Урок физики 8 класс по теме "Графическое представление равномерного прямолинейного движения"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Игнатова Антонина Павловна

 План-конспект урока в 8 классе по УМК "Сферы" авторы учебника Белага В.В., Ломаченкова И.А. и Панебратцев Ю.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока23.03 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок физики в 8 классе

(УМК «физика» для 8 класса серии «Сферы»)

Учитель: Игнатова Антонина Павловна

Тема урока: Графическое представление равномерного прямолинейного движения.

Цели:

Образовательные: 1.  Сформировать умение графически представлять равномерное прямолинейное движение, и использовать графики для решения расчетных и качественных задач по этой теме.

2. Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания на уроках математики и физике.

Развивающие: 1. Развивать навыки построения графиков;

2.Развивать логическое мышление, инициативу, самостоятельности;

3. Развивать умение анализировать и делать выводы

Воспитательные: 1.Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;

2. Воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника.

Оборудование:

  • Раздаточный материал
  • Мультимедиа-проектор
  • Компьютер, медиаобъекты ЭП.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и способов деятельности.

Технологии:

Информационно-коммуникативные;

Развивающее обучение.

                                                 

              План урока:

  1. Филлворд «Графики», определяющий тему урока.
  2. Объяснение нового материала, решение различных задач с помощью графиков.
  3. Работа в парах по решению расчетных задач.
  4. Выполнение теста, с проверкой результатов друг у друга.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

               Ход урока:

Учитель: Для объявления темы вам необходимо решить филлворд (Слайд№1)

Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова, определения которых заданы. Из оставшихся букв составьте слово. Филлворд распечатан на отдельных листах и находится на каждой парте в виде раздаточного материала к уроку.

1.Длина траектории, пройденной телом за время наблюдения-(путь)

2. Раздел физики, изучающий движение тел- (механика)

3. Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела-(перемещение)

4. Единица измерения перемещения, пути-(метр)

5. Величина, характеризующая быстроту перемещения-(скорость)

Г

Е

Р

Е

Е

М

Ф

П

С

М

Х

Р

Ь

О

К

Е

А

Н

Т

Р

П

Щ

Е

И

С

О

У

Т

Н

К

А

М

Е

Ь

И

А

И

Р

Т

К

Е

И

Г

Е

Р

Е

Е

М

Ф

П

С

М

Х

Р

Ь

О

К

Е

А

Н

Т

Р

П

Щ

Е

И

С

О

У

Т

Н

К

А

М

Е

Ь

И

А

И

Р

Т

К

Е

И

Из оставшихся букв получилось слово- графики.

Учитель объявляет тему, сформулированную совместно с учащимися.

Учитель: Построение графиков широко используется в физике для наглядного представления различных процессов.

 Графики помогают лучше понять физические явления, проанализировать его и найти ответ на поставленный вопрос.

  • Описание движения в выбранной системе отсчета (Рассмотреть задачу из учебника, используя электронное приложение к учебнику).

 Условие задачи: Два поезда выехали навстречу друг другу. Первый поезд выехал со станции А по направлению к станции D. Второй выехал со станции D к станции А. У станции С, находящийся в 40 км от станции А они встретились. По прошествии некоторого времени t первый поезд доехал до станции D, а второй поезд проехал станцию В. Расстояние между станциями В и С равно 20 км. Расстояние между станциями С и D равно 30 км. Определим координаты каждого поезда относительно станции А и расстояние между ними через время t.

Решая задачу, заострить внимание учащихся на том, что графический способ решения дает более наглядное восприятие условия задачи. (Слайд№ 5)

  • График зависимости скорости от времени.

При равномерном движении скорость тела с течением времени остается неизменной.

Рассмотрим график зависимости модуля вектора скорости от времени t, (Слайд №7) учащиеся отвечают на вопросы:

1.Какой линией представлен данный график? (прямой, параллельной оси абсцисс).

2. Какая скорость движения тела? (15м/с).

3. Если мы зафиксируем время, прошедшее от начала движения и опустим перпендикуляр из выбранной точки на график скорости, получим прямоугольник, площадь которого равна…(120 )

4.Площадь полученного прямоугольника равна произведению Ʋt. Но что нам известно? (что s=Ʋt)

5.Итак какой вывод мы можем сделать? (Площадь равна модулю перемещения)

Запишем в тетради! При прямолинейном равномерном движении модуль вектора перемещения численно равен площади прямоугольника под графиком скорости.

