Урок физики по теме: "Сила трения".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Курочкина Юлия Александровна

Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy».

Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века.

Сингапурская система обучения заключается в том, что  на уроке задействован весь класс. Используя эту систему на уроке учащимся приходится  работать в командах, учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями.  На обычных уроках  один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Эта система подходит тем учителям, которые хотят в своих учениках развить такие качества как:  коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: Сила трения.

7 класс

 Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Традиционный с приемами сингапурской методики.

Цели урока: раскрыть понятие силы трения, объяснить причины возникновения силы трения, познакомиться с различными видами силы трения, выяснить от каких факторов зависит сила трения.

Задачи: 

  1. Образовательные:
  • закрепить уже имеющиеся знания по теме «Силы в природе»;
  • познакомиться с силой трения;
  • объяснить причины возникновения силы трения;
  • продолжить формирование умения объяснять процессы с точки зрения строения вещества.
  1. Воспитательные:
  • формирование коммуникативных качеств, культуры общения;
  • формирование интереса к изучаемому предмету;
  • стимулирование любознательности, активности на уроке;
  • развитие умения работать в группе, сотрудничества, выслушивать товарищей, уважать их мнение.
  1. Развивающие:
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие логического мышления, интеллектуальных способностей;
  • развитие умений выделять главное в изучаемом материале;
  • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

Ход урока.

1. Организационный  момент. Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ  (инструмент для управления классом) распределяются в одной команде для организации эффективного учебного процесса.

(Слайд 1)  Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу, пусть наш урок  пройдёт организованно и с пользой. И начнем с повторения  темы. Выполним самостоятельную работу на листочках.

Слайд 2 Ребята, предлагаю вам подумать в течении 5 минут. Внимание время пошло. Внимание время закончилось. Передайте ваш листок с ответами партнеру по лицу, для проверки.

 Слайд 3 Правильные ответы на экране. СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ  (СТРУКТУРА В КОТОРОЙ 2 УЧАСТНИКА ВЫПОЛНЯЮТ С/Р НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТОЧКАХ И ПО ОКОНЧАНИЮ ПЕРЕДАЮТ ДРУГ ДРУГУ.)  

Самостоятельная работа. 

Класс:____________________________________

Фамилия, имя:_________________________________________________

Вариант 1

1.Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?

А. Силы упругости.   Б. Силы тяжести.   В. Веса тела.

2.Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?

А. 5Н.   Б. 0,5Н.   В. 50 Н.

3. Какую примерно массу имеет тело весом 120 Н? 

  А.  120 кг.   Б. 12 кг.   В. 60 кг.

4.Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в  сторону,  противоположную перемещению частиц тела, называется...   

А. Силой упругости.   Б. Весом тела.    В. Силой тяжести.

Вариант 2

1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

А. Сила тяжести.    Б. Сила трения.   В. Сила упругости.

2. Чему равна сила тяжести, действующая на кирпич массой 3 кг?     

А. 3Н.   Б. 30Н.   В. 0,3 Н.

3. Подвешенная к потолку люстра действует на потолок с силой 50 Н. Какова масса люстры?

А. 50 кг.   Б. 4 кг.   В. 5 кг.

4. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется...     

А. Силой упругости.   Б. Силой тяжести.   В. Весом тела.        

Взаимопроверка 

1

2

3

4

В 1

б

а

б

а

В 2

а

б

в

в

3. Изучение нового материала

(слайд 4) Ребята! Мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая физику.

 (слайд 5). Ребята, как вы думаете какое отношение имеют эти картинки  к сегодняшнему уроку? Ответ получим в конце урока

Слайд 6 Проведем 1 опыт. Возьмите наждачную бумагу и простой карандаш. Необходимо   провести карандашом по наждачной бумаге, затем по стеклу. Ответьте на вопрос. Что вы наблюдаете? Почему? Ребята, предлагаю вам подумать  и обсудить  в группе в течении 30 секунд. Время пошло. Время закончилось. Отвечает стол № ….

Структура Таймд РАУНД РОБИН (В ТЕЧЕНИЕ 30 СЕКУНД ).

Ответ: Когда мы проводили карандашом по наждачной бумаге – мы наблюдали трение.

Поверхность наждачной бумаги шероховатая и это мешает движению.

Слайд 7 Открываем тетради и записываем  тему урока: “Сила трения” (слайд ).

Сегодня на уроке мы должны выяснить: что такое сила трения. От каких величин она зависит.

  • Сила трения  - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и препятствующая их относительному движению.

Слайд 8 Обозначается латинской буквой F тр.  Сила трения направлена противоположно движению.

ЭЙ АР ГАЙД «руководство предположения\ реакции»  (обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления)

Ребята, как вы думаете какие причины возникновения сил трения? Свои предположения  запишите в столбике «До». поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- « , если вы не согласны с утверждением. Поработайте над этим заданием самостоятельно. На выполнение задания 10 секунд. Время пошло. Время закончилось.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Причина возникновения сил трения:

1) шероховатость поверхности

2) притяжение молекул взаимодействующих тел

Сила трения всегда направлена вдоль соприкасающихся поверхностей противоположно движению

Посмотрите видеофрагмент. (Приложение).  

