Педагогический проект «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся»
проект по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Ковальчук Светлана Макаровна

Педагогический проект «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

Кафедра оценки и управления качеством

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Педагогический проект «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся»

Выполнил: Ковальчук Светлана Макаровна,

выпускник курсов профессиональной

переподготовки по направлению

«Основы педагогической деятельности»

Научный руководитель:

Тайшет  2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                 Стр.

Введение ……………………………………………………………………3.

 Актуальность проекта …………………………………………………….3

Глава 1

1.1. О школьном физическом эксперименте……………………………..5

1.2. Творческая работа – домашний опыт…………………………………7

Глава 2. Организация и формы исследовательской деятельности учащихся

2.1. Формы исследовательской деятельности учащихся ………………….8

2.2.  План практической реализации проекта, анализ результатов проектной деятельности………………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………..……….10

Список литературы…………………………………………………..………12

Приложения………………………………………………………………..…13

Введение

«СУХА ТЕОРИЯ, МОЙ ДРУГ, А ДРЕВО ЖИЗНИ ПЫШНО ЗЕЛЕНЕЕТ…»

И.В. Гёте.

Актуальность проекта «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся» заключается в том, что в  последние годы интерес к изучению физики очень упал. Эта наука всегда была трудной, но и политика гуманизации образования привела к  тому, что интереса  к естественным наукам среди подрастающего поколения практически нет.

     Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Учебный процесс в сельской школе необходимо перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Для определения эффективности учебно-исследовательской деятельности мы сравнили олимпиаду и научную конференцию (как форму подведения итогов исследовательской деятельности школьников) по ряду параметров, что выявило необходимость перестройки учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим основные факторы, ведущие к таким выводам.

Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении знаний и т.п.), во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую работу и т.п.).

Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе: в первом случае – продуктивный (делай сам), во втором – креативный (выражение собственного “я”, сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя).

Роль учащегося в образовательном процессе до и во время олимпиады – обучаемый, “решатель задач”; до и во время конференции – исследователь научной проблемы, докладчик.

Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер” в решении задач, роль педагога при проведении исследовательской работы и подготовке к конференции – научный руководитель.

 Уменьшение количества часов физики привело к  тому, что обучающиеся не успевают усвоить весь объём информации, поэтому назрела необходимость заниматься внеурочной деятельностью по предмету.

Для меня, как педагога, актуальность проекта заключается  в организации внеурочной деятельности обучающихся, в привитии интереса к предмету, и, как следствие, к профессиям технического направления, что актуально для страны в целом.

Для образовательного учреждения – это повышение в рейтинге участия в олимпиадах по естественным наукам, занятость детей во внеурочное время, организация работы с одарёнными детьми.

Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки. Этим обусловлен выбор темы эксперимента: “Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся”.

Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.

Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей.

Основной результат эффективной самореализации –достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.

Целью данного проекта было определено создание условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры.

В соответствии с целью, были поставлены задачи проекта: 

-изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме;

  • проанализировав уже существующие применяемые инновационные технологии, выбрать пути решения осуществления своего проекта;
  • создать комфортную образовательную среду, сделав свои уроки интересными, обеспечивающими положительную мотивацию на изучение физики;

выявление дидактических средств, способствующих повышению эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении физике; 

-объединить группу обучающихся в клуб юных физиков для выполнения     проекта;

  • изучить литературу и подобрать опыты для проведения занятий;
  • провести занятие «Физика вокруг нас»;
  •  создать учебный видеофильм по теме  «Физика вокруг нас;
  • ведение элективного курса «Физика дома и в доме»;
  • провести рефлексию обучающихся по результатам проекта;
  • с членами клуба юных физиков принимать участие в научных конференциях, предметных конкурсах и олимпиадах,  выпуске предметной газеты и  т.д.;
  • проверка эффективности предложенных средств в реальной практике;
  • проведение анализа, систематизации  и обобщения результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Глава 1

Физику школьники начинают изучать в седьмом классе. Седьмой класс – период наибольшей социальной активности в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, охотно работают в межвозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы и предпочтения. Они  охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Они с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях. Важно не погасить это качество, а, наоборот, укрепляя его, углублять интерес к определенной группе учебных предметов в зависимости от индивидуальных склонностей учащегося

Также в подростковом возрасте отмечается резкое падение качества знаний, умений и навыков, т.е. ухудшаются оценки в журнале. За всем этим стоят закономерные процессы возрастной психологии. Если в начальной школе ребенок, бесконечно доверяя учителю, легко запоминает и воспроизводит материал, хорошо иллюстрированный (в учебнике много картинок), то в среднем и старшем звене ребенку важнее осознать суть явления, понятия, и тогда он с легкостью пользуется этим знанием.

