Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО
методическая разработка по физике на тему

Полякова Юлия Юрьевна

применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_keys_moy_doklad.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО

2.

Актуальность:

каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса.

3.

Цель:

Освоение методических основ кейс – технологии.

Задачи:

  •  Отработка алгоритма применения кейс -технологии;
  •  Формирование умения использовать полученные навыки для решения актуальных педагогических проблем.

4.

Кейс – технология

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

При  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

5.

Этапы кейс метода

  1. Представление конкретных жизненных ситуаций;
  2. Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного    решения;
  3. Актуализация комплекса знаний для     решения проблемы;
  4. Выработка моделей действий для разрешения ситуаций.

6.

Работа ученика с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

 2 этап — выделение основной проблемы (проблем);

 3 этап — анализ принятия того или иного решения;

 4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

7.

Действия учителя

  •   создание кейса или использование уже имеющегося;
  •   распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  •   знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  •   организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
  •   работа с кейсом;
  •   организация презентации решений в малых группах;
  •   организация общей дискуссии;
  •   обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  •   оценивание учащихся преподавателем.

8.

Источники кейсов

  • Реальная жизнь;
  • Средства массовой информации;
  • Анализ научных статей, монографий; Художественная и публицистическая литература;
  • Интернет.

9.

Ценность кейс-метода на уроках физики:
данный метод предполагает не овладение ребенком готовым знанием, а направляет на сотворчество субъектов процесса обучения;
 способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, находить новые практические приемы для решения поставленной проблемы, развивать системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания;
ученик имеет возможность дать собственную оценку рассматриваемому вопросу, аргументировать свою точку зрения.

Тем самым кейс – метод позволяет
 в процессе обучения активизировать каждого школьника
и вовлечь его в процесс анализа
и принятия решений.

10.

Достоинства новой технологии:

  • учащийся на уроках физики может применить полученные знания не только при решении абстрактных задач из учебника, а разрешить реальную проблему из жизни, которую он, в общем-то, и будет решать после окончания обучения;
  • разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания;
  • в процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.

11.

Выделим основные существенные черты учебной ситуации, которую можно разрешить на уроке физики посредством кейс-метода:

  •  учебная ситуация специально готовится (создается, редактируется, конструируется) с учетом  целей обучения науки «физика»;
  • предлагаемая учебная задача и представленный к ней кейс должны способствовать развитию умений ребенка анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции, связанные с поставленной  проблемой;
  • используемая учебная ситуация  должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения на получение возможных способов ее разрешения;
  • предлагаемый кейс к данной учебной задаче должен соответствовать учебному курсу (программе) по физике;
  • предлагаемый кейс направлен на  формирование  определенных личностных качеств и возможно профессиональных навыков  в контексте конкретного научного мировоззрения.

12.

Какая ситуация может быть разрешена на уроке физики посредством кейс – метода?

это ситуация, связанная с изучением физики и удовлетворяющая следующим условиям:
1. изучение последних научных открытий и возможные направления их применения;
2. современная актуальная проблема (разрешение которой в основном связано со знанием физических законов) способная дать продолжение ситуации в будущем;
3. более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном – «теории» вопроса;
4. обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации.
5. на тех уроках физики,  где требуется анализ большого количества научной литературы и документов.

20.

Рефлексия

Всесторонне изучив данную проблему, пришли к выводу, что современное общество не может развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление.

21.

Вывод

Преимущества кейс-технологий:

•  использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;

•  получение навыков работы в команде;

•  выработка навыков простейших обобщений;

•  выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

22.

Выбор в пользу применения кейсов на уроках физики учителем должен осуществляться с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.

Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.

Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов....

Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Современный урок русского языка в условиях реализации требований ФГОС СОО

Методика проведения современного урока по русскому языку...