Программы по физике
рабочая программа по физике на тему

Клочкова Марина Владимировна

Я веду физику в 7 - 11 классах. Поэтому хочу поделиться программами по физике 7 - 11 классы, а также программыфакультатива по физики 10 - 11 класса "Методы решения физических задач".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Программы по физики 7-11 классы.239.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Личадеевская средняя школа”

администрации Ардатовского муниципального района

 

 

 Рассмотрено                                                                Утверждаю

 Педагогический совет                                                Директор школы:

от «31»  августа 2015 г.                                                   _____________     Н.В. Баранова

Протокол №09                                                              Приказ от «   »                    2015 г.  № _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Факультатив по физике

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

ДЛЯ 11 КЛАССА

 

НА 2015/2016  УЧЕБНЫЙ ГОД

 

                                                                                                                                    

                                         Составитель:

                                                                              Клочкова Марина Владимировна,

                                                     учитель физики

 

 

 

   

2015 год

Пояснительная  записка.

Программа для факультативных занятий по физике «Методы решения физических задач» рассчитана на учащихся  10-11 классов на 1, 5 учебных часа в неделю.  

Факультативные занятия в 10-11 классах необходимы для отработки материала программы, закрепления пройденного на уроке, решения задач, так как при 2-х часовой недельной нагрузке на уроке не хватает времени для этого, так как приходится изучать сразу по несколько параграфов (3-5 и более). Основой  данной программы   является программа Элективного курса «Методы решения физических задач» 10 – 11 классы, Н. И. Зорин, Москва «ВАКО», 2007 год (Мастерская учителя), рассчитанная на 1 час в неделю. На факультатив отводится 1, 5 часа в неделю, т. е. 52 часа в год,  поэтому я увеличила число часов по подготовке к ЕГЭ. Темы факультативных занятий взаимосвязаны с  материалом основной программы по физике в 10 – 11 классах. Программа   позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические  вопросы физики.

         Предлагаются нетривиальные задачи, в том числе исследовательские, повышенной сложности и задачи-парадоксы.

           Экспериментальные задачи знакомят учащихся с некоторыми специфическими методами решений, например, графическими.

        В изучении курса физики решение задач имеет исключительно важную роль. Их решение и анализ позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения материала и его усвоения.

Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе, 10 и 11 классах.

При изучении данного элективного курса следует делать упор на развитие способностей самостоятельно выбирать методы решения произвольных задач. Никакой метод, взятый отдельно, сам по себе не является универсальным. Каждый метод имеет смысл и проявляет свою наибольшую силу только в системе методов. Данная система вырабатывается при решении задач различных классов.

Физические задачи классифицируются по содержанию, целевому назначению, глубине исследования вопроса, способам решения, способам задания условия задачи, по степени сложности и т.п.

По основному способу решения целесообразно выделить качественные, графические и экспериментальные задачи.

Выбор форм занятий определяется главным образом учебно-воспитательными задачами и содержанием материала. В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная (дифференцированная или недифференцированная) работа.

Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом решения задач продуктивно в форме проведения небольших самостоятельных опытов и исследований.

Кроме того, на факультативных занятиях по физике решаются нестандартные задачи, что способствует развитию интереса к предмету, проводится индивидуальная работа с учащимися, подготовка к олимпиадам.

В старших классах часто учащиеся выбирают экзамен по физике для поступления в ВУЗ. Поэтому факультативные занятия дают возможность готовиться к экзамену. Используемые мной материалы для подготовки к ЕГЭ по физике представляют информацию о содержании единого государственного экзамена. В программе рассматриваются теоретические  вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач,  которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют  творческому и осмысленному  восприятию материала.  В каждом тематическом блоке рассматриваются задания различного уровня сложности, что позволяет организовать дифференцированную работу с учащимися. В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие  творческих способностей учащихся.

Цель программы  – развить у учащихся следующие  умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, на закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики, а так же  для подготовки учащихся к  успешной сдаче ЕГЭ.  

