Профессионально-педагогическая деятельность учителя в адаптивной системе обучения на уроках физики
статья по физике (8 класс) на тему

Шишкина Ирина Валентиновна

Всестороннее развитие личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шишкина Ирина Валентиновна,

учитель физики

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №8

им. К.К. Рокоссовского" г. Курска

Профессионально-педагогическая деятельность учителя в адаптивной системе обучения на уроках физики

Главной задачей учителя в адаптивной системе обучения является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, и поэтому основным принципом обучения становится внимание к интересам и индивидуальным потребностям обучающихся .

В условиях совершенствования образовательной системы возрастают требования к особенностям личности учителя, обусловливающим эффективность его деятельности. Учитель имеет дело с развивающейся личностью молодого человека, которая обладает своей собственной индивидуальностью. К этому добавляется фактор многообразия возникающих педагогических задач, которые требуют решения. Таким образом, творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, формирования своей собственной индивидуальности.

Индивидуальной формой отражения структуры педагогической деятельности учителя являются педагогические способности. Из общих личностных способностей выделяют самостоятельность, инициативу, гибкость и критичность мышления, эмоциональную устойчивость, ряд свойств внимания и воли. Из педагогических способностей - три основные группы: социально-перцептивные, рефлексивные, управленческие. Учитывая, что в основе адаптивной системы также лежит творческое начало, педагогическая деятельность учителя должна содержать пять компонентов: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический.

Полифункциональный и системный характер педагогической деятельности учителя проявляется в ее многоаспектности: в направленности не только на усвоение обучающимися знаний, способов деятельности, но и на развитие и становление личности обучающегося, на построение отношений в коллективе, на создание образовательной среды.

Преподавание физики имеет ряд специфических особенностей: широкое применение наглядности, разнообразного дидактического материала, проведение демонстрационного и лабораторного экспериментов .

        Деятельность учителя по формированию индивидуально-личностного развития обучающихся в процессе изучения физики заключается в системе планирования специальной работы учителя по развитию у обучающихся умения рассуждать, в вариативном использовании разнообразного дидактического обеспечения, а также в определенном выборе и органичном сочетании различных методов и организационных форм обучения и в корректировке учебного процесса и систематическом анализе полученных результатов.

Изучение физики начинается с 7-го класса. Как показывает опыт, обучающиеся практически всегда испытывают высокий уровень тревожности в отношении нового предмета. Поэтому в этих условиях необходима технология, сочетающая в себе деятельностный подход с личностно ориентированным обучением. Достижение образовательного результата возможно при реализации системно - деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС. На разных этапах урока развиваются познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД. Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Одна из таких технологий – технология адаптивного обучения.

Технология адаптивного обучения ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям обучающихся. Идея адаптивной системы опирается на один из главных принципов государственной политики РФ в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

На каждом занятии в рамках адаптивной системы обучения, учитель осуществляет следующие функции. Во – первых, в начале занятия он обучает всех обучающихся класса; сообщает новую информацию, демонстрирует, объясняет, тренирует и т.п., на последующих этапах занятия работает в индивидуальном режиме: управляет самостоятельной работой обучающихся в парах; осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль; работает индивидуально с обучающимися, отключая их от самостоятельной работы по очереди.

Для организации учебно-познавательной деятельности был разработан комплекс модульных карт (приложения), при составлении которых учитывалось, что при решении задач все обучающиеся работают в разном темпе и нуждаются в разной степени помощи (приложение 1). Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности обучающихся, но и от их индивидуально-личностных особенностей. Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство, обучающимся предлагаются дифференцированные задания. Но распределение этих заданий между ними учитель может иногда осуществлять на основе своей субъективной оценки их возможностей. Поэтому для этой же цели применяются многоуровневые задания с адаптацией.

В отдельных вариантах увеличивается от уровня к уровню лишь объем изучаемого текста. В других вариантах при неизменном объеме увеличивается трудность предлагаемых для решения задач.

Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов саморегуляции. Обучающиеся начинают с 1 уровня, а затем сами решают, стоит ли им после выполнения минимального задания, гарантирующего получение оценки «3» переходить к выполнению задания следующего уровня. Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый продвигается от уровня к уровню со своей скоростью.

Каждая тема урока физики состоит из двух частей: теоретической и экспериментальной.

