Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Иванова Ирина Витальевна

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы  .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лабораторная работа по физике № 10 8 класс

Слайд 2

Лабораторная работа № 10 Сборка электромагнита и испытание его действия. Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие. Приборы и материалы: источник тока, реостат, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка (компас), амперметр, детали для сборки магнита.

Слайд 3

Правила техники безопасности. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует удалить часы и мобильный телефон. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения. Реостат нельзя полностью выводить из нагрузки, т.к. сопротивление его при этом становится равным нулю!

Слайд 4

Тренировочные задания и вопросы. 1. Вставьте пропущенные слова: а) Электрическое поле существует вокруг ___________________ электрического заряда. б) Магнитное поле существует только вокруг __________________электрических зарядов.

Слайд 5

2.Нарисуйте магнитные линии вокруг прямого проводника с током. 3. Электромагнит – это ________________________________________________________________

Слайд 6

Как можно усилить магнитные свойства катушки с током?

Слайд 8

При замыкании ключа южный полюс стрелки S повернулся к ближнему к нему концу катушки. Какой полюс у этого конца катушки при замыкании цепи?

Слайд 9

Ход работы. 1. Составьте электрическую цепь из источника тока, катушки, реостата ,амперметра и ключа, соединив всё последовательно. Начертите схему цепи . Замкните цепь и с помощью компаса определите полюсы у катушки.

Слайд 10

Ход работы. Обозначьте полюсы катушки на рисунке.

Слайд 11

Ход работы. 3 . а)Измерьте расстояние от катушки до стрелки ℓ 1 и силу тока I 1 в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу . Катушка без сердечника ℓ 1 , см I 1 , А ℓ 2 , см I 2 , А

Слайд 12

б)Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние ℓ 2 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу.

Слайд 13

4. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку будет едва заметно. Вставьте железный сердечник в катушку. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как? Сделайте вывод. Нарисуйте схему сборки цепи. Обозначение катушки с сердечником на схеме.

Слайд 14

5.Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с железным сердечником на некоторое расстояние. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как ? Сделайте вывод .

Слайд 15

Ход работы. 6.Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод : Как изменится действие магнитного поля катушки на стрелку при смещении ползунка реостата .

Слайд 16

7.Сделайте соответствующие выводы. 8.Из готовых деталей соберите электромагнит. Катушки соедините между собой последовательно так, чтобы на их концах получились разноименные полюсов. С помощью магнитной стрелки установите расположение полюсов электромагнита. Начертите схему электромагнита и покажите на ней направление тока в его катушках.

Слайд 17

Литература: 1 . Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В.Перышкин.-4-е изд., доработ.-М.:Дрофа, 2008. 2 . Физика. 8 кл.:учеб. Для общеобразоват. учреждений/Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2008. 3 . Лабораторные работы и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 8-го класса.-Саратов: Лицей, 2009. 4 .Тетрадь для лабораторных работ. Сарахман И.Д. МОУ СОШ №8 г.Моздока РСО-Алания. 5 .Лабораторные работы в школе и дома: механика/В.Ф.Шилов.-М.:Просвещение, 2007. 6 .Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В. Иванова.-24-е изд.-М.:Просвещение, 2010.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 10

Сборка электромагнита и испытание его действия

Цель работы: научиться собирать электромагнит из готовых деталей и изучить принцип его действия; проверить на опыте от чего зависит магнитное действие электромагнита.

Приборы и материалы: лабораторный источник тока, реостат, амперметр, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка(компас), детали для сборки электромагнита.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя.  Оберегайте приборы от падения. Реостат нельзя полностью выводить из нагрузки, т.к. сопротивление его при этом становится равным нулю!

Тренировочные задания и вопросы

1.Вокруг чего существует электрическое поле?

2.Вокруг чего существует магнитное поле?

3.Как можно изменить магнитное поле катушки с током?

4.Что называют электромагнитом?

5.При замыкании ключа северный    полюс стрелки N повернулся к

ближнему к нему концу катушки. Какой полюс у этого конца катушки

при замыкании цепи?

6. Как изменится действие магнитного поля катушки на стрелку при смещении ползунка реостата влево? Вправо?

Порядок выполнения работы

1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра  и ключа, соединив их последовательно. (Рис.1)Нарисуйте схему сборки цепи.

Лабораторная работа № 10

Сборка электромагнита и испытание его действия

Цель работы: научиться собирать электромагнит из готовых деталей и изучить принцип его действия; проверить на опыте от чего зависит магнитное действие электромагнита.

