматриваются физический и математический способы решения задач по теме:"Равноускоренное движение". Вспоминаем понятия равноускоренного движения, ускорения, мгновенной и начальной скоростей, уравнение координаты. Из математики вспоминаем понятие производной, геометрический смысл производной, способы нахождения производной. В конце урока проводим семиминутный тест, который заканчивается самопроверкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Тема: «Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных».

Цель урока:  обобщить и углубить знания учащихся необходимые для решения  задач на ускоренное движение, продолжить формирование математической и физической  грамотности учащихся.

  • Обобщение и закрепление основных понятий, связанных с физическими величинами для описания механического движения.

  • Расширение знаний учащихся о применении производных при решении задач на прямолинейное равноускоренное движение
  • Развитие у учащихся логического и креативного мышления.

      Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию Универсальных Учебных Действий.

Метапредметные задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД.
  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
  • Прививать чувство значимости, изучаемого на уроке материала..
  1. В сфере регулятивных УУД.
  • Учить принимать и сохранять учебную задачу.
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  1. В сфере познавательных УУД.
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
  • Учить структурировать знания, делать обобщения и выводы.
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  1. В сфере коммуникативных УУД.
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы:

- словесные (рассказ, фронтальная беседа),

- наглядные (мультимедийная презентация (Приложение1);

- проблемно-поисковые: для отработки умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

 

- само- и взаимопроверка учащихся: для объективной оценки уровня знаний;

- рефлексия: проводится в конце урока для оценки деятельности учащихся на уроке.

Оснащение урока:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- раздаточный материал;

Ход урока:

  1. Выход на тему урока.

Учитель математики: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок – урок на перекрестке наук математики и физики.  Мы будем решать задачи на движение.

    Тема урока: «Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных»

Учитель физики: А почему задачам на механическое движение уделяется такое внимание? Движение это то, что окружает человека человека повсеместно и ежедневно. Мы наблюдаем движение машин, молекулы во всех веществах двигаются, кровь в сосудах человека при систоле имеет скорость приблизительно 50 см/с.

      Каждый из нас находится в постоянном движении на скорости 530 км/с , даже когда сидит. А все это благодаря тому, что внутри нашей Галактики мы движемся со скоростью 225 км/с, а сама наша Галактика -  со скоростью 305 км/с. Ради интереса стоит сказать, что пока вы слушали эти слова, вы переместились на 2000 км.

     Показываем несколько опытов, которые демонстрируют прямолинейное равноускоренное движение.

   

Учитель математики:

     Сегодня мы покажем насколько тесно связана физика с математикой.  Запишите тему урока  в рабочем листе.(Приложение 2).

     Мы покажем вам несколько способов решения задач: математический и физический.

     А эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова великого русского ученого Лобачевского Н.И.   Слайд.

«Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется примененной к явлениям изучаемым физикой»

     

Для решения задач повторим теорию.  Слайд.

1.В чем состоит геометрический смысл производной?

2.Какая функции называется дифференцируемой в точке?

3.Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …

4.Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …

5.Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …

6.Касательная параллельна оси ОХ, либо совпадает.

         Следовательно, ...

  Разминка.  Слайд.

Учитель физики:  

 А сейчас решим задачу. Слайд.

 Материальная точка движется прямолинейно  по закону x(t)= 2+20t+5t2 . Найти скорость и ускорение в момент времени t=2c.

Слайд.

      Давайте немного вспомним теорию:

1.         О каком движении говорится в задаче?

2.         Какое движение называется равноускоренным? Запишите уравнение этого движения.

3.        Что такое ускорение?

4.         Что означает число перед t?

5.         Что означает число  t2?

    Решим задачу:

  1. Чему равна начальная координата? X0=2м,
  2. Чему равна начальная скорость? v0=20м/с
  3. Чему равно ускорение? a=10м/с2
  4. По какой формуле можно найти мгновенную скорость?  v=v0+at
  5. Запишем ответ: v=40 м/c, a=20 м/c2

Учитель математики:

     Хочу предложить другой способ решения задачи. Слайд

      Каков механический смысл производной?

