Применение дискретного подхода на уроках физики
учебно-методический материал по физике на тему

                 Дискретный подход на уроках физики.

 

1.     Сущность дискретного подхода

Сущность подхода заключается в том, что учитель на каждом уроке совместно с учащимися проводит анализ структуры учебного материла, выделяют главные и второстепенные элементы знаний. Главными (доминирующими) элементами знаний (ДЭЗ) считаются те, которые:

- встречаются впервые в курсе;

- входят в число основных понятий, которые необходимо усвоить на данном уроке и без которых невозможно дальнейшее понимание материала;

- имеют большое мировоззренческое значение.

Выделяются следующие основные функции дискретного подхода к усвоению материала школьного учебного предмета:

1) функция выработки умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания;

2) функция развития мышления в процессе анализа и составления ответов;

3) функция приобретения навыков учебного труда, самостоятельного поиска знаний;

4) функция закрепления и прочного запоминания учебного материала.

Дискретный подход к усвоению знаний позволяет осуществлять различные методические приёмы работы с выделенными элементами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

                 Дискретный подход на уроках физики.

  1. Сущность дискретного подхода

Сущность подхода заключается в том, что учитель на каждом уроке совместно с учащимися проводит анализ структуры учебного материла, выделяют главные и второстепенные элементы знаний. Главными (доминирующими) элементами знаний (ДЭЗ) считаются те, которые:

- встречаются впервые в курсе;

- входят в число основных понятий, которые необходимо усвоить на данном уроке и без которых невозможно дальнейшее понимание материала;

- имеют большое мировоззренческое значение.

Выделяются следующие основные функции дискретного подхода к усвоению материала школьного учебного предмета:

1) функция выработки умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания;

2) функция развития мышления в процессе анализа и составления ответов;

3) функция приобретения навыков учебного труда, самостоятельного поиска знаний;

4) функция закрепления и прочного запоминания учебного материала.

Дискретный подход к усвоению знаний позволяет осуществлять различные методические приёмы работы с выделенными элементами.

Приемы использования ДЭЗ:

  1. Проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования.
  2. Выборочная проверка знаний в пределах ДЭЗ одного урока.
  3. Письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ одного или нескольких уроков.
  4. Включение вопросов по знанию ДЭЗ в контрольные и лабораторные работы.
  5. Проведение зачетных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы.
  6. Взаимоконтроль знаний ДЭЗ в пределах темы.
  7. Проверка усвоения ДЭЗ после уроков как средство дополнительной работы со слабыми учениками.
  8. Проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок за четверть.
  9. Годовое повторение материала по ДЭЗ.
  10. Повторение по словарям ДЭЗ в процессе подготовки к экзаменам.

Я считаю, что применение дискретного подхода дает возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности; реализовать принцип систематичности обучения; приобретать учащимися умений и навыков самостоятельного анализа учебного материала, выделение его элементов и функций этих элементов. К тому же применение дискретного подхода создает благоприятные условия для сочетания понимания и прочного запоминания учебного материала, а  наличие специальной тетради с ДЭЗ позволяет повысить оперативность контроля.

2. Использование  дискретного подхода в процессе обучения

Ученики вместе с учителем составляют вопросы по теме и находят на них ответы из учебника. Таблицу составляют в тетради.

Изученный материал по выделению ДЭЗ по теме «Давление твердых тел» может быть представлен учащимся в следующем виде

Задание или вопрос

С.

Ответ

1. Почему, когда человек идет на лыжах по рыхлому снегу не проваливается в него, а без лыж проваливается сразу же?

77

Его вес действует на разную площадь.

2. От чего зависит результат действия силы на опору?

77

Результат действия силы на опору зависит не только от модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.

3. Что надо знать, чтобы определить давление?

78

Надо знать силу и площадь.

4. Как определить давление?

78

Давление = сила/ площадь

5. Формула для вычисления давления

79

Р= F/S, где F-сила,S-площадь поверхности,Р-давление.

6. Что называется давлением?

78

Давление - это физическая величина, равная отношению силы,действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

7.Каков физический смысл давления.

78

Давление показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.

8. Что принято за единицу давления?

79

За единицу давления принимают такое давление, при котором на единицу площади действует единица силы.

9. Что принято за единицу давления в СИ?

79

За единицу давления в СИ принято такое давление, при котором на поверхность площадью 1действует сила в 1Н.

10. Получить наименование единицы давления.

79

[P]==  ньютон

           квадратный метр

11.Получить обозначение

единицы давления.

79

[P]=== Па

12. Какие еще единицы давления используются и связь их с основной единицей.

79

1кПа = 1000 Па

1 г Па = 100 Па

1 Па = 0,001 кПа

1 Па = 0,01 гПа

13. Формулы для вычисления силы давления и площади опоры.

 

 F = p*S

S= F/P

14. Можно ли изменять давление в твердых телах?

80

81

Давление может увеличиваться или уменьшаться.

 15.Что нужно сделать, чтобы увеличить давление на площадь поверхности?

81

Необходимо увеличить силу, действующую на поверхность или уменьшить площадь , на которую действует сила.

16. Что нужно сделать, чтобы уменьшить давление на площадь поверхности?

81

Нужно уменьшить силу, или увеличить площадь, на которую действует сила.

17. Где применяются способы увеличения или уменьшения давления в твердых телах?

81

Укладка рельсов, гусеницы тракторов, шины грузовых автомобилей, лезвия ножей, ножниц и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностного подхода на уроках информатики

Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогическ...

Применение психодидактических подходов на уроках физики.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Потребность соединения психологического и дидактического знания в единую систему воздействия на личность отмечалась неоднократно в трудах педагогов и психологов. Идея р...

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...