Статья на тему: Использование французских мастерских на уроках физики
статья по физике на тему

Тарасова Татьяна Павловна

Использование французских мастерских на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_frantsuzskih_masterskih_na_urokah_fiziki.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

         Использование французских мастерских на уроках физики

    В школе, как нигде, сохранились в неприкосновенности не только дореволюционные, но даже средневековые порядки, традиции, принципы. Урок, класс, доска,  вызов к доске, отметки в журнале, экзамены – всё осталось прежним. Даже содержание учебных программ и требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы тоже почти не изменились.  Школа во все времена была призвана дать учащемуся образование, сделать его вообще образованным человеком,  который:

  1. имеет достаточный запас сведений и достаточное умственное развитие, чтобы с успехом учиться в ВУЗах,
  2. владеет письменно и устно родной литературной речью;
  3. сознательно относится к явлениям, происходящим в природе и в окружающем человеческом обществе;
  4. способен самостоятельно и правильно мыслить о вопросах личной, общественной и политической жизни;
  5. умеет ценить произведения искусства и науки, читать и понимать общественно-научную и учебную литературу.

  Для достижения соответствующего уровня в общеобразовательной школе важную роль имеет содержание обучения, а также характер обучения. А оно должно быть развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим и научным. И говоря о характере обучения, мы в первую очередь имеем в виду технологии, которые мы применяем в учебном процессе.

   В последние годы стал заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это вне урока – на улице,  на переменах, в виртуальном пространстве, а на уроках скованны, говорят плохо, односложно, не могут выразить свою мысль, а чужие – не запоминают. Мы взрослые, даём им указания кого любить, кого ненавидеть, о чём писать и как писать, что хорошо и что плохо. Но ребята интуитивно чувствуют, что эти указания как-то противоречат их жизни, а иногда просто непригодны для жизни. Поэтому возникает противоречие между словами и поступками. Чтобы как-то ликвидировать это противоречие, необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Одной из таких технологий и является технология уроков-мастерских.

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»;  она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С. Френе, психологии гуманизма  Л.С. Выготского,  Ж. Пиаже,  К. Роджерса.

Мастерская выступает как форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность учащихся и вместе с тем предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.п.

Ещё Паскаль считал: «Человек познает, что он такое, с помощью двух наставников: инстинкта и опыта». Если согласиться с этим высказыванием, то надо сделать так, чтобы ученик был погружён в деятельность самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством. С этой точки зрения педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая позволяет не вбивать знания в детей, а создавать условия для проживания того, что накоплено поколениями в культуре и науке, и овладение ими.

В истории школы сложился традиционный урок, к проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, а ученик учится. Чаще при этом учитель говорит, а ученик слушает, молчит, кое-что запоминает и мечтает, когда закончится урок и он будет на свободе.

А мастерская? Там все что-то мастерят и каждый при этом идёт своим путём. И если в традиционной форме урока заложен принцип «Делай как я – вот тебе план», то в мастерской – «Делай по своему, исходя из своего личного опыта, своих интересов и своих особенностей и при этом корректируй себя сам». Но при этом и мастерская, как и урок, объединяет все три направления деятельности: обучающее, развивающее и воспитывающее.

Мастерская – это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную, поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний. Как известно, всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания. Поэтому цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился казалось бы известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание. Кроме того, в мастерской отсутствует оценка, соревнование, соперничество. Всё это заменяется самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Здесь чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры. При этом очень важен принцип выбора материала, вида деятельности. А как известно без выбора нет свободы. Результат же получается методом проб и ошибок,  что повышает ценность самого процесса творческого поиска.

Мастерская, выступающая как форма проведения учебных занятий, состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят и вместе с тем предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.п.

На мастерской знания «выстраиваются», а не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний учениками возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. У учеников исчезает страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания.

Гуманистический потенциал данной технологии легко обнаруживается, например, на основе сравнения этапов традиционного урока изучения нового материала с содержанием этапов мастерской конструирования новых знаний. В следующей таблице сделана попытка такого сравнения:

Этапы

Традиционный урок

                                  Мастерская

1

Организационный момент и опрос по учебному материалу, который был задан на дом

Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний учащихся.

Обогащение знаний с помощью задания, выполненного соседом.

Корректировка и развитие знаний в процессе общения в четверках.

