Рабочая программа 7-9 классы А.В. Перышкин ФКГОС-2004
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Лущенкова Елена Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Выселковский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

станицы Новомалороссийской

муниципального образования Выселковский район

                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                              решением педагогического совета

                                                   от 31 августа 2015 года протокол №1

          Председатель ___________Л.Ю. Беленко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

Уровень образования (класс)   основное общее,  7-9  класс

Количество часов  204                  

Учитель   Лущенкова Елена Анатольевна

Программа разработана на основе программы «Физика. 7 – 9 классы». Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

1. Пояснительная записка

          Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 25.03.2004 г. № 1089.

2. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 25, утвержденной педагогическим советом № 1 от 31.08.2015 г.

3. Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по физике и  программы «Физика. 7 – 9 классы». Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010, с учётом рекомендованного к использованию УМК  А.В. Перышкина.

Цель:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
  • формирование у обучающихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
  • понимание отличий научных данных от непроверенной информации;
  • овладение обучающимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

2. Общая характеристика учебного предмета

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественнонаучных предметов.

  Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

  Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

 Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина Физика 7 – 9 классы, Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010 г. отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. По  Базисному учебному плану школы предмет изучается в 7-9 классах в количестве 204 часов (по 68 часов, 2 часа в неделю), и в соответствии с выбранными  учебниками:

А.В. Перышкин  Физика 7 класс, М: «Дрофа» 2012-2014 г.

А.В. Перышкин  Физика 8 класс, М: «Дрофа» 2012-2014 г.

А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс, М: «Дрофа» 2012-2014 г.

Класс

7

8

9

Количество часов в неделю

2

2

2

Итого

68

68

68

4. Содержание учебного предмета

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение   (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная   лабораторная  работа

 1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

  1. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная  лабораторная работа

 2. Измерение размеров малых тел.

  1. Взаимодействие  тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр.   Графическое   изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.  

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные  лабораторные работы

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объема твердого тела.
6. Измерение плотности твердого тела.

  1. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы  нормального давления.
  3. Определение  центра  тяжести  плоской пластины.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.    

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные  лабораторные работы

10. Измерение давления твердого тела на опору.

11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

 12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (13 ч + 2 ч из резерва)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая анергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные  лабораторные работы

13. Выяснение условия равновесия рычага,
14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение. Термометр, Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.         

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные   лабораторные  работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

2. Изменение агрегатных  состояний вещества (11ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение.

Психрометр.

 Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления.

Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная   лабораторная работа

4. Измерение относительной влажности воздуха.

3. Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое  поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты.  Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные  лабораторные  работы

5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
7. Регулирование силы тока реостатом.

8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

9. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (7ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник
с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные   лабораторные работы

10.Сборка электромагнита и испытание его действия.

  1. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

5. Световые явления (9 ч + 2 ч из резерва)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные  лабораторные  работы

  1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
  2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
  3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

Материальная точка. Система отсчета.         

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.  

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные   лабораторные  работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  1. Измерение ускорения свободного падения.

2.        Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

 Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

3. Электромагнитное поле (17 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.  Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные   лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.
  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

4. Строение атома и атомного ядра (11 ч + 4 ч из резерва)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные   лабораторные работы

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9.Измерение естественного  радиационного фона дозиметром.

  1. Тематическое планирование

Тематическое распределение часов

п/п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

авторская программа

рабочая

программа

7

8

9

7

8

9

1

Введение

4

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

5

3

Взаимодействие тел

21

21

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

23

5

Работа мощность. Энергия

13

13+2(из резерва)

6

Тепловые явления

12

12

7

Изменение агрегатных состояний вещества

11

11

8

Электрические явления

27

27

9

Электромагнитные явления

7

7

10

Световые явления

9

9+2 (из резерва)

11

Законы взаимодействия и движения тел

26

26

12

Механические колебания и волны. Звук

10

10

13

Электромагнитное поле

17

17

14

Строение атома и атомного ядра

11

11 +4(из резерва)

15

Резервное время

4

4

6

Итого:

70

70

70

68

68

68

7 класс

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Основное содержание.

Введение.

4

1.

ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.

1

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

2.

