разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Киселёва Елена Ивановна

текст и презентация к уроку "Архимедова сила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhimedova_sila.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №17

при ИУ, ИК-7

г.Калининграда

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ

в 7 классе

«АРХИМЕДОВА СИЛА»

 

Учитель:

Киселёва Елена Ивановна;

 

2012-2013 учебный год

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформулировать понятие архимедовой силы

Задачи урока:

Образовательная 

  • Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
  • установить, от каких факторов зависит;
  • изучить содержание закона Архимеда;
  •  вывести формулу, выражающую зависимость силы от плотности жидкости (газа) и объема тела на основе закона Паскаля;

Развивающая 

  • продолжить формировать умение находить равнодействующую двух сил;
  • развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная 

  • совершенствование приемов логического мышления: приема сравнения, умения делать выводы, анализ, выделять главное в учебной информации;
  • формирование познавательного интереса.

Оборудование : сосуд с водой, сосуд с соленой водой, динамометры, набор грузов, пластилин. компьютер, мультимедиа-проектор, наборы оборудования для групп, компьютерная презентация Power Point.

Методы: 1. Словесный(рассказ, сообщение);

                2. Наглядный;                                                                                                                            

                3. Практический;

                4. Частично поисковый;

                5. Проблемный.

Формы: фронтально-индивидуальная, работа в парах.

                                                Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1,2)  

Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать механику.

В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Прежде чем изучить новую тему, давайте повторим пройденный материал, выполнив тест. Выполнение теста.

  1. Изучение нового материала.

        

Учитель: Есть два одинаковых по объему шарика: 1- пластмассовый, 2- металлический скажите, что произойдет, если я опущу их в воду? Ответ поясните?

Ответ учащихся: Пластмассовый будет плавать, а металлический утонет т.к плотность металлического шарика будет больше чем у пластмассового, а значит и масса будет больше.

Учитель: Тогда почему корабли плавают, а камень брошенный в воду тонет?  Слайд 2

Ответ учащихся: На корабль действует какая – то сила, заставляющая его всплывать на поверхность.

Учитель: Итак, давайте сформулируем цель нашего урока? ( Совместно с детьми формулируем цели) слайд 3

1) Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело.

2) Качественно описать силу, действующую на тело в жидкости (установить от чего зависит эта сила).

3) Количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула).

4) Научиться применять полученные знания  на практике.

– Молодцы! Первая часть урока называется: “Выталкивающая сила” Оставьте место мы в конце урока сформулируем тему урока и допишем. Слайд 4

  1. Проводиться фронтальный эксперимент: 

Задача: исследование действия жидкости на погруженное в них тело.

Учитель: Попробуем решить первую задачу, которую мы поставили перед собой: Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело.

В чем мы должны убедиться? (в воде тело легче, чем в воздухе).

Как это сделать? (Могут быть разные ответы, все гипотезы записываются на доске). Слайд 5

  1. Определим  вес данного тела в воздухе – 10.
  2. Определим вес этого тела в воде – 11.
  3. Сравните результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
  4. Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе? (на тело в воде действует сила)
  5. Куда направлена эта сила?
  6. Знаете ли вы, кто впервые исследовал действие силы на тело, погруженное в жидкость?
  7. Как называется эта сила?
  8. Какую информацию мы должны записать для пополнения багажа наших знаний в ваш физический словарик?

Существует 9– архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Слайд 6

C:\Documents and Settings\т\Рабочий стол\район\Урок физики по теме Архимедова сила  Фестиваль «Открытый урок».files\4.gif

Учитель:  С первой поставленной задачей мы свами справились.  Исследовали действие жидкости на погруженное в нее тело.

Какая следующая задача стоит перед нами?

Учащиеся: Попробуем установить, от чего зависит выталкивающая сила, и от чего не зависит.

Учитель: для этого разбиваемся на группы и по плану выполняем задания. (раздается карточки с этапами эксперимента)

Учитель: У вас на столах лежат разные тела и жидкости. Что вы можем предположить? (показываю задания на доске)

Учащиеся 1 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности тела.

Учащиеся 2 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от массы тела.

Учащиеся 3 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности жидкости

Учащиеся 4 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от глубины погружения.

Учащиеся выполняют задания и делают выводы.

Учитель: Какой вывод был сделан каждой  группой?

Зафиксируем каждый вывод. Результаты работы каждой группы записываем в тетрадь в виде таблицы.

Учитель: Мы решили вторую поставленную задачу и  получили качественную зависимость архимедовой  силы от плотности жидкости и объема тела.

Учитель: Исходя из этих данных можем ли мы попробовать решить третью задачу нашего урока?

Учащиеся:  Да. Попробуем количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула).

Демонстрация опыта с ведерком Архимеда .

Учитель: Итак, выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости, в объеме погруженного в нее тела.  

Учитель: По какой формуле мы находим вес тела?

