Интегрированный урок физики и географии "Северный ледовитый океан"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Интегрированный урок для 7 класса. Содержит закрепляющие задания по теме "Северный ледовитый океан", задания по физике на определение давления на глубине, силу Архимеда, условия плавания тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon severnyy_okean.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  ГЕОГРАФИЯ +ФИЗИКА, 7 класс.

учитель географии Хабибрахманова Р.Б.

учитель физики Козлова О.Н.

Тема:  Природа Северного ледовитого океана. Плавание тел.

Цели урока:

Предметные: Формирование представлений о своеобразии, уникальности природы и органического мира Северного ледовитого океана. Формирование представлений об условиях плавания тел.

Метапредметные: Формирование умений оценивать правильность  выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, работать индивидуально и в группе, анализировать, обобщать и делать выводы.

Личностные: Воспитание чувства ответственности за судьбу Северного ледовитого океана, формирование умений вести диалог, слушать и оценивать себя и одноклассников, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями Северного ледовитого океана.
  • Показать особенности рельефа Северного ледовитого океана и его зависимость от тектонического строения.
  • Выявить особенности климата и обуславливающие их причины.
  • Выявить черты приспособленности органического мира к суровым условиям Северного ледовитого океана.
  • Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации.
  • Прогнозировать тенденции в изменении природы земли при условии таяния ледникового покрова, работать с различными источниками географической информации.
  • Познакомить с особенностями плавания различных тел на примерах животного мира и айсберга.
  • Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Северного ледовитого океана и знаний об условиях плавания различных тел.
  • Способствовать самоопределению в будущей профессиональной деятельности.

Оборудование: атласы, тетради, раздаточный материал

Тип урока: Урок повторения и обобщения. Комплексное применение знаний и умений.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель географии.

Взгляните на карту нашей страны, вглядитесь в её очертания. Как самое близкое воспринимаем мы знакомые черты нашей Родины. Вот ветвистое дерево Волги, которая несёт свои воды и по нашей Республике, древние складки Урала, серп Байкала, характерные формы Каспийского и Чёрного морей... И всё это наша необъятная Родина.

И сегодня на уроке мы вспомним лишь небольшую частичку нашей Родины, а какую именно вы узнаете, послушав стихи.

Учитель физики:

А его вода так холодна,
Только тем и нравится она,
Для кого замерзшая страна – 
Дом родной и воля.
Белые медведи и моржи,
Например, там очень любят  жить,
А в тепле их даже не держи,
Жарко им ужасно.
Там, где стужа, где ветра и лед,
Где никто  купаться не пойдет,
Там они ныряют круглый год.
Холодно? Прекрасно!

Учитель географии   Сформулируйте тему урока,

о каком океане идет речь? 

Учитель географии.

Тема нашего урока:    Природа  Северного ледовитого океана. Плавание тел.

(запись в тетрадь).

Начнем наш урок с эпиграфа. Это слова М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

и японского путешественника Наоми Уэмура, совершавшего экстремальные путешествия в разных точках мира:

Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем”.

Каков же он?.. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это сегодня на нашем уроке. А помогут нам 2 науки: география и физика.

    2.  Активизация познавательной деятельности:

учитель физики

Задание 1. Многое о Северном ледовитом океане вам уже известно, и думаю , что без особого труда вы справитесь с заданием « Верю- не верю…».

МАХ – 13 баллов.

  • Г   Самый большой океан.
  • Г   Самый холодный океан.
  • Ф  Сила тяжести всегда направлена вниз.
  • Г   Самый неглубокий океан.
  • Ф     Сила Архимеда не зависит от глубины погружения.
  •  Ф    Океан с самой низкой соленостью вод.
  • Г      Арктика и Антарктика одно и тоже.
  • Ф      Чем больше плотность жидкости, тем меньше выталкивающая сила.
  • Ф      Первым достиг Северного полюса Руаль Амундсен.
  • Г      Океан, который пересекают все меридианы Земли.
  • Ф      Чем больше объем, тем больше сила Архимеда.
  • Г     Океан, на территории которого расположены Северный географический и Южный магнитный полюса Земли.
  • Ф     В озере легче плавать, чем в море.

(после выполнения работы взаимопроверка и взаимооценка)

3. Повторение пройденного материала.

Географическое положение.

Учитель географии

Какие материки омывает океан?

Какие моря Северного Ледовитого океана знаете?

Рельеф.

Доклад ученика по презентации.

Ледниковый покров

учитель географии: 

В Арктике есть следующие виды льдов: припайные и дрейфующие.

Ученики доклад: о торосах

                             об айсбергах

Учитель физики: Шельфовые ледники являются продолжением ледяного покрова Арктики.  Лед движется от центра к периферии.

Вопрос: Какие силы приводят к «сползанию» льда?

Ответ: На ледяной покров, как и на любое тело на земле действует  сила тяжести.

Задание 2.

Учитель физики:  Проведем опыт с Айсбергом (работа в парах)

вопросы по опыту:

  1. Как ведет себя айсберг в воде (тонет, всплывает)?
  2. Какие силы действуют на айсберг?
  3. Какая часть айсберга находится под водой?
  4. Какие вещества будут также всплывать в воде? (работа с таблицами  плотностей)

Ответы на вопросы записать в бланк.