       

Данный курс решает задачи:

  • углубление знаний учащихся, развитие их мышления, формирование умения  анализировать заданную ситуацию.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе знакомства с методами решения задач различных типов.
  • формирование алгоритмических и творческих умений.
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, строить модели.
  • воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности ученика.
  • умение анализировать полученные результаты.

Ожидаемыми результатами элективных занятий является:

  • повышение качества знаний, формирование алгоритмических и творческих  умений.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • понимание сути физических явлений и закономерностей и умение применять их на практике.
  • приобретение опыта по поиску методов решения задач заданной темы, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов, анализа полученных результатов и их обработку.
  • подготовка  обучающихся к сдаче вступительных экзаменов и к дальнейшему обучению выбранной специальности.

Учебно – методический комплекс:

  1. Элективный курс «Методы решения физических задач» 10 – 11 классы, Н. И. Зорин, Москва «ВАКО», 2007 год (Мастерская учителя)
  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 кл./ Сост. П.Г. Саенко, В.С.Коршунова, Е.П. Левитан, Н.В. Шаронова, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. – М.: Просвещение, 2007 г.

По выполнению  программы учащиеся должны знать:

  • основные понятия физики
  • основные законы физики
  • вывод основных законов
  • понятие инерции, закона инерции
  • виды энергии
  • разновидность протекания тока в различных средах
  • состав атома
  • закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах

По выполнению  программы учащиеся должны уметь   производить расчеты:

  • производить расчеты по физическим формулам
  • производить расчеты по определению координат  тел для любого вида движения
  • производить расчеты по определению теплового баланса тел
  • решать качественные задачи
  • решать графические задачи
  • снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
  • писать ядерные реакции
  • составлять уравнения движения
  • по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
  • давать характеристики процессам  происходящие в газах
  • строить графики процессов
  • описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
  • применять закон сохранения механической энергии
  •  применять закон сохранения импульса
  • делать выводы

Основное содержание:

                        11 класс (52  часа)

1. Теоретические основы общего подхода к решению произвольной задачи по  физике  (1ч).

-классификация задач по физике

- умение представлять условие задачи, делать рисунки

-общие методы решения задач

-этапы решения поставленной задачи

- правильность оформления задач

- правильность оформления справочного материала.

умение представлять условие задачи, делать рисунки

-схема решения качественных задач

-простые качественные задачи

-сложные качественные задачи как совокупность или комбинация

нескольких простых задач

-решение стандартных задач

-решение комбинированных задач

-решение нестандартных задач.

- задачи на чтение графиков

-задачи на построение графика движения.

-определение физической величины по её геометрическому смыслу.

Самостоятельная работа учащихся: Составление таблицы по классификации и типам задач с использованием задачников, оформление, решение данной задачи (каждому учащемуся дается индивидуальное задание на карточке по выбору учителя), решение задания на выделенные виды деятельности.  Постановка качественной задачи и составление схемы ее решения. Построение цепи умозаключений для решения сложной качественной задачи. 

Содержание учебного материала

  • Основы молекулярно-кинетической теории (6 ч. )

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

  • Основы термодинамики ( 6 ч. )

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

  • Свойства паров, жидких и твердых тел ( 4 ч. )

Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел.

  • Электрическое поле (5 ч. )

Закон Кулона.

Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.

Эквипотенциальные поверхности. Конденсаторы. 

  • Законы постоянного тока (9  ч.)

Сила тока. Сопротивление.

Работа и мощность. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи.

Параллельное и последовательное соединение проводников.

  • Электрический ток в различных средах (2 ч. )

Электрический ток в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.

  • Электромагнитные явления (3 ч. ) 

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

  • Электромагнитные колебания и волны (5 ч.)

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.

Колебательный контур.

Трансформаторы. Передача электроэнергии.

Принципы радиосвязи.

  • Оптика (4 ч.)

Закон преломления света. Закон отражения света.

Линза. Формула тонкой линзы.

- Решение заданий по подготовке к ЕГЭ (8 ч.)

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

1. 1С. Школа.  Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.

2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.

Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библилтеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Личадеевская средняя школа”

администрации Ардатовского муниципального района

 

Согласовано

Зам.директора

по учебной работе

_______________________

«___» сентября 2015 г.

Утверждаю

Директор школы

 __________     Н.В. Баранова

Приказ от «____» _________ № _______

                                                                                                       

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 Факультатив по физике

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Класс 11

 

Учитель Клочкова М. В.

 

Количество часов: 

       всего 68 часов;          

       в неделю 2 час.

 

Планирование составлено на основе рабочей программы

 Учитель: Клочкова М. В., приказ от «    »                    2015 г. №             .

Физика 11 класс  

№ урока

Содержание учебного материала

Дата

Основы молекулярно-кинетической теории (6 ч. )

1.

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

2.

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

3.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

4.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

5.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

6.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

Основы термодинамики ( 6 ч. )

7.

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

8.

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

9.

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

10.

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

11.

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

12.

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

Свойства паров, жидких и твердых тел ( 4 ч. )

13.

Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел.

14.

Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел.

15.

Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел.

16.

Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел.

Электрическое поле (5 ч. )

17.

Закон Кулона.

18.

Закон Кулона. Решение задач.

19.

Закон Кулона. Решение задач.

20.

Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Эквипотенциальные поверхности. Конденсаторы.

21.

Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Эквипотенциальные поверхности. Конденсаторы.

Законы постоянного тока (9  ч. )

22.

Сила тока. Сопротивление.

23

Сила тока. Сопротивление.

24.

Закон Ома для участка цепи.

25.

Закон Ома для участка цепи.

26.

Работа и мощность. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Решение задач.

27.

Работа и мощность. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Решение задач.

28.

Параллельное и последовательное соединение проводников.

29.

Параллельное и последовательное соединение проводников.

30.

Параллельное и последовательное соединение проводников.

Электрический ток в различных средах (2 ч. )

31.

Электрический ток в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.

32.

Электрический ток в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.

Электромагнитные явления (3 ч. )

33.

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

34.

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

35.

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитные колебания и волны (5 ч.)

36.

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.

37.

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.

38.

Колебательный контур.

39.

Трансформаторы. Передача электроэнергии.

40.

Принципы радиосвязи.

Оптика (4 ч.)

41.

Закон преломления света. Закон отражения света.

42.

Закон преломления света. Закон отражения света.

43.

Линза. Формула тонкой линзы.

44.

Самостоятельное решение задач.

Избранное ( 8 ч.)

45.

Решение заданий по подготовке к ЕГЭ

46.

Решение заданий по подготовке к ЕГЭ

47.

Решение заданий по подготовке к ЕГЭ

48.

Решение заданий по подготовке к ЕГЭ

49.

Решение заданий по подготовке к ЕГЭ

50.

Решение заданий по подготовке к ЕГЭ

51.

Решение заданий по подготовке к ЕГЭ

52

Решение заданий по подготовке к ЕГЭ

Список учебно – методической литературы.

  1. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Физика: Сборник задач. – 9-е изд., стереотипное. – М.: Рольф, 2000. – 416 с.,
  2. Единый государственный экзамен. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр
  3. Касаткина И.Л. Задачи по физике: подготовка к ЕГЭ и олимпиадам / И.Л. Касаткина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
  4. Кирик Л.А. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Москва: «Илекса», 2002. – 192 с.
  5. Никифоров Г.Г. ЕГЭ 2009. Физика: сборник заданий / Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2
  6. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 кл./ Сост. П.Г. Саенко, В.С.Коршунова, Е.П. Левитан, Н.В. Шаронова, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. – М.: Просвещение, 2007 г.
  7. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.: ил.
  8. Сауров Ю.А., Бутырский Г.А. Электродинамика: Модели уроков; Кн. для учителей.- М.: Просвещение 1992.– 304с.
  9. Элективный курс «Методы решения физических задач» 10 – 11 классы, Н. И. Зорин, Москва «ВАКО», 2007 год (Мастерская учителя)

Согласовано:

Зам. директора по учебной работе: _______________ Е. Ф. Крюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...