Приборы и материалы: лабораторный источник тока, реостат, амперметр, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка(компас), детали для сборки электромагнита.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя.  Оберегайте приборы от падения. Реостат нельзя полностью выводить из нагрузки, т.к. сопротивление его при этом становится равным нулю!

Тренировочные задания и вопросы

1.Вокруг чего существует электрическое поле?

2.Вокруг чего существует магнитное поле?

3.Как можно изменить магнитное поле катушки с током?

4.Что называют электромагнитом?

5.При замыкании ключа северный полюс стрелки N повернулся к

ближнему к нему концу катушки. Какой полюс у этого конца катушки

при замыкании цепи?

6.Как изменится действие магнитного поля катушки на стрелку при смещении ползунка реостата влево? Вправо?

                           Порядок выполнения работы

1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра  и ключа, соединив их последовательно. (Рис.1)Нарисуйте схему сборки цепи.

2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки. Обозначьте полюсы катушки на рисунке.

Рис.1

3. а) Измерьте расстояние от катушки до стрелки  ℓ1 и силу тока  I1  в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу.

б) Отодвиньте магнитную стрелку  вдоль оси катушки на такое расстояние  ℓ2, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока  I2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу.

Таблица

Катушка

без сердечника

1, см

I1, А

2, см

I2, А

4.Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку будет едва заметно. Вставьте железный сердечник в катушку. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как? Нарисуйте схему сборки цепи.

M:\урок сегодня  8кл\3.PNG

5.Отодвиньте компас вдоль оси катушки с железным сердечником на некоторое расстояние. Изменилось  ли  действие электромагнита на стрелку? Как?    Сделайте вывод.

6.Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие

  электромагнита на стрелку.  Сделайте вывод: как изменится действие магнитного поля катушки на стрелку при смещении ползунка реостата.

7.Сделайте соответствующие выводы.

8.Из готовых деталей соберите электромагнит. Катушки соедините между собой последовательно так, чтобы на их концах получились разноименные полюсов. С помощью магнитной стрелки установите расположение полюсов электромагнита. Начертите схему электромагнита и покажите на ней направление тока в его катушках.

2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.Обозначьте полюсы катушки на рисунке.

Рис.1

3. а) Измерьте расстояние от катушки до стрелки  ℓ1 и силу тока  I1  в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу.

б) Отодвиньте магнитную стрелку  вдоль оси катушки на такое расстояние  ℓ2, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока  I2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу.

Таблица

Катушка

без сердечника

1, см

I1, А

2, см

I2, А

4.Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку будет едва заметно. Вставьте железный сердечник в катушку. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как? Нарисуйте схему сборки цепи.

M:\урок сегодня  8кл\3.PNG 

5.Отодвиньте компас вдоль оси катушки с железным сердечником на некоторое расстояние. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как? Сделайте вывод.

6.Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие

  электромагнита на стрелку.   Сделайте вывод: как изменится действие магнитного поля катушки на стрелку при смещении ползунка реостата.

7.Сделайте соответствующие выводы.

8.Из готовых деталей соберите электромагнит. Катушки соедините между собой последовательно так, чтобы на их концах получились разноименные полюсов. С помощью магнитной стрелки установите расположение полюсов электромагнита. Начертите схему электромагнита и покажите на ней направление тока в его катушках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"

Цели урока:Обучающие:  формировать умение, расчитывать ускорение свободного падения на ЗемлеРазвивающие: развивать умение и навыки сравнивать, применять знания в конкретных ситуацияхВоспитательны...

Л.Р. №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Содержит поурочный план, ЛР, интерактивныйерисунки устройство и работа эалектромагнита....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

Лабораторная работа № 8. Изучение магнитных свойств катушки с током. Сборка электромагнита и испытание его действия.

Лабораторная работа № 8. Изучение магнитных свойств катушки с током. Сборка электромагнита и испытание его действия....

Лабораторная работа №12«Сборка электромагнита и испытание его действия» в 8 классе ( физико-математический профиль)

В рамках дисанционнобучения для учащизся разработан план занятий по выполнению лаборатоной работы....

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Разработка урока с практической направленностью.Цели урока: научить собирать электромагнит из готовых деталей и опытным путём проверить, от чего зависит его магнитное действие....

методическая разработка урока 10 класс «Механическая работа. Мощность»

Образовательная цель: продолжение формирования понятий работа и мощность; формирование понимания и воспроизведения полученных знаний....