На первом этапе работы обучающиеся изучают или закрепляют теоретическую часть данной темы, последовательно решая систему задач. На втором этапе работы выполняют практические задачи и проводят необходимые расчеты.

Теоретическая часть представляется в виде рабочих или учебных карт, в которых дается схема ориентировочной основы действий, так как интерес к изучению физики может вызвать метод подачи предметного содержания.

Содержание ориентировочной основы действий составляют базовые знания по данному курсу физики. Процесс обучения строится таким образом, чтобы усвоение знаний и умений происходило через их применение.

Для определения текущей и итоговой оценки используются различные тестовые задания. Диагностическая оценка проводится в форме выполнения тестовых трехуровневых заданий в режиме пары и завершается взаимоконтролем. Результаты взаимоконтроля позволяют либо перейти к процессу обучения сразу, либо воспользоваться информационно-учебной картой, которая включает: задания, необходимые знания и ориентир действий (приложение 2).

       Раздел модульной карты «Необходимые знания» включает в себя сведения справочно-вспомогательного характера, позволяющие актуализировать определенную часть материала, которая необходима для выполнения заданий учебной и учебно-экспериментальной карт. Ориентир действий дает возможность поддерживать учебную мотивацию в достижении целей.

Модульные карты экспериментальной части включают информационный и деятельностный компоненты. Включая в модульные карты информационный компонент, учитывались индивидуальные различия в уровне знаний обучающихся и их возможные затруднения при решении экспериментальных задач (приложение 3).

Информационный компонент включает в себя сведения справочно-вспомогательного характера, позволяющие обучающимся вспомнить ту часть учебного материала, которая необходима для выполнения технологического компонента. В технологический компонент входят условия задач и инструкции к их выполнению.

Итоги выполнения данной работы сохранялись и сравнивались с итогами контроля знаний по данной теме в параллельном классе, где обучение и контроль осуществлялись традиционными методами. Сопоставление полученных количественных данных позволяет констатировать, что первый сеанс работы с учебными модульными картами вызывает у большинства обучающихся определенные трудности. Однако индивидуальные результаты работы в значительной мере дифференцированы.

Эффективность применения методик адаптивной системы индивидуализации обучения, возрастала постепенно, по мере привыкания к основным элементам данной системы.

Чередуя в ходе занятий методику преподавания (адаптивная система, традиционная методика), обучающимся экспериментальной группы была предоставлена возможность в достаточной мере осознать свои впечатления и сравнить процесс и результаты различных способов обучения и контроля знаний. На основании этого в анкету обучающихся был включен вопрос "какой способ обучения и контроля знаний (адаптивный или традиционный) Вы предпочитаете и почему?" Результаты опроса оказались следующими: 60% обучающихся отдало предпочтение обучению в условиях адаптивной системы и контролю знаний, примерно 15% - традиционному; 25% обучающихся подчеркнули необходимость чередования способов обучения.

Обосновывая свою позицию, обучающиеся выделяли преимущества и недостатки, возникавшие при работе с предлагавшимися им обучающе-контролирующими модульными картами, а также отмечали преимущества традиционного процесса обучения.

Кроме того, обучающиеся выделяют определенные недостатки и в адаптивной системе индивидуализации обучения:

1. Определенные сбои в темпе выполнения заданий обучающе-контролирующих модульных карт на начальных этапах внедрения данной системы.

2. Возникающая иногда несогласованность действий при совместном обучении в парах (приложение 1).

В качестве одного из достоинств традиционного способа обучения называют привычность к организации учебного процесса в целом.

Проведение регулярного обучения и контроля знаний и умений обучающихся с помощью обучающе-контролирующих модульных карт позволило значительно повысить успеваемость в экспериментальной группе. Это объясняется наличием постоянной обратной связи в цепи "учитель - обучающийся".

Практически после каждого занятия учитель имеет возможность проанализировать результаты выполнения самостоятельных работ обучающихся, выявить пробелы в знаниях каждого ученика, а также группы в целом. Соответственно с этим, последующие занятия строились таким образом, чтобы в их ходе отрабатывались те знания и умения, которые слабо были усвоены обучающимися.

Следует отметить, что описываемая выше методика организации обучения и контроля способствовала не только повышению успеваемости обучающихся класса в целом (20%), но и оказала довольно большое влияние на развитие слабоуспевающих обучающихся (15%).