Учащиеся: , а  т.к. масса определяется по формуле , то подставив эти формулы, получим, что архимедова сила равна  

Учитель: Мы получили количественную зависимость архимедовой  силы от плотности жидкости и объема тела (формулу). Каковы наши дальнейшие действия?

Учащиеся: Попробуем научиться применять полученные знания  на практике.

Проводится игра «Достань жемчужину». ( нужно нажать на название и появится экран с заданиями) Авторы: Архипова А. И., Золотарев Р. В.

Направлять водолаза по пустым клеткам. При движении в правом верхнем углу появляются вопросы. Если учащиеся отвечают правильно, то водолаз переходит дальше, если ошиблись, то он возвращается на корабль.

  1. Рефлексия

Учитель: Подведем итоги урока.

  • Что нового вы узнали, поняли?
  • Давайте сейчас сформулируем тему урока?
  • Что научились делать?
  • Что понравилось больше всего на уроке? Что вызвало затруднение? Почему?

Учитель: Сегодня на уроке вы получили знания и умения, которые помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными, но не только в окружающем мире встречается данное явление, оно описывается в стихах. Вот, например

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.
Тише Танечка не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Объясните с точки зрения физики Тане, почему мячик не тонет?

Домашнее задание:    § 48-49 стр. 114-120

  

        

ПРИЛОЖЕНИЯ

                    1 ВАРИАНТ

                   2  ВАРИАНТ

1.Плотность вещества это-

   А.отношение массы тела к его объему

   Б.произведение массы тела к его объему

   В.отношению объема тела к массе

2. Единица измерения  массы в СИ.

   А.  г

   Б.   кг

   В.  тонна

3.Какой закон используется в устройстве гидравлических машин?

   А.Закон всемирного тяготения.

   Б.Закон Паскаля .

   В.Закон Торричелли.

4.Вес тела человека в равномерно опускающемся лифте

   А.равен силе тяжести

   Б.больше силы тяжести

   В. Меньше силы тяжести

5. Стальная, латунная и чугунная детали имеют одинаковые объемы. Какая  из них имеет большую массу? ?

  А.стальная

  Б.латунная

  В. чугунная

1.Масса тела- это физическая величина характеризующая .

   А.вес тела

   Б.размеры тела

   В.инертность тела

2. Единица измерения  веса тела.

   А.  Н

   Б.   Па

   В.  м2

3.Вес космонавта в ракете, стартующего с поверхности Земли,

   А.равен силе тяжести

   Б.больше силы тяжести

   В. Меньше силы тяжести

4.Давление ,производимоена жидкость или газ,передается по всем направлениям без изменения.

     А.Закон всемирного тяготения.

   Б.Закон Паскаля .

   В.Закон Торричелли.

5. Стальная, латунная и чугунная детали имеют одинаковую массу. Какая  их них будет большего объема?

  А.стальная

  Б.латунная

  В. чугунная  

 

Задание.   Группа 1.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный  цилиндры.

1.     Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.                                                                      

2.     Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.                                                                                                          3.     Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела

Задание.     Группа 2.

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела разного объема, но одинаковой плотности

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объёма из  пластилина.

1.     Определить архимедову силу, действующую на каждое тело.                                                                                                             2.     Сравнить эти силы.                                                                                                                                                                  

3.     Вывод.

Задание.    Группа 3.

Архимедова сила в пресной и соленой воде, действующая на  одно и тоже тело.

Оборудование: динамометр, сосуды с водой и маслом (соленой водой), алюминиевый цилиндр.

1.     Определить архимедовы силы, действующие на тело в воде, масле.                                                                                                               2.     Чем отличаются эти жидкости ?                                                                                                                                                                

3.     Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях!  

4.     Вывод:

Задание.    Группа 4. .

Архимедова сила в зависимости от глубины погружения всего тела

Оборудование: высокий сосуд с водой, динамометр, тело из  пластилина.

1.     Определить архимедову силу, действующую на тело на различной глубине.                                                                                               2.     Сравнить эти силы.                                                                                                                                                                    

3.     Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике с применением ЭОР для 7 класса по теме "Сила упругости"

Предлагаю вашему вниманию подробный конспект по физике для 7 класса. Хочу прочитать ваши коментарии и отзывы об уроке....

Разработка урока по физике "Плотность вещества. Архимедова сила"

Физика-наука экспериментальная.  Поэтому, руководствуясь идеей деятельностного подхода, которая предусматривает рост самостоятельной работы учащихся, и технологией концентрированного обучения мет...

Разработка урока по физике 8 класс "Сила тока. Измерение силы тока"

Урок разработан с использованием интерактивной доски и ЦОРами....

Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...

Разработка урока по физике на тему «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы» для 9 класса

Разработка урока по теме "Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы." позволит повторить, обобщить и углубить знания о составе атомных ядер; сформировать понятие «изотопы веществ»; сформировать поня...

разработка урока по физике "Архимедова сила. Плавание тел"

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила. Плавание тел"...