Еще раз прочтите  все утверждения. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-« , если вы не согласны с утверждением. На выполнение задания 10 секунд. Время вышло. Сравните столбики «До» и «После». После просмотра ваше мнение о причине силы трения изменилось?  Отвечает стол №  

СЛАЙД Запишите в тетрадь Причины возникновения сил трения: 

1) шероховатость поверхности,

2) притяжение молекул взаимодействующих тел 

Сила трения всегда направлена вдоль соприкасающихся поверхностей в противоположную сторону движения.

Слайд 11 Различают силу трения: покоя, скольжения, качения.

Слайд 12 Сила, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого тела, называется силой трения скольжения.

Слайд 13 Сила , возникающая при качении одного тела по поверхности другого, называется силой трения качения.

Слайд 14 Сила, возникающую между неподвижными друг относительно друга телами, называют силой трения покоя.

Физкультминутка - ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» (обучающая структура для получения информации о классе) :                                                                                                  

  • Встаньте, ребята, которые любят спорт;
  • Кто любит танцевать;
  • Кому нравится зима;
  • Кто выучил домашнее задание по физике.

Теперь встаньте, задвиньте стульчики. Следующее задание экспериментальное. Ребята, перед вами лежат физические тела и рабочие карты. Вам необходимо выполнить практическое задание и сделать вывод.

Экспериментальная работа в группах по изучению силы трения. 

 -  ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН «подумай-запиши-обсуди в команде».

1 стол и 3 стол зависимость силы трения от площади поверхности

4 и 6 стол зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.

3 и 5 стол  зависимость силы трения от вида поверхности.

Время вышло, заканчиваем свою работу. Выслушаем отчёты групп по результатам проведённой работы.   слайд 13,14,15

Мы изучили с Вами различные виды трения. Они помогают нам при движении и могут мешать движению. Так  какое отношение имеют эти картинки  к сегодняшней теме?

Как увеличить трение? Увеличить нагрузку, использовать специальные материалы

Как уменьшить трение? Шлифование поверхностей, смазка, уменьшение нагрузки. Замена силы трения скольжения на силу трения качения.

4. Закрепление нового материала. Каждой группе дается по 1 вопросу и  пословицу или поговорку. Необходимо ответить на вопрос и объяснить физический смысл пословицы.

1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?

  Что кругло – легко катится.

2. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?

" Коси коса, пока роса, роса долой, и мы домой".

3. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

“Сухая ложка рот дерет”.

4. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?

      Все идет как по маслу”.

5. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?

Баба с возу – кобыле легче.

6. Кататься как сыр в масле.

Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая называется силой трения, эта сила очень важна для нас. Трение - СИЛА ЗНАКОМАЯ, НО ТАИНСТВЕННАЯ. Запишите домашнее задание.

6. Домашнее задание. § 30-32. Написать мини сочинение «Если бы не было силы трения»

7. сегодня вы хорошо поработали на уроке. Напишите на листочках свое мнение об уроке.

  1. Я узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.
  5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Урок закончен. До свидания, ребята.

Приложение 1:

1. Класс:_____________

Фамилия, имя:_______________________________________

Вариант 1

1. Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?

А. Силы упругости.   Б. Силы тяжести.   В. Веса тела.

2.Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?

А. 5Н.   Б. 0,5Н.   В. 50 Н.

3. Какую примерно массу имеет тело весом 120 Н? 

  А.  120 кг.   Б. 12 кг.   В. 60 кг.

4.Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в  сторону,  противоположную перемещению частиц тела, называется...   

А. Силой упругости.   Б. Весом тела.    В. Силой тяжести.

Класс:_____________

Фамилия, имя:_______________________________________

Вариант 2

1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

А. Сила тяжести.    Б. Сила трения.   В. Сила упругости.

2. Чему равна сила тяжести, действующая на кирпич

массой 3 кг?     

А. 3Н.   Б. 30Н.   В. 0,3 Н.

3. Подвешенная к потолку люстра действует на потолок с силой 50 Н. Какова масса люстры?

А. 50 кг.   Б. 4 кг.   В. 5 кг.

4. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется...     

А. Силой упругости.   Б. Силой тяжести.   В. Весом тела.        