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что предлагаемая методика является достаточно эффективной, так как способствует повышению успеваемости обучающихся по физике.

Поскольку в новом ФГОС  основного общего образования большое внимание уделяется самостоятельной деятельности обучающихся как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться, то адаптивная система обучения предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым обучающимся на фоне самостоятельно работающей учебной группы. В адаптивной системе обучения доля самостоятельности возрастает в разы, ставятся иные цели: научить не столько решать конкретные задачи, сколько осмысливать сам путь решения. В ходе работы на разных этапах урока хорошо развиваются и проявляются коммуникативные, регулятивные и познавательные умения обучающихся, что способствует формированию личностных и метапредметных результатов обучения.

Педагогический процесс может быть эффективным, если в основе педагогической позиции учителя лежат принцип формировании индивидуально-личностного развития обучающихся в процессе обучения физике, отношение к нему как к активному деятелю, ориентация на построение отношений сотрудничества в совместной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояринцева Н. Н. Психолого-терапевтическая функция учителя в формировании адаптивной образовательной среды ученика: дисс. канд. пед. наук. -М.: РГБ, 2003.

2. Власова Е. З. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: дисс. д-ра пед. наук. - М.: РГБ, 2003.

3. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. - М.; Педагогика, 1991. - С. 19.

4. Горбунова Т.С. Методика реализации адаптационных возможностей личности учащегося в процессе обучения химии: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Омск, 2000.-24 с.

5. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

Приложение 1

Последовательность деятельности обучающихся на уроках

                         Диагностическая оценка

             Выполняйте задания теста, выбранного вами (А,В) уровня

                           Работайте в режиме пары        ВК

                           Нет        Индивидуальная

                             Вы можете достичь этих результатов?                           информационно-

                                                                                                                         учебная карта

        Да

                Да

                                    Необходима ли Вам помощь?

        Нет

                                   Актуализация знаний

                               Ответьте на вопросы учителя        ВК

        Работайте в режиме  пары

        Обучение: Учитель + обучающийся

Активно участвуйте в совместном построении обобщенной схемы по теме блока

           Выполняйте задания теста, выбранного вами (А,В) уровня

         ИР        СК

        Консультации

        Нет             учителя

        Вы можете достичь этих результатов?                                       +

                                                                                                                          Индивидуальная

                                                                                                                           информационно-

                                                              Да                                                          учебная карта

        Да

        Необходима ли Вам помощь?

        Нет

Учебная карта        ИР: обучающийся + учитель

Работая в паре выполните последовательно                будьте готовы к выполнению          

все задания выбранного вами (А,В) уровня                          индивидуального теста

Осуществите ВК

        Текущая оценка

            Выполняйте задания теста, выбранного вами (А,В) уровня

        

                           ИР        СК

        Нет

                              Вы можете достичь этих результатов?                                      

        Да

                    Учебно- экспериментальная карта                                      ИР:обучающийся +   

                   Последовательно выполняйте все задания карты,                учитель        

        работая в паре        ВК

        Итоговая оценка ИР                 СК

        Выполняйте задания итогового теста

 

                                                                                                                               Индивидуальная

        Нет        карта        

                                 Вы можете достичь этих результатов?                                      

        Да

                         

                                Повторите процесс со следующими задачами

        

Приложение 2

        Карта – задание по теме: «Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников».

(Уровень А)

  1. Как электрический ток зависит от напряжения?

А) Чем больше напряжение ,тем больше сила тока.

Б) Чем больше напряжение, тем меньше сила тока.

В) Сила тока прямо пропорциональна напряжению.

Г) Сила тока не зависит от напряжения.

  1. От чего, кроме напряжения, зависит сила тока в проводнике

А) От строения его кристаллической решётки и длины проводника.

Б) От разных свойств проводника.

В) От его сопротивления.

Г) От того, из какого металла он состоит.

  1. Электрическое сопротивление  - это физическая величина, которая…

А) …измеряется в омах.

Б)… характеризует электрические свойства проводника и от которой зависит сила тока.

В) … определяет силу тока в проводнике.

  1. Какое сопротивление проводника принято за единицу сопротивления

А) То, при котором сила тока в проводнике равна 1 А, когда напряжение на его концах          

равно 10 В.