      Решение задачи: Слайд.

    x(t)= 2+40t+5t2

     v=x/(t)=20+10t,      t=2c,     v=20+10x2=40м/c,    a=v/(t)=10 м/c,

   Ответ:   v=40 м/c, a=10 /c2

Учитель физики:

Следующую задачу надо будет решить двумя способами у доски. Записываем решение задачи на рабочих листах.

Движение материальной точки описывается уравнением x(t)=5-8t+4t2, приняв массу точки равной  2 кг  найти импульс тела через 2с.

1. Вспомним, что называется импульсом тела?

2. По какой формуле он рассчитывается?

  1. В каких единицах измеряется?

Ответ: v=8 м/c, p=16кг*м/с.

Задачу решаем двумя способами на листах и на доске

Учитель математики:

Давайте решим еще одну задачу.

Слайд.

Материальная точка движется прямолинейно по закону  x(t)=10+10t-t3. Найти скорость и ускорение в момент времени 2 с.

Учитель физики.

Какой вид движения описывает это уравнение? Можно ли решить задачу физическим способом?

Учитель математики.

А мы решаем математическим способом на доске и на рабочих листах.

v(t)=x/(t)=10-3t2, v= 10-3*4= -2м /c,  a(t)= v/(t)= -6t,  a=-12 м/c2

  1. Проверочная работа.

Учитель математики: В качестве проверки знаний, полученных на уроке, вам предлагается небольшой тест на 7минут/слайд  /

Проверьте работы друг друга и поставьте оценку.

/взаимопроверка и выставление оценки за тест//слайд18/

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель математики: Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно.

Учитель физики: Недаром венгерский ученый, лауреат Нобелевской премии Дьёрдь де Хевеши сказал: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» /слайд /

Учитель математики: Наш урок подошел к концу, вам осталось только закончить несколько предложений и оценить свою работу на уроке /слайд / /Приложение 4/

  1. Домашнее задание

Учитель математики:

1. В 8 № 119975. Материальная точка движется прямолинейно по закону:                                

(где х - расстояние от точки отсчета в метрах,t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t=9 с.

2. В 8 № 119976. Материальная точка движется прямолинейно по закону:

(где  х — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах. Измеренное с начала движения). Найдите ее скорость в (м/с) в момент времени t=6с.

Методические материалы:

  1. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Суворова С.Б., изд. «Просвещение», Москва, 2012
  2. Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф.Лысенко.- Ростов-на-Дону; «Легион», 2008г.
  3. Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
  5. Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К.  Старинные занимательные задачи.- М.; Наука,1988г.
  7. Поурочные разработки по алгебре. 9 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычева, Рурукин А.Н., Полякова С.А., изд. «ВАКО», Москва, 2010
  8. Титова И.М. Уроки химии 8 класс. Система личностного развития учащихся: Пособие для учителя. – СПб.: КАРО, 2002.
  9. Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики. Лекции 5-8. – М.4 Педагогический университет «Первое сентября», 2010г
  10. CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие по алгебре. 9 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычева «Алгебра. 9 класс». ФГОС, изд. «Экзамен», Москва, 2013

Приложение 2

Рабочий лист

Тема урока:_________________________________________________________________

Задача №1

Сколько граммов уксусной эссенции и воды надо взять, чтобы приготовить 500 граммов 9% раствора уксуса из 75% раствора уксусной эссенции.

Химический способ:

m(раствора) = __________________________________

m(H2O) = _______________________________________

W(р-го в-ва) =                               100%

1)

2)

3)

Ответ: Чтобы приготовить 500г 9% раствора уксуса, необходимо взять _______граммов  уксусной эссенции и _________ граммов воды.