Погрешности измерений.

1

3.

Физика и техника.

1

4.

ТБ. Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности».

1

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

5.

Молекулы.

1

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

6.

ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1

7.

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.  

1

8.

Притяжение и отталкивание молекул.

1

9.

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Взаимодействие тел.

21

Движение и взаимодействие тел.

10

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения.

10.

Механическое движение. Равномерное движение.

1

11.

Скорость.

1

12.

ТБ. Лабораторная  работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». 

1

13.

Инерция.

1

14.

Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.

1

15.

ТБ. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

16.

Плотность вещества.

1

17.

ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение объёма твёрдого тела».

1

18.

Решение задач на расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

19.

ТБ. Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела».

1

Силы в природе

11

20.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации.

1

21.

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

1

22.

Упругая деформация. Закон Гука.

1

23.

Динамометр. Графическое изображение силы.

1

24.

ТБ. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины».

1

25.

Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела.

1

26.

ТБ. Лабораторная работа № 8 «Определение центра тяжести плоской пластины».

1

27.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

1

28.

ТБ. Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

29.

Решение задач по теме «Взаимодействие тел».

1

30.

Контрольная работа № 1 по теме «Взаимодействие тел».

1

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

23

Давление

5

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

31.

Давление. Давление твёрдых тел.

1

32.

ТБ. Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твёрдого тела на опору».

1

33.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

34.

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

1

35.

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

1

Атмосферное давление

9

36.

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

37.

Атмосферное давление.

1

38.

Опыт Торричелли.

1

39.

Барометр – анероид.

1

40.

Изменение атмосферного давления с высотой.

1

41.

Манометр.

1

42.

Насос.  

1

43.

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

44.

Контрольная работа № 2 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

Архимедова сила

9

45.

Архимедова сила.

1

46.

Решение задач по теме «Архимедова сила».

1

47.

ТБ. Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

1

48.

Условия плавания тел.

1

49.

ТБ. Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

50.

Водный транспорт.

1

51.

Воздухоплавание.

1

52.

Решение задач по теме «Архимедова сила».

1

53.

Контрольная работа № 3 по теме «Архимедова сила». 

1

Работа и мощность. Энергия.

13+2 (из резерва)

Работа и мощность

8

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

54.

Работа силы, действующей по направлению движения тела.  

1

55.

Мощность.

1

56.

Простые механизмы. Условие равновесия рычага.

1

57.

Момент силы. Равновесие тела с закреплённой осью вращения.  

1

58.

ТБ. Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

59.

Виды равновесия. «Золотое правило» механики.  

1

60.

КПД механизма.

1

61.

ТБ. Лабораторная работа № 14 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

Энергия

7

62.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.  

1

63.

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

64.

Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

1

65.

Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия».

1

66.

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

1

67.

Повторение и обобщение по теме «Работа и мощность. Энергия».

1

68.

Повторение  и обобщение материала по курсу физики 7 класса.

1

Итого:

68 ч.

8 класс

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Основное содержание.

Тепловые явления.

12

1.

ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия.

1

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

2.

ТБ. Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

1

3.

Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

1

4.

Виды теплопередачи.

1

5.

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества.

1

6.

Решение задач на расчёт количества теплоты.

1

7.

ТБ. Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

8.

Удельная теплота сгорания топлива.

1

9.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

1

10.

ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

1

11.

Решение задач по теме «Тепловые явления».

1

12.

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления».

1

Изменение агрегатных состояний вещества.

11

13.

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления.

1

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

14.

 Удельная теплота плавления.

1

15.

Испарение и конденсация.  

1

16.

Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.

1

17.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления.

1

18.

ТБ. Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха».

1

19.

Удельная теплота парообразования.

1

20.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

21.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник.

1

22.

Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

23.

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

Электрические явления.

27

Электрический ток

6

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Правила безопасности при работе с электроприборами.

24.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

1

25.

Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

1

26.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

27.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы.

1

28.

Электрическая цепь. Электрический ток в металлах.

1

29.

Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

1

Закон Ома для участка цепи

9

30.

Сила тока. Амперметр.

1

31.

ТБ. Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

32.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

1

33.

ТБ. Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

34.