2

Объяснение учителем нового материала

Выполнение индивидуального задания на обнаружение и фиксацию учащимися их знаний и субъектного опыта в связи с названием новой темы и (или) ее ключевыми словами (в объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента)

Выполнение индивидуальных заданий по сопоставлению проявленных знаний и опыта с тем, что представлено в учебниках и других источниках информации. Обсуждение учащимися в четверках результатов этого сопоставления. При этом все члены группы поочередно представляют товарищам свои результаты и используют такие клише: «Я полагал, что..., но на самом деле...», «Мои представления о... пришлось несколько уточнить, так как...», «.., «То, что написано по поводу ... совпадает с моими представлениями, но...» и др. В беседах происходит уточнение тех или иных моментов содержания темы

Затем результаты работы каждая группа каким-либо образом предъявляет всему классу

3

Закрепление: обычно фронтальный опрос или решение задачи

Выполнение заданий на понимание сущности нового материала и (или) на его применение

Каждый ученик в четверках получает индивидуальное задание, которое, возможно, является частью общей работы по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и свои действия в четверке, причем так, чтобы готов был ответить по этому заданию каждый из учеников четверки. Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу

Возможно, свою «афишу» вывешивает и учитель

Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои работы

Групповая или фронтальная рефлексия Возможно выполнение контрольных заданий

4

Домашнее задание, обычно безальтернативное: параграфы и задачи

Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся выбирают то, что соответствует степени усвоения ими новой темы, интересам и желаниям

В предложенной таблице в колонке «Мастерская» возможны изменения, но обязательным на уроке являются ситуации: проявления субъектного опыта учащихся; «разрыва»: новое знание не согласуется с прежними представлениями; самооценки; а также предъявление выполненных заданий одноклассниками и их последующая коррекция, коллективно распределённая деятельность, некоторая отстранённость учителя, который не навязывает свои оценки. Ученик сам выполняет задания и предлагает свои варианты.

В мастерской отсутствует оценка, соревнование, соперничество, всё это заменяется самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Здесь чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры. Очень важен принцип выбора материала, вида деятельности. Результат же получается методом проб и ошибок, что повышает ценность самого процесса творческого поиска.

Рассмотрим применение мастерской по некоторым темам на уроках физики.

Пример мастерской по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Испарение и конденсация. Кипение»

1. Учащиеся изучают список ключевых слов темы (испарение, конденсация, ненасыщенный пар, насыщенный пар, термодинамическое равновесие, кипение, критическая температура) и индивидуально заполняют колонки следующей таблицы:

           

            Знаю

       

             Хочу выяснить

  1. Учащиеся таблицы показывают своим соседям по парте, затем, если это

необходимо, дополняют записи в таблице.

    3.  Несколько учеников озвучивают в классе записи в своих тетрадях.

    Класс может быть разбит на четвёрки, каждой из которой дано задание выяснить, например, от каких факторов зависит испарение, а также записать что общее имеют и чем различаются кипение и испарение. При ответах используют слова « Я полагаю…», «Я считаю…»

    Первая часть задания может сопровождаться экспериментом, результаты которого могут изображаться группой учащихся на листах.  Поочерёдно свой лист каждая группа вывешивает на доске и «защищает» свою работу.

    Закрепление темы проходит в виде контрольного теста, выполнив который ребята сравнивают свои ответы с ответами на экране.

  В конце урока ребята получают возможность выбрать одно из нескольких предлагаемых домашних заданий. 

  Урок-мастерская заканчивается рефлексией. Происходит самоанализ сделанного. Учащиеся вспоминают что знали на начало урока и что узнали за весь урок. Делают выводы, продолжая одну из фраз: «Я узнал...», «Я научился...», «Я понял, что могу...», «Мне понравилось...», «Для меня стало новым...», «У меня получилось...», «Я приобрёл...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему:Формирование метакогнитивного опыта на уроках физики.

Данная статья отражаетструктурирование учебного материала в компетентностно-ориентированной образовательной модели на примере изучения темы "Внутренняя энергия"....

статья на тему: "Решение экспериментальных задач на уроках физики".

Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике....

Статья на тему "Использование интерактивной доски на уроках математики"

Статья"Использование интерактивной доски на уроках математики" рассматривает пример проведения урока- закрепления по математике в 6 классе темы "Координатная плоскость", а так же показывает преимущест...

Статья на тему: "Использование ИКТ-технологий на уроке математики."

Статья на тему:"Использование ИКТ-технологий на уроке математики"  учитяля математики ГБОУ ЦО №173 Колескиной Светланы Игоревны....

Статья по теме "Использование информационных технологий на уроках математики"

Использование инновационных технологий на уроках математики, в частности презентаций и нитерактивный режим работы показывает на сколько повышается у школьников мотивация учения, улучшается результатив...

Статья "Разработка и использование интерактивных тренажеров на уроках физики"

Статья посвящена проблеме разработки и использования интерактивных тренажеров на уроках физики. Подготовлена для участия в YII Международной Школы-конференции "Информатика в образовании".  ВГУ , ...