Математический способ:

          Решение: _______________________________________

                   

                            _______________________________________

                   

                            ________________________________________

                 

                            ________________________________________

Универсальный способ:

Если p - концентрация воды, q- концентрация 75% раствора, r – концентрация 9% раствора.

 Если концентрацию растворов выразить не в процентах, а в частях, то по задаче имеем:

Лабораторная работа

Задача№2

Приготовить смесь из 20г 10%  и 20г 20% растворов одной и той же соли. Выяснить массу полученной смеси и ее концентрацию.

Решение:

Вывод: Из двух исходных растворов приготовили раствор массой ____________ граммов с концентрацией растворенного вещества _______ %.

Приложение 3

1 ВАРИАНТ

  1. Найти 15% от числа 60

А) 9

Б) 18

В) 3

  1. К 1 части сахара добавили  части воды. Какова процентная концентрация полученного раствора?

А) 10%

Б) 20%

В) 5%

  1. 10% раствор поваренной соли, это значит

А) что в 100г раствора содержится 10г поваренной соли и 90г воды

Б) что в 100г раствора содержится 90г поваренной соли и 10г воды

  1. В 100г раствора содержится 5г соли, какова концентрация этого раствора?

А) 10%

Б) 20%

В) 5%

  1. Чему равна масса соли в 50г 10% раствора?

А) 10г

Б) 5г

В) 0,5г

2 ВАРИАНТ

  1. Найти число 12% которого равны 30

А) 500

Б) 250

В) 125

  1. К 1кг соли растворили в 9 литрах воды. Какова процентная концентрация полученного раствора?

А) 10%

Б) 9%

В) 5%

  1. Массовая доля растворенного вещества – это

А) отношение массы вещества к массе раствора

Б) отношение массы раствора к массе вещества

  1. В 100г раствора содержится 10г соли, какова концентрация этого раствора?

А) 10%

Б) 20%

В) 5%

  1. Чему равна масса соли в 80г 40% раствора?

А) 40г

Б) 8г

В) 32г

Приложение 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок (математика + физика) 11-й класс. по теме: « Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных» Садовская С.В. - учитель физики ГБОУ школа № 43 Санкт-Петербург

Слайд 2

Движение в нашей жизни

Слайд 3

« Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется примененной к явлениям изучаемых физикой» Н.И. Лобачевский

Слайд 4

Ответьте на вопросы: В чем состоит геометрический смысл производной ? В любой ли точке графика можно провести касательную? Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, … Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, … Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, … Касательная параллельна оси ОХ, либо с ней совпадает. Следовательно, … Какая функция называется дифференцируемой в точке?

Слайд 5

Разминка

Слайд 6

Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)= 2+20t+5t 2 . Найти ее скорость и ускорение в момент времени t=2c.

Слайд 7

Ответьте на вопросы: Какое движение называют равноускоренным ? Что такое ускорение? Какие основные формулы мы знаем для описания движения? Что обозначает буква перед t? Что обозначает буква перед t 2 ?

Слайд 8

x(t)=x 0 +v 0x t+a x t 2 /2 x(t)=2+20t+5t 2 x 0 =2м v 0x =20м/с a x =10м/с 2 Как найти скорость? v=v 0 +at v=20+10x2=40м/с Ответ:v=40м/с, а=10м/с 2

Слайд 9

. Δх – изменение координаты тела Δt – промежуток времени, в течение которого выполнялось движение Физический смысл производной.

Слайд 10

А теперь решим задачу другим способом: В чем состоит физический смысл производной ? Тогда, как будем решать задачу? v=x / (t)=20+10t, так как t=2c, то v=20+10*2=40(м/с ) a=v / (t)=10 ( м/с 2 ) Ответ: v= 40м/с, a=10м/с 2 x(t)=2+20t+5t 2

Слайд 11

Задача № 2 Движение материальной точки описывается уравнением x(t)=5-8t+4t 2 . Приняв массу точки равной 2 кг, найдите её импульс через 2с. p= mV

Слайд 12

Задача № 3 Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t 3 . Найдите скорость и ускорение в момент времени t=2с (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).