Приложение 2:

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Причина возникновения сил трения:

1) шероховатость поверхности

2) притяжение молекул взаимодействующих тел

Сила трения всегда направлена вдоль соприкасающихся поверхностей противоположно движению

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Причина возникновения сил трения:

1) шероховатость поверхности

2) притяжение молекул взаимодействующих тел

Сила трения всегда направлена вдоль соприкасающихся поверхностей противоположно движению

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Причина возникновения сил трения:

1) шероховатость поверхности

2) притяжение молекул взаимодействующих тел

Сила трения всегда направлена вдоль соприкасающихся поверхностей противоположно движению

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Причина возникновения сил трения:

1) шероховатость поверхности

2) притяжение молекул взаимодействующих тел

Сила трения всегда направлена вдоль соприкасающихся поверхностей противоположно движению

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Причина возникновения сил трения:

1) шероховатость поверхности

2) притяжение молекул взаимодействующих тел

Сила трения всегда направлена вдоль соприкасающихся поверхностей противоположно движению

Приложение 3:

1. Задание: ответить на вопрос и объяснить физический смысл пословицы.

Зачем зимой дорожки посыпают песком?

«Что кругло – легко катится.»

2. Задание: ответить на вопрос и объяснить физический смысл пословицы.

Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?

" Коси коса, пока роса, роса долой, и мы домой".

3. Задание: ответить на вопрос и объяснить физический смысл пословицы.

Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

“Сухая ложка рот дерет”.

4. Задание: ответить на вопрос и объяснить физический смысл пословицы.

Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?

«Все идет как по маслу”.

5. Задание: ответить на вопрос и объяснить физический смысл пословицы.

Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?

«Баба с возу – кобыле легче.»

6. Задание: ответить на вопрос и объяснить физический смысл пословицы.

Кататься как сыр в масле.

Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси, персидский поэт 940-1030 гг.

Слайд 2

Самостоятельная работа:

Слайд 3

Мельчайшая частица данного вещества называется …. Молекулы состоят из … Молекулы одного и того же вещества ….…друг от друга. При нагревании все тела ………..... Молекулы холодной и горячей воды …… друг от друга. Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называется …… При одинаковой температуре скорость диффузии минимальна в …..……. телах. Тема: Строение вещества

Слайд 4

Взаимопроверка Мельчайшая частица данного вещества называется молекулой. Молекулы состоят из атомов. Молекулы одного и того же вещества не отличаются друг от друга. При нагревании все тела расширяются. Молекулы холодной и горячей воды не отличаются друг от друга. Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называется – диффузией. При одинаковой температуре скорость диффузии минимальна в твёрдых телах.

Слайд 5

«5» - ошибок нет . «4» - 1 ошибка. «3» - 2 ошибки. «2» - 3 ошибки и.т.д. Критерии оценки:

Слайд 6

«Самое прекрасное и глубокое из достигнутых чувств - это ощущение тайны, ибо в нем - источник истинной науки». Эйнштейн

Слайд 8

Физический эксперимент « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать »

Слайд 9

СИЛА ТРЕНИЯ. Тема урока:

Слайд 10

сила трения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, препятствующая движению и приложена к телу, которое движется. F тр

Слайд 11

Каковы причины возникновения силы трения?

Слайд 12

Возникает в случае гладко отшлифованных поверхностей Причины возникновения силы трения:

Слайд 13

Трение покоя Трение качения Трение скольжения Виды силы трения:

Слайд 14

Трение скольжения : Сила, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого тела.

Слайд 15

Трение качения: Сила, возникающая при качении одного тела по поверхности другого. При одинаковых нагрузках сила трения качения меньше силы трения скольжения. Это было замечено еще в древности.

Слайд 16

Трение покоя : Сила, возникающая между неподвижными друг относительно друга телами. На наклонной опоре сила трения покоя удерживает тело

Слайд 17

Физкультминутка

Слайд 18

Физический эксперимент «Хорошо подумав, отвечай, На опыте проверив, утверждай!»

Слайд 19

Сила трения зависит от: 2. Силы, прижимающей тело к поверхности. Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше сила трения.

Слайд 20

Сила трения зависит от: 1. Вида соприкасающихся поверхностей. Чем поверхность шероховатее, тем больше сила трения

Слайд 21

Сила трения НЕ зависит от: Площади соприкасающихся поверхностей.

Слайд 22

Какое отношение к уроку имеют эти картинки?

Слайд 24

Домашнее задание. § 30-32. Написать мини сочинение «Если бы не было силы трения »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий на примере урока физики по теме: "Сила трения".

Урок физики по теме:"Сила трения". 10 класс. Урок с использованием ИКТ. На уроке применяется работа в малых группах, а также имеются элементы исследовательской деятельности....

Урок физики на тему: "Сила трения".

В данной работе содержиться подробный план урока физики 7 класса на тему: "Сила трения", составленный  по технологии проблемного обучения....

Урок физики по теме "Сила трения" в 7 классе

Урок изучения новой темы "Сила трения" в 7 классе...

Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата....

Методическая разработка урока физики на тему "Сила трения" (7 класс)

Методическая разработка содержит план-конспект урока...

Урок физики по теме "Сила трения" 7 класс

Урок физики в 7 классе в соответствии с ФГОС по теме "Сила трения"...

Урок физики по теме: "Сила трения"

   Цели урока:    образовательные:   - формирование представлений о силе трения,   -  изучить причины и виды трения,   - выявить прир...