  • Задание: по приведенному графику зависимости скорости движения от времени описать движение тела. (Слайд № 8)

Ʋ1=20 км/ч                       Таким образом, перемещение тела за 4 ч движения 

 Ʋ 2=60 км/ч                       составило: s= 20+60+40+80=200км

 Ʋ 3=40 км/ч

 Ʋ 4=80 км/ч

  • График зависимости перемещения от времени.

График зависимости перемещения тела от времени при прямолинейном равномерном движении- это прямая, проходящая через начало координат (Слайд№ 10)

 Можно-ли по данному графику определить скорость движения тела? (Выберем на прямой точку А и определим перемещение s1 и соответствующий момент времени t1 скорость движения тела будет равна

                                     Ʋ =

 Чем круче проходит график перемещения, т.е. чем больше его угол наклона к оси абсцисс, тем больше скорость движения тела

  • График зависимости координаты тела от времени.

Зависимость координаты тела от времени описывается формулой x=x0+ Ʋ x t

Поскольку зависимость линейная, то соответствующий график (график движения) представляет собой прямую линию (Слайд№12). В начальный момент времени t=0 координата x=x0

Решить задачу (условие распечатано на раздаточных листах). (Слайд№ 13)

По дороге движутся равномерно и прямолинейно два тела: автобус со скоростью 72км/ч, и велосипедист со скоростью 54км/ч. Их координаты в момент начала наблюдения соответственно 400 и 200 м. Напишите уравнения движения x=x(t) автобуса и велосипедиста. Определите:

  1. координату автобуса через 5 с;
  2. координату велосипедиста и пройденный им путь через 10 с;

Решение задачи:

  1. Ʋ a =72км/ч=20м/с

Ʋ в =54км/ч=15м/с

  1. Ха=400+20 t,   XB=200-15t;  Ха=400+20 (5) =400+100=500 м;

  1. XB=200-15 (10)=100-150=50м

Тест: Выберите правильный ответ

1. Какое тело движется поступательно?

      А. искусственный спутник Земли

     Б. лифт

     В. Ребенок на качелях

     Г. Камешек, застрявший в покрышке колеса движущегося автомобиля

2. Пассажир, стоящий в движущемся автобусе, находится в покое относительно:

     А. здания, стоящего на обочине дороги

     Б. другого пассажира, который идет внутри автобуса к выходу

     В. водителя автобуса

     Г. машины, движущейся навстречу автобусу

3. Скорость автомобиля 36км/ч, что составляет:

     А. 5м/с       Б.10м/с         В.20м/с           Г.100м/с

4. На рисунке представлен график зависимости скорости движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 5 с.

    А. 5 м           Б.10 м

    В. 15 м         Г.20 м

 5. На рисунке представлен график зависимости пути, пройденного телом, от времени. Определите скорость движения тела.

    А. 0,5 м/с        Б. 1 м/с          В.2 м/с        Г. 3 м/с

  • Домашнее задание. Учебник: параграф 50, ответить на вопросы в конце параграфа (устно), задачник (№ 8.13-8.15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме равномерное прямолинейное движение. урок в 8 классе

План-конспект к уроку в 8 классе.Решение задач по теме равномерное прямолинейное движение....

урок в 8 классе. Решение задач по теме равномерное прямолинейное движение.

Презентация к уроку в 8 классе. Решение задач по теме равномерное прямолинейное движение....

Самостоятельная работа на закрепление темы "Равномерное прямолинейное движение" 7 класс.

Работа проверяет навыки вычисления параметров механического движения , единиц измерения  СИ....

Тест по теме: "Равномерное прямолинейное движение" 9 класс

Тест по теме: "Равномерное прямолинейное движение"9 класс2 вариантаАдаптирован для слабовидящих детей...

Разработка урока "Равномерное прямолинейное движение"

Представленная разработка содержит интерактивную презентацию и пояснения к слайдам с указанием планируемой деятельности....

Урок физики в 10 классе "Графики равномерного прямолинейного движения (РПД). Сложение скоростей. Решение задач."

Урок разработан на основе УМК Физика, . Мякишев Г.Я, Буховцев Н.Н., Сотский Н.Н.  10 класс, (2 часа в неделю)Тема: Графики равномерного прямолинейного движения (РПД). Сложение скоростей. Решение ...

Самостоятельные работы по теме "Равномерное прямолинейное движение" для 7 класса ( Учебник "Физика 7". Авторы: А.В. Грачёв, В.А. Погожев, А.В.Селиверстов)

Материал содержит две самостоятельные работы по теме "Равномерное прямолинейное движение" для учащихся 7 класса, изучающих физику по учебнику "Физика 7". Авторы: А.В. Грачёв, В.А. ...