Кроме того, объем материала значительно увеличивается, по сравнению с начальной школой, и в большинстве случаев оказывается недостаточно природного запаса памяти. Также в подростковом возрасте изменяется характер мышления.

Поэтому, необходимо развивать психологические особенности учащихся: память, волю, внимание, творческое мышление; развивать интеллектуальную активность учащихся.

Огромную роль при обучении физике играет наглядность, опора на конкретный образ, поэтому нельзя недооценивать наглядные методы обучения, особенно на начальном этапе обучения физики.

Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса физики. Он позволяет дать заключения о степени справедливости тех или иных гипотез. Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает проблемные ситуации. Это случается, когда данные, полученные опытным путем, вступают в противоречие с известными физическими закономерностями. Т.о. ясно, что изучение физики может быть полноценным только при систематическом и хорошо продуманном использовании учебного физического эксперимента, т.е. когда наблюдения и опыты станут в число ведущих методов обучения. Особенно это важно при переходе на профильное обучение и формировании учебно-познавательных компетенций.

Можно выделить следующие структурные элементы деятельности учащегося: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Наиболее существенным моментом творческой деятельности является высказывание гипотез и их проверка.

По содержанию творческие задания могут быть подразделены на следующие виды: экспериментально-исследовательские, конструкторские, домашние творческие задания на проектирование физических опытов и задачи практического содержания.

Выполнение исследовательского задания для учащихся является познанием еще непознанного.

Активность учащегося определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.

Экспериментально-исследовательские задания являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

Нетрадиционной формой проведения уроков изучения нового материала являются уроки сотрудничества. Здесь объяснение нового материала учителем сопровождается исследовательской работой учащихся в группах. Каждая группа получает свое задание, проводит исследование, делает выводы. Заслушивая отчеты групп, составляется опорный конспект, по которому проводится закрепление нового материала. Такие уроки ребята запоминают надолго.

Домашние опыты и наблюдения:

  • дают возможность расширять область связи теории с практикой;
  • развивать интерес к физике и технике;
  • рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству;
  • приучают к самостоятельной исследовательской работе;
  • вырабатывают наблюдательность, развивают внимание, настойчивость и аккуратность;
  • приучают к сознательному труду.

Мы заметили, что домашние экспериментальные задачи учащиеся выполняют с большим интересом, чем другие виды домашних работ. А умения наблюдать, экспериментировать, конструировать, помогут учащимся в подготовке к труду в различных областях производства.

Следующий вид творческой работы – это конструкторские задания. Ребята изготавливают действующие модели фонтанов, динамометр, электроскоп и другие приборы.

Успех выполнения творческого задания, его обучающее и развивающее значение во многом зависят от того, насколько разнообразными и содержательными окажутся решения. Но для того, чтобы идеи учащихся отличались разнообразием, чтобы ими был затронут больший объем материала, во многих случаях необходима вводная беседа, в ходе которой  намечают возможные пути поиска.

Работая над творческими заданиями, учащиеся могут пользоваться индивидуальными консультациями учителя, о чем они должны быть извещены. Но помощь не должна носить характера подсказки, полностью устраняющей творческую работу.

Различные виды творческих заданий в своей совокупности позволяют нам широко варьировать содержание творческих задач и степень их сложности. Это дает возможность учитывать разнообразные интересы учащихся, уровень их подготовки.

Такая  система работы по разным направлениям, позволяет формировать практические навыки  учащихся. В целом же, делать окончательные выводы можно будет лишь через некоторое время, когда полученные знания и умения помогут выпускнику реализовать себя в различных сферах деятельности человека. Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, связанными с физикой. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию - он добьется успеха, независимо от выбранной им профессии.

Глава 2

Организация исследовательской деятельности учащихся:

Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества в школе из разовых участий в районных и городских конференциях необходимо создать общество, основанное на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Основной целью  должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. В ходе работы необходимо сформировать некоторые направления деятельности:

  • организация исследовательской работы учащихся;
  • участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • распространение и пропаганда данной деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

  1. Элементы исследования в рамках учебных предметов
  2. Элективные курсы – школьный компонент
  3. Домашний эксперимент
  4. Экскурсия
  5. Конференция или конкурс
  6. Клуб или молодежное объединение

Реализация проекта.   В условиях сельской школы  на первый план выходит формирование у школьников самостоятельной  учебно-исследовательской деятельности, содержание которой составляют теоретические знания, исследовательские умения и навыки.

Реализовать проект предполагаю через творческие задания на уроках, через элективные курсы «Физика дома и в доме» и домашний эксперимент. (Приложение)

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2014 – май 2017 г

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Сроки исполнения

Задачи этапа

Ожидаемый результат

Ответственные

1. Подготовительный

Сентябрь 2014-май 2015

1. Организационные.

