Элективный курс по физике
рабочая программа по физике на тему

Программа данного курса предназначена для детей  в возрасте от 11 -14 лет

Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это интеграция учебно-познавательной, творческой деятельности, направленная на достижение общего результата . Обязательным условием проектной деятельности стало  наличие заблаговременно выработанных представлений о конечном результате деятельности.

Курс направлен на развитие ,формирование исследовательских навыков учащихся, умения работать над проектом, самостоятельно проводить исследование физического процесса.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_fizike.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:




Элективный курс по физике: 

Проектно-исследовательская  деятельность учащихся на уроках физики



Автор работы: учитель физики

«МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного»

Ошкина Людмила Борисовна


2012 -2013 уч. год


Элективный курс по физике по теме: Проектно-исследовательская работа на уроках физики и во внеурочное время

Пояснительная записка


Программа данного курса предназначена для детей  в возрасте от 11 -14 лет

Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это интеграция учебно-познавательной, творческой деятельности, направленная на достижение общего результата . Обязательным условием проектной деятельности стало  наличие заблаговременно выработанных представлений о конечном результате деятельности.

Курс направлен на развитие ,формирование исследовательских навыков учащихся, умения работать над проектом, самостоятельно проводить исследование физического процесса.


В курсе «Проектная деятельность на уроках физики» используется технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые направлены на преодоление «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», при этом знания усваиваются глубже, ребёнок учится анализировать детально, знания становятся более практико-ориентированными. В конечном счете, как раз на достижение этой цели направлена программа модернизации образования.

Актуальность курса обусловлена развитием исследовательских умений,  что поддерживает фундаментальность образования, формирование проектных умений даёт возможность образованию быть современным, помогает школьнику не теряться в быстро меняющемся мире. Подобный опыт работы обеспечит  им реальную возможность ориентироваться в профессиональном мире.

Основные формы занятий: лекции, семинары, практическая, проектная и исследовательская деятельность.


Цель курса:  формирование  исследовательской компетентности учащихся в ходе  овладения  методами научного познания и умениями учебно-исследовательской и проектной деятельности; (научить учащихся определять основную проблему, планировать свою деятельность, достигать конечного результата, развивать умения анализировать конкретные условия,  сформировать навыки решения поставленных проблем, принятия  неординарных решений, поиска, анализа и обработки результата, помочь учащимся с профессиональным выбором)


Основные задачи курса:

• становление научно-материалистического мировоззрения учащихся
• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
• воспитание сознательного отношения к труду;
• формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
• приобретение учащимися опыта сотрудничества ;
• научить технике работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.



По окончании курса учащиеся должны знать:

  • Что такое проект, исследование ? 
  • Основы методологии проектно-исследовательской деятельности.
  • Приемы и методы научной работы. 
  • Технологическую схему проекта. 
  • Виды защиты проекта.

Учащиеся должны уметь

  • Формулировать проблему исследовательской и проектной работы, обосновывать её актуальность, новизну;
  • Разрабатывать индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • Выбирать объект и предмет исследования;
  • Устанавливать цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • Работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • Выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
  • Оформлять теоретические и экспериментальные результаты работы;
  • Описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
  • Проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
  • Проводить измерения с помощью различных приборов;
  • Выполнять инструкции по технике безопасности;
  • Оформлять результаты исследования


    Технологии, используемые в организации занятий:
    1. Проблемно-исследовательское 
      обучение,
    2. Проектная технология.

    При изучении курса  происходит использование дифференцированного, деятельного и личностно-ориентированного подходов, которые дают возможность ученикам ориентироваться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

    В ходе занятий применяются следующие виды работы:
    1. Лекция.
    2. Эвристические беседы
    3. Практические. лабораторные работы 
    4. Творческая работа в малых группах
    5. Домашняя
     работа с целью поиска информации.


    Формами контроля при проведении данного курса являются:

    1. Работа в группах учащихся
    2. Защита проектов


    Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-14 лет.


    Количество часов: 17

    Учебно - тематическое планирование


Номера уроков 


Содержание учебного материала


 Количество часов, отводимое на выполнение

Примечание

1

Введение в курс. Значение проектно- исследовательской деятельности в познании мира.

1

2

Методы научного исследования.

1

3

Формы проектов. Этапы работы над проектом.

1

4

Выбор темы. Обоснование ее актуальности. 
Постановка  цели и задач.

1

5

План работы над проектом

1

6,7

Представление темы проекта «Физические явления вокруг нас»

3

8

Работа над проектом

1

9

Подготовка к защите

1

10,11

Защита и презентация проекта « Физические явления вокруг нас»

2

12

Анализ и коррекция проделанной работы

1итого13

Выбор темы самостоятельного проекта

1

13

Виды исследовательских работ

1

14

15

Представление темы исследования

2

16

Постановка целей и задач Работа над планом исследования.

1

17

Сбор  информации  по теме исследования систематизация имеющегося материала

1

18,

Работа над введением научного исследования.

1

19,

20

21

Работа над основной частью исследования:

3

22

.23

Проведение эксперимента

2

24

Обработка результатов  опытно-экспериментальной работы

1

25

Способы регистрации результатов измерений. Правила построения диаграмм,  графиков.

1

26

27

Подготовка текста работы

2

28

Составление тезисов к работе

1

29

30

Подготовка к защите исследовательской работы

2

31

32

Защита исследовательской работы

2

33

Анализ , коррекция проделанной работы

1

34

Заключительное, итоговое занятие

1

Итого часов

34



Список литературы


1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов и др. // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 24 – 33.


2. Лымарева Н.А. Проектная деятельность учащихся. Учитель, 2007 


3.Пиявский, С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. - 2001. - № 1. - С. 10–20.

4. Савенков, А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности [Текст] / А. И. Савенков / /Исследовательская работа школьников. – 2003. - №2. – С. 39 – 49.


5. Попова В.А. Фадеева Г. А. . Физика и экология. Учитель, 2003


6.Покровский С.Ф. . Наблюдай и исследуй сам. – М « Просвещение» 1966


7.Рыженков А.П. . Физика. Человек. Окружающая среда. – М « Просвещение», 2001

8.Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.

9. Буров В.А., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. –М. Просвещение, 1981.

10. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.


11. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского поведения школьниковь А. И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2003. 204 с.


12. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении


13. Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность в гимназии [Текст] / М. М. Фирсова Педагогика. - 2003. - № 8 – С. 26 – 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"

Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....

Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"

Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...