Электрическое сопротивление.

1

35.

Закон Ома для участка электрической цепи.

1

36.

Удельное сопротивление.

1

37.

Реостаты.

1

38.

ТБ. Лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом».

1

Соединение проводников

4

39.

Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

40.

Решение задач по видам соединения проводников.

1

41.

Решение задач по видам соединения проводников.

1

42.

ТБ. Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

1

Работа и мощность тока

8

43.

 Работа и мощность тока.

1

44.

 ТБ. Лабораторная работа № 9 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1

45.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счётчик электрической энергии.

1

46.

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы.

1

47.

Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

1

48.

Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

1

49.

Решение задач по теме «Электрические явления».

1

50.

Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления».

1

Электромагнитные явления.

7

51.

Магнитное поле тока.

1

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

52.

Электромагниты и их применение.      

1

53.

ТБ. Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

54.

Постоянные магниты.

1

55.

Магнитное поле Земли.

1

56.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

1

57.

ТБ. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

Световые явления.

9+2 (из резерва)

58.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения.

1

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

59.

ТБ. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

1

60.

Плоское зеркало. Преломление света.

1

61.

ТБ. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

1

62.

Линзы. Фокусное расстояние линзы.

1

63.

ТБ. Лабораторная работа № 14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

1

64.

Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы.

1

65.

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1

66.

Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления».

1

67.

Повторение и обобщение по теме «Оптические явления».

1

68.

Повторение и обобщение материала по курсу физики 8 класса.

1

Итого:

68 ч.

 9 класс

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Основное содержание.

Законы взаимодействия и движения тел.

26

Кинематика

11

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.  Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1.

ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчёта.

1

2.

Перемещение.

1

3.

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

4.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

1

5.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

1

6.

Решение задач на расчёт скорости, ускорения, пути при равноускоренном движении.

1

7.

ТБ. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

8.

Относительность механического движения.

1

9.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1

10.

Решение задач по теме «Кинематика».

1

11.

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика».

1

Динамика

11

12.

Инерциальная система отсчёта.

1

13.

Первый, второй и третий законы Ньютона.

1

14.

Решение задач на законы Ньютона.

1

15.

Свободное падение.

1

16.

Решение задач по теме «Свободное падение».

1

17.

ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

18.

Невесомость.

1

19.

Решение задач на законы Ньютона.

1

20.

Закон всемирного тяготения.

1

21.

Закон всемирного тяготения.

1

22.

Решение задач по теме «Динамика».

1

Закон сохранения импульса – 4ч

4

23.

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

24.

Реактивное движение.

1

25.

Решение задач по теме «Динамика».

1

26.

Контрольная работа № 2 по теме «Динамика».

1

Механические колебания и волны. Звук.

10

27.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

1

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.  Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

28.

ТБ. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины».

1

29.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

1

30.

ТБ. Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

1

31.

Вынужденные колебания. Резонанс.

1

32.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

1

33.

Звуковые волны. Скорость звука.

1

34.

Высота, тембр и громкость звука.

1

35.

Звуковой резонанс.

1

36.

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

Электромагнитное поле.

17

Магнитное поле

4

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.  Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров.  Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

37.

Однородное и неоднородное магнитное поле.

1

38.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

39.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

40.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

Электромагнитная индукция

4

41.

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

1

42.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

43.

ТБ. Лабораторная работа № 5 «Изучение явления электромагнитной индукции». 

1

44.

Явление самоиндукции.

1

Колебания и волны

9

45.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1

46.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

47.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

48.

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

49.

Электромагнитная природа света.

1

50.

Преломление света. Показатель преломления.

1

51.

Дисперсия света. Типы оптических спектров.

1

52.

ТБ. Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров». 

1

53.

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

Строение атома и атомного ядра.

11+4 (из резерва)

Строение атома

2

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

54.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

55.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

1

Строение атомного ядра

9

56.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и  массового чисел.

1

57.

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

58.

ТБ. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». 

1

59.

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

60.

ТБ. Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». 

1

61.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1

62.

ТБ. Лабораторная работа № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

1

63.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.

1

64.

Контрольная работа № 4 по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

Повторение материала

4

65.

Повторение по теме «Кинематика».