Учитель физики: а теперь проверим, какая часть айсберга действительно находится под водой, решив задачу

Задание 3.

Учитель физики:   Айсберг плавает в морской воде. Какая его часть погружена в воду?

    Принять g=10Н/кг, плотность морской воды равна 1050кг/м3, льда – 900кг/м3.

Решение: ученик  Условие равновесия

                               FA = Fтяж    

Учитель физики:   сделайте вывод. Чем опасен айсберг.

Климат  Учитель географии:

- Почему  же в Арктике так холодно? Давайте разберемся!

- В каких климатических поясах расположена Арктика? (ответы учащихся)

- Чем же обусловлена суровость климата?  

Причины суровости климата:

Суровость климата обусловлена тремя факторами.

  • Во-первых, географическим положением.
  • Во-вторых, наличием мощного ледяного покрова.
  • В-третьих, отсутствием облачности, которое способствует дальнейшему выхолаживанию территории. 10% тепла, которые поглощаются поверхностью Арктики, так же как и 90% отраженного ледяной поверхностью солнечного тепла, уходят в космос.

Суровые климатические условия Арктики обусловили своеобразие органического мира.

Органический мир Учитель географии:

Большая часть Арктики лишена растительного и животного мира. Здесь находится Арктическая пустыня.

Животный мир связан с омывающими материк океанами - океан дает пищу и тепло.

- Какие животные обитают в Арктике? (Ответы учащихся)

Воды Арктики богаты планктоном, который является источником питания для китов, тюленей, рыб и птиц. Здесь водится несколько видов китообразных, среди них самые крупные животные СЛО - гренландские киты. Длина тела 20 м, вес 75-100т, жирность молока 33%, китенок рождается 2/3 длины матери, каждые сутки прибавляет 70 кг.

Широко распространены ластоногие, а также кашалоты, касатки.

Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц.

Сообщение ученика о гренландском ките.

Учитель физики: почему самые крупные млекопитающие обитают в воде, а не на суше?

Почему все млекопитающие и рыбы живут в верхней толще океанских вод?

Задание 4.

Рассчитайте давление которое действует на кальмара гонатуса обитающего на глубине 90м в Северном Ледовитом океане.

 Принять: g= 10Н/кг ;    

                    ρ= 1050кг/м3

4.Итоги урока. Закрепление. 

На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.

I

II

III

1. Формула силы Архимеда

img3.tif (5713 bytes)

 

2. Сила Архимеда больше в жидкости…

с большей плотностью

с меньшей плотностью жидк.

не зависит от плотности жидк.

3. Тело тонет, если…

 

 

 

4.Море Северного Ледовитого океана

Белое

Берингово

Охотское

5.Глубоководная впадина Северного Ледовитого океана

5527м

11022м

1000м

6.Животное Северного Ледовитого океана

морской котик

тюлень

пингвин

Учитель географии: 22 апреля 2014 г. на Совете безопасности Владимир Путин объявил о необходимости создания нового гос. Органа, ответственного за Арктический регион. Согласно оценкам экспертов, на территории арктической части России сосредоточены 1,6 трлн т топливно-энергетических ресурсов. Чтобы закрепиться в столь важном регионе, глава государства предлагает создать единый центр принятия решений и ответственности при реализации арктической стратегии и усилить военное присутствие.

Отдельно президент подчеркнул необходимость усиления безопасности в Арктике — в частности, предлагается увеличить морскую составляющую пограничных сил в регионе.

— Следует укреплять военную инфраструктуру, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения… Объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надежно защищены и от террористов, и от иных потенциальных угроз, — подчеркнул Путин.

Президент напомнил о важности соблюдения экологических стандартов, приведя в пример платформу «Приразломную», забраться на которую в прошлом году пытались активисты Greenpeace. Совсем недавно с платформы состоялась первая отгрузка нефти — по словам главы государства, на «Приразломной» нулевой показатель сброса отходов.

Выставление оценок .Домашнее задание: изобразить животное северного ледовитого океана на формате А4 и составить задачу с решением, используя знания по теме «Плавание тел».

Приложение

 Фамилия, имя______________________________

Задание 1

Верю    (ДА)

Не верю   (НЕТ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Итог

Задание 2

На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.

I

II

III

1. Формула силы Архимеда

img3.tif (5713 bytes)

 

2. Сила Архимеда больше в жидкости…

с большей плотностью

с меньшей плотностью жидк.

не зависит от плотности жидк.

3. Тело тонет, если…

 

 

 

4.Море Северного Ледовитого океана

Белое

Берингово

Охотское

5.Глубоководная впадина Северного Ледовитого океана

5527м

11022м

1000м

6.Животное Северного Ледовитого океана

морской котик

тюлень

пингвин

Оценка за урок ________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".

Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...

Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.

В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...

Интегрированный урок географии и истории "Мировой океан и его части. Развитие мореплавания и кораблестроения".

Данный урок по типу - урок открытия новых знаний, по виду - интегрированный урок географии и истории. На уроке применяются методы технологии развития критического мышления....