Разработать план по разработке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов

 

2. Мотивационные:

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

 

4. Содержательные:

Изучить нормативно-правовую документацию. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.

 

5.Информационные:

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

Система мониторинга проекта.

 

2. Практический

Сентябрь 2015 - май 2017

1. Осуществить апробацию проекта

Реализация целей и задач проекта

 

2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта

Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

 

3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

 

4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта

Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта

 

3. Контрольно-оценочный

Май 2017

Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в сельской школе. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней.

Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта.

 

Заключение

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Занятия исследовательской деятельностью связываются с успешностью по другим параметрам обучения: например, количеству учеников класса, школы района, принявших участие в олимпиадах, чтениях и других такого же рода мероприятиях, связь между количеством учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и, например, количество поступивших в те или иные вузы. Используя эти критерии, можно объективно засвидетельствовать определенные выгодные процентные соотношения между исследовательской деятельностью и общей развитостью.

 Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными “своими” и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – “хорошо”, “престижно”. Заметим, что указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.

Информационно-методическая деятельность реализуется мной путем непрерывного самообразования.

Ожидаемые результаты проекта

  • 1.  Увеличение показателей качества обучения по предмету.
  • 2. Повышение уровня учебной мотивации к физике.
  • 3. Успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях и олимпиадах различного уровня.

Список литературы

  1. Преподавание физики, развивающее ученика. /Под ред. Э.М.Браверман.М.-2005. – 272 с
  2. Данильченко Г.Д. Физика дома и в доме //Физика в школе. – 2008. - №2. – с.35-39.
  3. И.В. Шовкопляс, учитель физики МБОУ «Экономический лицей» -«Формирование ключевых компетенций на уроках физики»
  4. Цвецих А. В., учитель математики-«Педагогический проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе» -сайт «1сентября»
  5. Ламеко Е. П., учитель физики- педагогический проект «Физика вокруг нас» 

приложение

Физика дома и в доме

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Физика дома и в доме» рассчитана на 10 часов. Она ориентирована на показ применения полученных из курса физики сведений в повседневной жизни, в быту. В процессе изучения элективного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о природе, развить знания о физических явлениях, материалах и их свойствах.

Курс межпредметный: наряду со сведениями из физики в его содержание входит знакомство с некоторыми техническими приборами и приспособлениями, материал из химии, биологии.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут:

  • закрепить умения пользоваться научно-популярной и справочной литературой, Интернетом;
  • расширить спектр своих умений по избранной теме;
  • научиться более внимательно вглядываться в окружающий мир;
  • приобрести навык поиска нужных даны, их отбора, анализа, обобщения.

В содержании элективного курса выделены теоретический и практический аспекты. В каждой теме как бы три части: теория, практические работы, полезные советы.

Элективный курс выбирается учащимися по своей инициативе и с учетом направленности своих познавательных интересов. При подведении итогов обучения можно использовать нетрадиционную систему оценивания: «портфель достижений». Это набор работ каждого ученика (сочинения, макеты, самостоятельно выполненные наглядные пособия или фото, компьютерные материалы, видеоплёнки и т.д), который оценивается на основе разработанных критериев.

В личный «портфель достижений» к концу курса каждый должен вложить свой труд. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно успешными, чтобы представить их в «портфеле».

Обязательными должны быть работы из следующего перечня:

  • страничка физических наблюдений;
  • каталог полезных советов и изобретений;
  • комплект народных советов; чертёж или схема устройства с объяснением;
  • текст тематического доклада;
  • поделка и .др

Содержание элективного курса

Название темы занятия

Практическая работа

Число часов

1

Введение цели и методы науки «Физики»

Измерение объема твёрдого тела, жидкостей и сыпучих тел

2

2

Механические явления. Сила трения. Мои наблюдения

Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления

1

3

Тепловые явления

Изучение термометров разных типов. Измерение температуры воздуха, жидкости, почвы, тела человека

2

4

Электрический ток

Определение мощностей электроприборов и работы, совершаемой в них током

1

5

Физика на кухне

Определение связи массы вещества с его объёмом. Определение массы вещества без весов. Нахождение плотности вещества

2

6

Физика в ванной комнате

 Исследование скорости изменения температуры остывающей воды. Изучение причин изменения этой скорости

1

7

Физика в спальне

Наблюдение физических явлений, происходящих в этом помещении

1

8

Заключительное занятие

Творческий отчет

1

Итого

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития творческих способностех учащихся на уроках изобразительного искусства

В данной статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей учащихся на уроках изо, через различные методы, приёмы, задания....

«Создание условий для развития исследовательских умений гимназистов на уроках английского языка»

В «Стратегии модернизации содержания образования» указывается, что  происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов   образования, педагогических техно...

Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"

Материал был представлен на конкурсе "Учитель года". Если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации дет...

Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...