Б) То, при котором напряжение на концах проводника 1В создаёт силу тока, равную 10 А.

В)  То, при котором сила тока в проводнике равна 1 А, когда напряжение на его концах равно 1 В.

  1. Как названа единица электрического сопротивления

А) Кулон (Кл).

Б) Ампер (А).

В) Ом (Ом).

Г) Вольт (В).

  1. Чем обусловлено сопротивление проводников

А) Столкновением движущихся упорядоченно электронов с ионами кристаллической  решётки.

Б) Взаимодействие движущихся электронов с с ионами кристаллической      

решётки.

В) Наличием хаотического движения электронов внутри кристаллической      

     решётки.        

(Уровень В)

1. Электрическим током называется…
А) упорядоченное движение частиц
Б) направленное движение заряженных частиц
В) направленное (упорядоченное) движение электронов
Г) беспорядочное движение частиц вещества

2.  За направление ока принято направление …
А) движения электронов                     Б) движения ионов
В) движения положительно заряженных частиц
Г) движения отрицательно заряженных частиц

3. Какая величина равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения?
А) сила тока              Б) напряжение          В) сопротивление         

Г) работа тока

4. Электрическое напряжение  измеряется в…
А) Амперах                Б) Вольтах                В) Джоулях                     Г) Омах

5. Сила тока в проводнике…
А) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника
Б) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению 
В) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника
Г) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению

6.  Реостат применяют для регулирования в цепи …
А) напряжения             Б) силы тока                  В) напряжения и силы тока

7.  5,6 кОм =
А) 560 Ом                Б) 5600 Ом            В) 0,56 Ом                Г) 0,0056 Ом

8.  Найдите неверную формулу:
А)  I = U * R                      Б) A = q * U                    В) U = I * R                 
Г) q = I * t

9.  При увеличении длины проводника его электрическое сопротивление…
А) уменьшится                Б) увеличится              В) не изменится

10. Сила тока в электрической цепи 2 А при напряжении на его концах 5 В. Найдите сопротивление проводника.
А)  10 Ом              Б) 0,4 Ом              В) 2,5 Ом             Г) 4 Ом

11. Найдите неверное соотношение:
А) 1 Ом = 1 В / 1 А                 Б) 1 В = 1 Дж / 1 Кл       
В) 1 Кл = 1 А * 1 с             Г) 1 А = 1 Ом / 1 В

Тема: «Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников».

Информационный компонент

Необходимые знания

Состав действий

Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами   кристаллической решетки.

R – электрическое сопротивление

R=U/I

1 ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 вольт сила тока равна 1 амперу.

 

Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Определите сопротивление  проводника, сила тока в котором 0,5 А при напряжении на его концах 120 В.

R=U/I

R=120 В / 0.5 А= 240 Ом

Задание

Взаимодействие обучающихся в процессе выполнения эксперимента.

Задание 1.Образование соединений с комплексным катионом.

Задание 1.1. Исходя из имеющихся в лаборатории приборов, измерьте сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедитесь на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нём и напряжения на его концах.

Задание 1.2.

На рис. представлен график зависимости силы тока в цепи от напряжения. Определите силу тока на участке цепи при напряжении 10В и 15В. Чему равно сопротивление этого участка цепи? Докажите, что сопротивление участка цепи не зависит от силы тока в ней и напряжения на её концах.

график.bmp

Самооценка. Оценка за работу выставляется

  1. по числу предложенных и успешно проведенных опытов;
  2. по числу правильно выполненных пунктов данной задачи.

Выполняйте задания экспериментальной части совместно, работая в режиме пары. Осуществляйте взаимоконтроль.

Выполняйте задания задачи индивидуально, осуществляя самоконтроль.

Приложение 3

Учебно–экспериментальная карта по теме «Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".

Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....

Урок в 6 классе «Изменение величины в процентах»адаптивная система обучения по Каменскому

ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент   2.Цель урока   3.Взаимопроверка домашнего задания   4.Закрепление изученного   5.Разноуровневое домашнее задание   6....

Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи».

Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи»....

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

Педагогическое исследование «Эффективность применения адаптивной системы обучения на уроках географии»

Изучение и применение на практике адаптивной системы обучения (автор А.С.Границкая) позволяет решать данные проблемы как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. В этом и заключается актуальн...

Организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

Методика распределения и подача учебного материала по органической химии....