Слайд 14

Вариант 1. 1.Какая из приведенных за-висимостей описывает рав- ноускоренное движение? 1. x=2+4t 2 , 2. x=8t, 3. x=2, 4. x=3+t. 2. x=5t-2t 2 . Каковы начальная скорость и ускорение в момент времени 2 с? 3. Найти производную: y=2x-3+4x 2 -9x 5 4. Движение материальной точки задано уравнением: x=10+20t+t 2 . Найти скорость и ускорение в момент времени 4с. Решить двумя способами. Вариант2. 1. Какая из приведенных зависимостей описывает равномерное движение? 1. x=4t 2 +2, 2. x=3t 2 3. x=8t, 4. v=4-t. 2. x=10t- t 2 Каковы начальная скорость и ускорение в момент времени 2 с? 3. Найти производную: y=x 2 +3x-x 4 +9x 5 4. Движение материальной точки задано уравнением: x=5+10t+0,5t 2 . Найти скорость и ускорение в момент времени 4с. Решить двумя способами.

Слайд 15

Взаимопроверка Правильно 4 задания - «5», 3 задания - «4», 2 задания - «3» Вариант1. 1 .1; 2 .v 0 =5м/с, a=-4м/с 2 ; 3 .y=2+8x-45x 4 . 4 .v(4)=28м/c, a(4)=2м/c 2 . Вариант 2. 1 . 3; 2 . v 0 =10м/с;а=-2м/с 2 ; 3 .y=2x+3-4x 3 +45x 4 . 4 .v(4)=12м/c,a=1м/c 2 .

Слайд 16

11.11.14 «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» Дьёрдь де Хевеши

Слайд 17

РЕФЛЕКСИЯ Допишите предложения, ответьте на вопросы. Сегодня на уроке я узнал..... Самым интересным на уроке для меня было..... Моя оценка за тест.... Какую бы отметку я поставил себе за урок?

Слайд 18

Домашнее задание . B 8 № 119975. Материальная точка движется пря­молинейно по закону: x=t 2 +4t+5 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с. 2. B 8 № 119976. Материальная точка движется пря­молинейно по закону: x=t 2 +7t-4 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость в (м/с) в момент времени t = 6 с. Задачи решить двумя способами.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Тема урока:_________________________________________________________________

Задача №1 Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=2+20t+5t2. Найти ее скорость и ускорение в момент времени t=2c.

Физический способ

 v0= __________________________________

a= _____________v(t)=________________ v(2)=__________

Ответ: v(2)= _______,a(2)= _________

Математический способ:

          Решение: __x(t)=2+20t+5t2

v=x/(t)=

a=v/ (t)=

Ответ:

Задача №2 Движение материальной точки описывается  уравнением x(t)= 5-8t+4t2. Приняв массу материальной точки 2 кг найти импульс через 2 с?

Физический способ:

Ответ:

Математический способ.

Ответ:

Задача №3. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=10+10t-t3. Найти скорость и ускорение в момент времени 2с.

Ответ:

Тест:

                   

                   

 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока " Решение задач с помощью пропорции" в 6 классе

Данный урок разработан для 6 класса. Тип урока - обобщение. К нему есть презентация....

Методическая разработка урока по теме "Построение графиков функции с помощью производной".

Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе. Соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Используемые технологии: критическое мышление через чтение и письмо, ИКТ, технология сотрудничества и п...

Разработка урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений» 8 класс

Цель урока: - научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений; - закреплять навыки решения квадратных уравнений; - развивать логическое мышление учащихся.Задачи урока: Науч...

Методическая разработка урока "Решение задач с помощью систем уравнений. 7 класс"

Методическая разработка урока в 7 классе по теме:"Решение задач с помощью систем уравнений"....

Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)

Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....

Урок решения задач по теме "Движение тел под действием силы тяжести"

План урока с применением технологии модульного обучения....