1

66.

Повторение по теме «Динамика».

1

67.

Повторение по теме «Законы сохранения».

1

68.

Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

Итого:

68 ч.

  1.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Печатные пособия

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (ФКГОС ООО). - М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Примерные программы основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010 г.
  3. Программы «Физика. 7 – 9 классы». Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.А.В.
  4. Перышкин «Физика 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,  2012-2014.
  5. А.В. Перышкин «Физика 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,  2012-2014.
  6. А.В. Перышкин «Физика 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,  2012-2014.
  7. А.В. Перышкин  Сборник задач по физике: 7-9 кл. к учебникам                   А.В.Перышкина и др. – М.: «Экзамен», 2012-2014.
  8. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение,  2011
  9.   Л.А. Кирик, Физика-7, самостоятельные и контрольные работы. – М: «Илекса», 2012 г.
  10.  Л.А. Кирик, Физика-8, самостоятельные и контрольные работы. – М: «Илекса», 2012 г.
  11. Л.А. Кирик, Физика-9, самостоятельные и контрольные работы. – М: «Илекса», 2012 г.
  12. О.И. Громцева Тесты по физике. 7 класс. –  М.: «Экзамен» 2013
  13. О.И. Громцева Тесты по физике. 8 класс. –  М.: «Экзамен» 2013
  14. О.И. Громцева Тесты по физике. 9 класс. –  М.: «Экзамен» 2013
  15. О.И. Громцева Контрольные  и самостоятельные работы по физике к учебнику  А.В. Перышкина «Физика 7 класс». – М.: Экзамен, 2013 г.
  16.  О.И. Громцева Контрольные  и самостоятельные работы по физике к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс». – М.: Экзамен, 2013 г.
  17. О.И. Громцева Контрольные  и самостоятельные работы по физике к учебнику  А.В. Перышкина «Физика 9 класс». – М.: Экзамен, 2013 г.

Технические средства обучения

кабинет физики оснащён:

  • комплектом технических средств обучения: компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Образовательные диски:

  1. Электронное приложение к учебникам.
  2. Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий»
  3. Учебное электронное издание. Физика 7-11 кл. Практикум.
  4. Кирилл и Мефодий. Библиотека Электронных наглядных пособий. Физика.
  5. Компьютерный курс "Открытая физика 1.1"
  6. Наглядная физика. Версия 2.0.
  7. «Астрономия» Библиотека электронныхнаглядных пособий.

Электронные образовательные интернет - ресурсы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

     http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

  1. Открытая физика http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm
  2. Газета «1 сентября»: материалы по физике

      http://1september.ru/

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

      http://festival.1september.ru/

  1. Физика.ru  http://www.fizika.ru
  2. КМ-школа http://www.km-school.ru/
  3. Электронный учебник http://www.physbook.ru/
  4. Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов

      http://bookfi.org/

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект «ГИА-лаборатория»:
  1. Набор «Механические явления»;
  2. Набор «Тепловые явления»;
  3. Набор «Оптические и квантовые явления»;
  4. Набор «Электромагнитные явления».
  1. Лабораторное оборудование по механике.
  2. Лабораторное оборудование по молекулярной физике.
  3. Лабораторное оборудование по электродинамике.
  4. Лабораторное оборудование по оптике.

        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от 28.08.2015г. № 1

 ________Е.А. Лущенкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

      ________И.Ф. Терентьева

                         

     от «____»08.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа физика 9 класс ( (А.В. Перышкин, Е М.Гутник)

Рабочая программа по учебному предмету "Физика" 9 класс составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В. Перышкина "Физика" 7-9 классы....

Рабочая программа "Физика 7 класс" к учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа по физике для 7 класса  к учебнику А. В. Перышкина,включающая календарно-тематическое планирование...

рабочие программы 7-9 класс по Перышкину

рабочие программы 7-9 класс по Перышкину...

Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС

Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....

Рабочая программа 7-9 классы по физике учебник Перышкин Гутник

Рабочая программа по физике 7-9 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и  примерных программ по учебным пред...

рабочая программа 8-9 класс 4 часа по Перышкину

Программа сс углубленным изучением физики...